«Сверхнепредсказуемая» сверхновая
Если верить некоторым источникам, Бетельгейзе, правое плечо небесного охотника, в любой момент может издать свой последний вздох в виде продолжительной и яркой сверхновой вспышки, оставив после себя пустое, невидимое невооруженным глазом место.
Это полностью изменит облик созвездия, так красиво оживляющие зимнее небо наших широт. Стоит ли ожидать это событие на нашем веку, и таит ли оно угрозу нашей планете?
ИК снимок Бетельгейзе
Согласно ряду новостных лент, грандиозная сверхновая вспышка может загореться в любую секунду. Бетельгейзе повысит свою яркость в тысячи раз и будет несколько месяцев озарять небо, пока постепенно не погаснет и не оставит после себя разрастающуюся Крабовидную туманность с невидимой нейтронной звездой или черной дырой в её центре. Ничем серьёзным такая космическая катастрофа нам не грозит, если только один из полюсов взрывающейся звезды не будет направлен в сторону Земли. Поток гамма-лучей и заряженных частиц создаст некоторые проблемы с магнитной обстановкой и озоновым слоем планеты её атмосферы. Есть ли основания доверять такой информации, или это очередные страшилки СМИ?
Вероятность взрыва
Учёные не отрицают вероятность такого исхода. Однако, доподлинно неизвестно, взорвётся ли светило завтра, или через миллион лет, также неизвестно, взорвётся ли оно вообще. Несмотря на всю мощь современной астрономии, знания, касающиеся жизни звёзд, будто бы заново переживают младенческий период. Парадокс существования сверхмассивных гигантов, проблемы моделирования звездообразования в тесных системах ставят под сомнения сложившиеся научные парадигмы о жизни звезд. Открытие объектов, которые не вписывают в рамки существующих теорий, скорее создают больше вопросов, чем ответов. Примером тому является даже всем известная Бетельгейзе, о которой, казалось бы, мы должны знать всё.
Неизвестная Бетельгейзе
Туманность вокруг ярко-красного сверхгиганта Бетельгейзе
Что нам известно о Бетельгейзе? Астроном-любитель, ткнув пальцем в красноватый огонёк, расскажет о её колоссальных размерах, переменности и других общедоступных фактов. И, чтобы возбудить воображение слушателя, добавит, что, если поместить её на место Солнца, то в недрах сверхгиганта оказались бы все планеты земной группы, а возможно даже и Юпитер. В этом он окажется прав, но как бы это ни было странно, профессиональный астроном будет оперировать едва ли ни таким же набором знаний о красном исполине. К примеру, до сих пор не установлено точного размера, массы и расстояния до Бетельгейзе.
Расстояния до звезды оценивается в таких грубых пределах, как 420-650 световых лет, некоторые источники дают и вовсе ужасающие границы от 180 до 1300 световых лет. Оценка величин массы и радиуса также не отличаются точностью и варьируются в пределах 13-17 солнечных масса и 950-1200 солнечных радиусов соответственно. Столь большие расхождения объясняется тем, что, в силу её удалённости, расстояния до Бетельгейзе невозможно измерить методом годичного параллакса. Кроме того, Бетельгейзе не является ни двойной звездой, ни входит в какое-либо тесное скопление. Такая особенность не позволяет корректно оценить массу и другие характеристики звезды, в том числе и абсолютную светимость.
Диск звезды Бетельгейзе, снимок телескопа Хаббл
Даже тот факт, что Бетельгейзе стала первой звездой (естественно, после Солнца), у которой удалось измерить угловой размер и получить детальное изображение её диска, по сути, не даёт нам никаких существенных данных касательно её параметров и природы.
Подобным образом обстоит дело со всем «звёздным» разделом астрономии. Учёным не только приходится разрабатывать новые модели, описывающие механизмы образования, эволюции и смерти звёзд, но и кардинальным образом перекраивать старые. К примеру, как объяснить существование, недавно открытых, звёзд с массой 200-250 солнечных, если верхний теоретический предел до недавних пор оценивался 150 солнечным массам? Чем объяснить природу гамма-всплесков? Не за горами прочие открытия, которые будут дальше ставить в тупик астрономов.
