Аракульский Шихан. Древнейшие в мире Уральские горы хранят множество тайн древней истории нашей Земли и цивилизаций, предшествовавших сегодняшней. И только совсем недавно Урал начал приоткрывать нам свои секреты. Утро Сварога разгорается всё ячее, понемногу высвечивая удивительную жизнь наших предков, которую, после гибели Даарии более 100 тысяч лет назад, до сих пор надёжно хранила в себе их новая Родина – Сибирь и Урал.
С конца 20-го, начала 21 века на громадной территории Урала в массовом порядке исследовательские группы, состоявшие как из учёных, так и энтузиастов-краеведов, стали открывать древние мегалитические постройки, которые позволяют говорить о совершенно новой странице не только истории нашей страны, но и всего мира. Здесь можно найти все типы мегалитических построек, известных науке. Это и менгиры или стоячие камни, дольмены – каменные столы и гробницы, кромлехи – дугообразные каменные сооружения и геоглифы, и остатки каменных городов и амфитеатров, скрытых землёй и растительностью, и гигантские стены, и пирамиды.
В Челябинской области, в 129 км от Челябинска и 140 км от Екатеринбурга, вблизи города Верхний Уфалей находится ещё один удивительный уральский мегалит, похожий на Петрогром и Чёртово городище. Его называют Аракульский Шихан. Это скальная цепь, протянувшаяся с востока на запад более чем на 2 км. Максимальная ширина цепи 40-50 м. Максимальная высота – вершина, названная почему-то в честь английского премьер-министра Чемберлена, возвышается на 80 м (примерно на высоту 30-этажного дома). Каким образом Чемберлен затесался во вполне ассоциативные названия других вершин пониже – курица, старуха, черепаха, каменная голова, ладонь, неизвестно. В ясную погоду с Шихана открывается потрясающий вид на 11 озёр, окружающих мегалит.
Самой распространённой версией происхождения Аракульского Шихана явяляется его природное происхождение. Мол, дождь, ветер и солнце за миллионы лет превратили камни в гранитные блоки, равномерно уложенные друг на друга. Поверить, что это создала природа, а не человек, очень трудно. Шихан производит устойчивое впечатление, что кто-то старательно сложил стену-заграждение, эдакую старшую сестру Великой Китайской Стены, из гигантских гранитных блоков. Оно усиливается особенностями этого места, которое представляет собой перевал с великолепным обзором, что наталкивает на предположение, что Аракульский Шихан мог быть сторожевым объектом, с постоянно действующими наблюдательными пунктами, которые передавали бы сигналы на большие расстояния. Однако здесь таится опасность перенесения наших знаний и опыта на объект, изначальное предназначение которого может быть совсем другим, да ещё таким, каким нам и в голову прийти не может, ввиду отсутствия тех явлений и понятий, коими оперировали его создатели. Возможно, позже его и использовали в оборонительных целях, но когда это было (если было), кто и от кого защищался, нам это тоже, увы, неизвестно.
Аракульским его прозвали потому, что он расположен в нескольких километрах от чистейшего озера Аракуль, а шиханами на Урале называют каменистые утёсы на вершинах гор. Существует несколько версий названия озера. В переводе с тюркского: Аракуль – «промежуточное озеро», то есть находящееся между двух хребтов. Более поздняя версия – в переводе с башкирского языка – это «далёкое озеро». Однако, существует и более древнее – арийское толкование этого названия. АР – земля, РА – солнце, КУЛЬ – в древнеиранском языке означающее «сырой луг, мокрое пастбище, водоём, пруд, озеро». Возможное значение слова Аракуль может быть таким: «там, где земля встречает солнце и отражается в озере». Об арийском происхождении других топонимов Южного Урала можно прочитать в книге Пяткова В.В. «Арийский след на Южном Урале». Челябинск. 2009 г.
На Аракульском Шихане активно работают археологи. В основном они находят, так называемые, «стоянки». Они установили, что первый человек пришёл в эти места ещё в неолите – 3 тысячи лет до нашей эры. С тех пор там постоянно жили люди, разные люди. Племена приходили и уходили. Проанализировав найденнкю керамику, археологи пришли к выводу, что начиная от Раннего железного века до Средневековья (V век до н.э. – 1 тысячелетие н.э.) у Аракульского Шихана жили представители различных в хронологическом отношении культур, но, безусловно, родственных. Всего описано 13 памятников истории и археологии. Особо стоит отметить так называемкю иткулькую культуру (7-3 вв. до н.э.), созданную людьми, как их называют, из племени Огня – древними металлургами. Названа она так потому, что городище и серьёзные объёмы выработок их доменных печей найдены у деревни Даутово на озере Иткуль. Они производили изделия, как бы сейчас выразились, в промышленных масштабах. Их оружие так называемого «скифо-савроматского» облика – наконечники для стрел особой характерной формы, наконечники копий и мечи-акинаки, а также украшения в «зверином скифском стиле» прослеживаются при раскопках на огромной территории, вплоть до современных украинских степей, у скифов. И это ещё один факт-доказательство существования Великой Скифии.
