28 февраля (11 марта) 1726 года — день рождения В.Я. Чичагова. Василий Яковлевич был одним из выдающихся сподвижников Екатерины II. Он вошел в историю как известный мореплаватель — исследователь Арктики, прославленный победами флотоводец и энергичный организатор реформ в интересах укрепления Российского флота. За заслуги перед Отечеством Василий Яковлевич был удостоен ордена Св. Андрея Первозванного — высшей награды Российской империи, а также ордена Св. Георгия 1-й степени – высшей военной награды.
Поразительно, что, несмотря на столь впечатляющие заслуги, с восшествием на престол императора Павла I Чичагов впал в немилость и очень редко появлялся в свете. Зато враги не щадили его. Не признавая объективную обоснованность его оборонительной тактики, они обвиняли его в нерешительности, излишней осторожности, а порой и в злом умысле. После смерти, имя В.Я. Чичагова почти не упоминалось, а при советской власти было и вовсе забыто.
Родился Василий Яковлевич 28 февраля 1726 года в небогатой семье под Костромой. После окончания Навигацкой школы, он продолжил обучение морскому делу в Англии, а затем получил назначение на Балтийский флот. В 1756 году началась Семилетняя война. В это время Чичагов командовал фрегатом «Св. Михаил». Его отвага и старание были отмечены командованием, и в 1758 году Василий Яковлевич получил звание капитан-лейтенанта. Вскоре после завершения войны его производят в капитаны 1 ранга и назначают помощником главного командира Архангельского порта.
Арктическая эпопея адмирала Чичагова
В 1763 году М.В. Ломоносов совместно с президентом Адмиралтейств-коллегии И.Г. Чернышевым и известным навигатором А.И. Нагаевым подготовил план первой русской научной высокоширотной арктической экспедиции по поиску кратчайшего пути из Северной Европы в Тихий океан. Он основывался на предположении Ломоносова о том, что летом сильные ветра отгоняют ледовые поля от северного побережья Шпицбергена и открывают свободное море, по которому суда смогут пройти между Шпицбергеном и Гренландией через Полярный бассейн и Берингов пролив к Камчатке.
Маршрут полярной экспедиции Чичагова
Экспедиция была организована в 1764 году с заданием: «учинить поиск морского проходу Северным океаном в Камчатку». Ее начальником был назначен В.Я. Чичагов, в связи с чем его произвели в капитаны бригадирского ранга. По указанию императрицы, назначенные в экспедицию суда назвали по фамилиям их командиров — «Чичагов», «Бабаев» и «Панов». В то время такой чести не удостаивался ни один капитан, ни в нашем, ни в иностранных флотах. Этим актом императрица подчеркивала роль командиров в столь трудном плавании и побуждала их к безусловному выполнению поставленной задачи.
Дважды — в 1765 и 1766 годах — экспедиция Чичагова выходила в океан. Но льды не позволили ей пройти далее 80 градусов 30 минут северной широты. Во время этих плаваний Чичагов свершил два великих океанографических открытия. Во-первых, он доказал, что центральная часть Арктики, с вершиной у Северного полюса покрыта сплошным, паковым льдом (в то время многие ученые считали, что в районе Северного полюса есть обширная область с чистой водой). Во-вторых, Чичагов определил, что в Северном Ледовитом океане ледяные массы постоянно дрейфуют с востока на запад.
По результатам этой экспедиции за смелость и высокий профессионализм Чичагов стал именоваться «адмиралом Гренландского моря». Разумеется, эти плавания и не могли привести к успеху. Чичагову можно поставить в заслугу уже то, что он без потерь вернул свои суда к родным берегам и доказал, что поставленная задача невыполнима для деревянных парусников. Российское правительство больше не предпринимало таких экспедиций, тогда как моряки других стран гибли в бесплодных попытках пробиться к полюсу. Неудачи гораздо более поздних частных плаваний В.А. Русанова, Г.Л. Брусилова, Г.Я. Седова только подтвердили правоту Чичагова. Арктические исследования были успешно продолжены в советское время, подробности читайте здесь.
На турецком направлении
В 1768 году его назначили главным командиром Архангельского порта. В этом же году началась русско-турецкая война. Срочно потребовались новые корабли, и Чичагов реорганизует работы так, чтобы вместо четырех можно было одновременно строить шесть новых кораблей. За заслуги на этом поприще В.Я. Чичагов был произведен в контр-адмиралы и отозван в Петербург. Ему поручили подготовку экипажей судов Балтийского флота к переходу в Средиземное море и к боевым действиям против турок. В 1772 году одну из подготовленных им эскадр Чичагов перевел на Средиземное море, а по возвращении был главным командиром сначала, Ревельского, а затем Кронштадтского портов.
Флотоводческое искусство В.Я. Чичагова впервые проявилось на Черном море. Его взгляды на тактику морского боя коренным образом отличались от взглядов многих наших выдающихся адмиралов. Он считал, что в определенных условиях гораздо выгоднее не атаковать, а занять хорошую оборонительную позицию, на которой можно будет разгромить гораздо более сильного атакующего противника. Эта тактика полностью оправдала себя в боях как с турецким, так и со шведским флотами.