Быть ли взрыву?
Юпитер, Альдебаран, Бетельгейзе, М42 и Плеяды
Возвращаясь к Бетельгейзе, можно вынести своеобразным вердикт тем источникам, которые заявляют о неминуемом появлении на нашем небосклоне ярчайшего «прощального фейерверка». Астрономы дают ясно понять, что такое событие хоть и имеет вполне реальную вероятность произойти на наших глазах, да вероятность эта крайне мала, и оценить её не представляется возможным. Естественно, средства массовой информации, пытаясь оживить публику, переделывают на свой лад эти осторожные заявления
Сверхновые взрывы относят к тем космическим событиям, которые наблюдаются де-факто. В науке не было случая, чтобы был зарегистрирован сверхновый взрыв, который предсказали и ждали заранее. По этой причине астрономы лишь косвенно могут судить о процессах, предшествующих взрыву.
Касаемо Бетельгейзе, учёные уверенно заявляют о том, что звезда находится в своей завершающей жизненной стадии, когда текущее процентное содержание углерода и последующих тяжелых элементов уже не может поддерживать стабильные термоядерные процессы. Согласно существующим моделям, с наибольшей вероятностью это приведёт к прекращению гидродинамического равновесия звезды, другими словами – к сверхновому взрыву. Также существует возможность того, что Бетельгейзе завершит свою жизнь ни столь ярко, а просто постепенно сбросит свою оболочку, превратившись в кислородно-неонный белый карлик.
В любом случае современная наука неспособна назначить точную дату взрыва или же отвергнуть сам факт того, что он будет. Возникший ажиотаж в СМИ по поводу появления «второго Солнца» разразился после того, как в мировом астрономическом сообществе возникли споры по поводу стремительного понижения средней яркости и размера Бетельгейзе. Многие астрономы уверенно заявили о том, что такое явление объясняется скорым сверхновым взрывом, которые по космическим меркам наступят вот-вот – в течение двух ближайших тысячелетий. Другие более сдержанны в своих прогнозах, и объясняют угасание звезды некими временными или периодическими процессами. Этот необъявленный астрономический диспут показывает, сколько нового и неизведанного предстоит познать учёным.
Мечта галактического масштаба
Остататок сверхновой типа Ia
Несомненно, яркий огонёк в небе вдохновил бы людей на позабытые мысли о том, насколько они ничтожны во Вселенной. Стоит только на мгновенье подумать, что этот же самый взрыв могут наблюдать возможные обитатели других далёких систем нашей необъятной галактики. Реальную же неоценимую пользу такая звёздная весть принесёт астрономам. Наступи столь близкий и ожидаемый сверхновый взрыв на нашем веку, в его сторону будут направлены любопытные взоры всех видов телескопов и прочей аппаратуры. В судорожном восторге учёные будут забивать свои базы данных тоннами ценной информации, поступающей со светом взрыва. Ежедневно со всех уголков света будет раздаваться информация об очередном сенсационном открытии. Но это лишь туманные мечты.
Реальность диктует свои правила. Взрыва Бетельгейзе не только ни стоит бояться или даже ожидать его увидеть, фактически о нём лишь можно мечтать. Тем более яркий огонёк, зажгись он на наших глазах, едва ли сравнился бы по яркости с полной луной и не принесёт бы нам какого-либо существенного вреда. А пока у нас есть возможность и дальше наблюдать за красной звёздочкой Ориона и надеяться, что астрономы будут пополнять свои знания без столь редких и удивительных событий.
О новых астрономических открытиях и других актуальных космических новостях читайте на нашем сайте. Подписывайтесь, приглашайте друзей, встретим «сверхновости» первыми!
Источник: spacegid.com