Основной загадкой Аракульского Шихана являются идеально круглые каменные чаши, разного диаметра и глубины, выдолбленные в граните на всём протяжении хребта. Самая маленькая чаша составляет всего несколько десятков сантиметров в диаметре и столько же в глубину, самая большая – полтора метра в диаметре и 70 сантиметров в глубину. Учёные до сих пор не могут дать однозначный ответ на вопрос: как они появились и для чего предназначались? Как всегда в случае, когда никто ничего толком не знает, появляются разные версии. Самой популярной является версия ритуального предназначения этих чаш. Были они ритуальными костровищами, а сам Шихан – Святилищем огнепоклонников – открытым каналом общения с Высшими Силами. Во время главных языческих праздников волхвы в них зажигали огонь и приносили в жертву животных. Эта версия базируется в том числе и на том, что на дне некоторых чаш археологи обнаружили несколько слоёв золы, а также кусочек глины, сожжённый до керамзита, что указывает на высокие температуры и неоднократность разведения огня. Предполагается, что каждая чаша имела своё название и предназначение. Любопытно, что в некоторых каменных чашах пробиваются растения, в дождливое время в них собирается вода, причём цвет воды в каждой – разный, а самая большая, полутораметровая, постоянно наполнена водой и не пересыхает даже в самое жаркое лето. И в этом всём тоже видят непостижимый сакральный смысл. Другая версия гласит, что чаши идеальной формы – это следы высокоразвитой инопланетной цивилизации. На скале стоял какой-то инопланетный объект, оставивший после себя идеально ровные следы. Напоследок расскажем красивую и грустную легенду об озере Аракуле.
Давным-давно, на берегу озера, маленького и неприметного, жил старый охотник. Когда поселился он там и как долго жил, никто и не знает. Был у охотника сын. Любил старик сына, всё, что знал и умел, передавал ему, а тот рос, словно молодой лось, статный да могутный. Тайга им обоим родным домом была, кормила и одевала их, по своим законам жить заставляла, однако сильно и не баловала. А на другой стороне озера жил злой дух тайги. Ночами бродил по ельникам, по мшистым болотам-марям, по седым уральским кряжам и нёс с собой смерть да несчастье. Где рыси спящего лосёнка укажет, где в когти филину серого зайку загонит, да как захохочет от радости… От этого хохота, говорят, и у волка на загривке шерсть дыбарем поднималась. А днём не видно духа, в дупляную коряжину спать завалится, и только мошка-мокрец до самого вечера над смрадным дыханием его каруселью кружится.
Однажды пришли к озеру люди и выжили с насиженного места злодея. Поставили чумы островерхие, а из коряги дупляной челночёк-лодочку сделали. Охотой промышлять начали, злобных рысей капканами половили, филинов – вещунов несчастья по лесу вовсе разогнали. Старика-охотника за его нелюдимость дикарём прозвали вместе с сыном его. Была, однако, в становище том и девушка-любимица, черноокая, быстрая, словно косуля горная. Любила та девушка по ночному озеру на лодке-челночке кататься. С вечера сядет в лодочку, ударит веслом воду хрустальную, и плывёт по лунной дорожке… Знать не могла она, что глядят на неё с разных берегов озера глаза разные. С одного берега, с гряды каменной, тоской-кручиною глаза молодого дикаря к дорожке лунной прикованы, а с другого, из болота мшистого, зелёной злобой глаза духа блестят. Долго продолжалось так, сидит молодой дикарь, от лодки глаз оторвать не может, а у ног его, на камне сером, угольки тлеют… Однако сказать трудно почему, но повернула однажды лодочка к гряде каменной, выпрыгнула из неё девушка, позвала охотника, да… по утреннему туману домой и вернулась. Так с той поры и повелось. Видно уж всё молодое к молодому тянется, а счастье, оно берегами не обозначено…
Только злей еще сверкать стали глаза зелёные из болота мшистого. Пришёл как-то под вечер злодей к дикарю старому, да и говорит:
– Остепени сына, пусть девку бросит!
А старик ему в ответ:
– Давно гляжу я на них и ничего плохого в том не вижу, да и на мать его, с которой меня противу воли разлучили, она уж очень похожа. Не мешай счастью цвести, злодей, не погань радость человеческую!
Да и прогнал его. Обозлился дух, полетел на гряду каменную к молодому дикарю.
– Брось девку – говорит – мы с тобой всегда в мире жили!
А тот смеётся:
– Знаешь ли – говорит – зелёный, что такое счастье?
– Только ударится лодка о камни у берега – быть тебе камнем! – прорычал дух, за так зло зубами скрипнул, что серые валуны в темноте синими стали, жутким сияньем засветились.
Встал охотник, подошёл к краю гряды, поглядел на дорожку лунную.
– Опоздал, зелёный, куда же мне без неё, да вот и она сама!
Только сказать успел – в камень и превратился… Выбежала девушка наверх, к костерку, да и поняла всё сразу… Припала к камню-валуну, заплакала… Долго она так плакала, слёзы в сером камне ямки выбили и, стекая ручейками, озеро намного больше сделали.
Много дней и ночей смотрел на неё злодей – слезам человеческим радовался. Однажды захотел её с собой утащить, только лапы протянул, когтями плеч девичьих коснулся, отвалился кусок гранита-камня от валуна, да и перешиб обе лапы злодею. Взвыл дух! Проклял место то и девушку в камень превратил…
С тех самых пор и зовут то озеро Ара-Куль, что значит Слеза-озеро. Гряду называют Дикарь-камень, а самый крайний валун, чуть наклонённый, по имени девушки Шихан-камнем зовут. И вода в том озере чистая-чистая, все камушки на дне видно. А вот на самой середине озера всегда рябь стоит. Там по преданию злой дух утоплен. Выследил его старый Дикарь, да вместе с дуплом, обмотав ремнями, и утопил на середине Слезы-озера… http://v-istok.ru/nashi-istoki/megality-urala-arakulskij-shixan/
Источник: v-istok.ru