Весной и летом 1774 года эскадра Азовской флотилии под его флагом охраняла вход в Керченский пролив и 9 июня вступила в бой с многократно превосходившими ее силами турецкого флота. В течение двух дней турки пытались пробиться в пролив, но наш отряд заранее занял очень выгодную позицию. Три наших фрегата и несколько малых судов героически отражали атаки 5 линейных кораблей, 9 фрегатов и множества гребных судов турок. В результате турецкая эскадра покинула поле боя.
Решающие победы на Балтике
Летом 1788 года шведский король Густав III объявил войну России. Весной 1789 года Екатерина II назначила вице-адмирала В.Я. Чичагова командующим Балтийским флотом. Его эскадра вышла в море 2 июля, а 6 июля вступила в сражение со шведами у острова Эланда. Следуя своей тактике, Чичагов не атаковал неприятеля, а вел перестрелку и ожидал подхода подкреплений. Но шведские корабли ушли в Карлскрону. Затем наш гребной флот одержал убедительную победу в первом Роченсальмском сражении (О Роченсальмской победе Читайте подробнее). В результате этих побед господство на море перешло к русским.
Ревельский бой 2 мая 1790 года
С картины А.П. Боголюбова
На следующий (1790 год) Густав III решил взять реванш. Он планировал разбить русский флот, высадить десант у Ораниенбаума и победоносно завершить войну. Шведская эскадра появилась у Ревеля 1 мая, но защитники города были готовы к встрече. Так как шведы имели более чем двукратное превосходство по количеству кораблей, В.Я. Чичагов решил дать сражение, оставаясь на якоре. В итоге, Ревельское сражение закончилось полной победой русских. Несколько шведских кораблей получили значительные повреждения, один сел на камни и был сожжен шведами, а второй сдался. За это сражение В.Я. Чичагов был награжден орденом Св. Андрея Первозванного.
После Красногорского сражения ревельская и кронштадтская эскадры под командованием В.Я. Чичагова заблокировали шведский флот в Выборгском заливе. Почти месяц адмирал выжидал и готовился к решающему сражению. Оказавшийся в безвыходном положении Густав III решился на отчаянный прорыв. Вслед за парусными кораблями ближе к берегу самостоятельно прорывались гребные суда. Пройдя сквозь сильный перекрестный огонь русских кораблей, шведам удалось отойти под защиту крепостных орудий Свеаборга, где они были заблокированы до конца войны. В Выборгском сражении шведский флот потерял 7 линейных кораблей, 3 фрегата и более 50 гребных судов. В плен было взято до 5000 человек. Подробности читайте в статье Выборгское сражение.
Выборгское сражение 22 июня 1790 г.
С картины М.В. Петрова-Маслакова
Вновь адмирал добился полного поражения противника ценой относительно небольших потерь, которые были восполнены трофеями. Оборонительная тактика В.Я. Чичагова была вынужденной и хорошо обдуманной. Она позволяла компенсировать недостатки в подготовке экипажей и невысокие мореходные качества русских кораблей. После Выборгского сражения В.Я. Чичагов стал первым и единственным российским моряком, удостоенным ордена Св. Георгия I-степени. Когда он шел получать эту награду, то Императрица Екатерина II встречала его у входа в Зимний дворец, что было высшей формой уважения флотоводцу — победителю!
После этой войны Чичагов вышел в отставку и жил в своем имении. Он умер 4 апреля 1809 года и был похоронен на кладбище в Александро-Невской лавре.
Интересно, что в 1790 году наш флот одержал две очень важные для России победы. Первая из них, одержанная 22 июня в Выборгском сражении, имела большое стратегическое значение, поскольку означала победоносное завершение войны со Швецией 1788-1790 годов. Однако эта дата не объявлена Днем воинской славы, победным днем. Вторая победа – 11 сентября в сражении у мыса Тендра. Она тоже была очень важной для нас, но все-таки стала всего лишь одной из морских побед этой войны. Тем не менее, она объявлена Днем воинской славы, победным днем. Подробнее читайте в статье о сражении у мыса Тендра.
При написании статьи были использованы следующие материалы:
- Шигин В.В. От Ревеля до Красной Горки. Морской сборник № 4 1990 г.
- Словарь биографический морской. СПб. 2000 г.
- Сирый С.П. Русско-шведская война 1788-1790 гг.
- Скрицкий Н.В. Самые знаменитые флотоводцы России. М. 2000 г.
- Издательский дом «Равновесие». Путешественники и мореплаватели. Том 3. 2004 г.
Победы Чичагова на Балтике были настолько впечатляющими, что сразу же привели к завершению войны. Екатерина II высоко оценила их, а вот в обществе были и критические суждения, затем имя В.Я. Чичагова просто забыли. Как Вы думаете, уважаемый читатель, не пора ли нам воздать должное заслугам этого выдающегося флотоводца и поставить его в один ряд с нашими прославленными адмиралами парусного флота.
Автор: Владимир Додонов
Источник: www.korvet2.ru