Чатал-Хёюк
Чатал-Хююк или Чатал-Хёюк ( «вилообразный холм») – крупное поселение неолита и энеолита в южной Анатолии (совр. Турция). Из всех обнаруженных на Ближнем Востоке неолитических поселений это - крупнейшее. Памятник размещён на Плато Конья, которое является дном высохшего озера плейстоцена, в дельте реки Чаршамбра на высоте около километра над уровнем моря. Состоит памятник из двух примыкающих друг к другу холмов, западного и восточного.
Первый этап раскопок поселения (1961-1965 гг.) проводил британский археолог Джеймс Мелларт. В 1993 году начал новый этап исследования под руководством также британского археолога Иэна Ходдера.
Раскопки на территории западного холма показали, что это было поселение эпохи раннего энеолита (халколита); но было ли оно заселено в другие времена, исследователям пока не удалось установить.
Изучение восточного холма дало археологам гораздо больше результатов. В общей сложности было открыто 15 уровней. При помощи радиоуглеродного анализа были датированы наиболее ранние слои - концом VII тысячелетия до н. э., а верхние уровни, начиная с VI — периодом между 6000 и 5500 гг. до н. э. Ныне исследователи склоняются к к тому, что ранние слои Чатал-Хёюка древнее - вплоть до середины VIII тыс. до н. э.
Предполагается, что в эпоху неолита между холмами протекал рукав реки Чаршамба. Основным занятием местных жителей, благодаря доступности воды, были земледелие, скотоводство и охота.
Остатки построек слоёв II - VIII хорошо сохранились и можно составить по ним исчерпывающее представление об архитектуре поселения. Она была консервативной и почти не менялась со временем. Дома, в плане прямоугольные, строились вплотную друг к другу без проходов или улиц между ними. Строились они из необожженных глиняных кирпичей, высушенных на солнце. Стены и полы отштукатурены и для их раскраски жители пользовались охрой. Крыша была из деревянных балок, покрытых толстым слоем глины. Вход в постройки обычно был с крыши по лестнице. Отверстие в крыше было единственным источником света и свежего воздуха, потому что окон не было. Оно же служило и дымоотводом для имевшегося глинобитного очага.
Хоронили обитателей Чатал-Хёюка прямо на территории их домов под полами (чаще всего под очагами) в скрюченном положении, завернутыми в шкуры или тканые простыни. Перед тем трупы подвергались экскарнации — их выставляли на солнце и хоронили только после того, как от тела останется только скелет. Иногда от мертвых тел отделяли черепа и хоронили их отдельно.
Существование таких обрядов известно археологам в других архаичных культурах (например, культуре Бейда в докерамическом Иерихоне). Некоторые из фресок на стенах изображают хищных птиц, которые кружатся над обезглавленными телами, возможно, выложенными для экскарнации.
В Чатал-Хёюке были найдены многочисленные настенные росписи со сценами охоты, ритуалов, или просто с геометрическими орнаментами.
Одна из наиболее интересных фресок изображает несколько рядов фигур, которые можно принять за изображение домов. Рядом с ними, по предположению, находится двуглавая вершина потухшего вулкана Хасандаг во время извержения, наблюдаемого из Чатал-Хёюка. Так что, фреска может считаться первым в истории примером карты или пейзажа.
Ещё стены домов украшали рельефы, на которых просматриваются крупные кошачьи хищники, и скульптуры бычьих голов.
В большом количестве в Чатал-Хёюкке были найдены всевозможные каменные и глиняные статуэтки — фигурки животных (быков, коз, свиней) и женские статуэтки с преувеличенными гендерными признаками, возможно,это изображения Богини-Матери. Самой известная статуэтка изображает тучную женщину с оружием, опирающуюся на двух больших кошек. Большое количество именно женских статуэток породило гипотезу о матриархальности древнего социума. Но в наше время гипотеза не поддерживается.
Погребённых в их дорогу снаряжали различными предметами быта: сосудами из дерева, а позже и керамическими.
Металлообработка отображается артефактами, начиная с VI слоя, где были найдены изделия из самородных меди и свинца, что было задолго до наступления бронзового века. Жители Чатал-Хёюка умели обрабатывать обсидиан — из него делались ножи, наконечники для копий и стрел, зеркала.
Основным материалом для производства предметов быта на протяжении всех периодов поселения был кремень.
Пока не выяснены причины запустения Чатал-Хёюка . Известно лишь, что в последние столетия его существования по соседству от него возникло крупное поселение, Хаджилар, которое в какой-то момент новым центром поздненеолитической Анатолии.