В Москве зимует двадцать семь тысяч серых шеек
Результаты 34-го учета зимующих водоплавающих птиц Москвы на 21 января 2018 года
Зима в 2017 году наступила необычно поздно. Это не могло не отразиться на распределении зимующих водоплавающих птиц.
В воскресенье 21 января в учете вместе с орнитологами приняли участие члены партнерства «Птицы и люди», сотрудники ГБУ Мосприрода и несколько коллективов школьников из районов Кузьминки, Медведково, Тушино, Коптево, школ № 192 и «Интеллектуал», кружка ВООП при Дарвиновском музее и других. Это обеспечило полный и подробный охват городских водоемов.
В Москве зимовало более 27 тысяч крякв. Это немного меньше, чем в прошлом году, но такая разница находится в пределах пятипроцентной статистической погрешности.
При этом на внутригородских реках и прудах относительное число птиц немного сократилось по сравнению с зимой 2016/17 гг., зато на Москве-реке заметно, на 28 процентов, подросло.
Такое распределение характерно для длинной теплой осени и позднего наступления зимы, когда часть уток не собирается на внутригородских водоемах, а задерживается вместе с пролетными птицами на реке, в местах, где хватает естественных кормов.
Самые большие скопления, в тысячу крякв и более, сформировались на Москве-реке, в Коломенском и ниже, а также на реках Химке, Сходне, Лихоборке, Битце в Северном Бутове. На прудах в зоопарке крякв было не так много, как прошлой холодной зимой.
Это также свидетельствует о достаточном самостоятельном пропитании и обильной подкормке уток горожанами. Кряквам не пришлось во что бы то ни стало стремиться в поисках корма в зоопарк, где они вынуждены конкурировать с численно превосходящими их огарями, зимующими в зоопарке в полном составе, а это 1428 птиц.
Зимовала в зоопарке и неизвестно откуда прилетевшая экзотическая утка-мандаринка. «Своих» мандаринок, содержащихся в экспозиции, сотрудники зоопарка на открытые пруды не выпускают.
Видовое разнообразие зимующих в Москве водоплавающих птиц продолжает увеличиваться. На Москве-реке в границах города зимовало 1130 гоголей, 214 хохлатых и две морских чернети, 13 красноголовых нырков, 152 больших крохаля и 19 лутков.
Эти птицы, как и кряква, встречаются еще и ниже по течению реки, за пределами МКАД, но, как правило, в гораздо меньшем количестве. Кроме них, в Москве зимой обитали в разных местах три чирка-свистунка, две свиязи, две шилохвости, две серых утки, один белолобый гусь.
Из птиц, относящихся к поганкообразным, на Москве-реке зимовали одна малая поганка и десять больших поганок или чомг.
На Яузе, правда за пределами МКАД, обнаружили и журавлеобразных: это одна лысуха и одна молодая камышница, видимо ослабевшая птица, у которой не хватило сил улететь осенью.
Рост численности и видового разнообразия водоплавающих птиц, несомненно, связан с изменением климата. Со второй половины прошлого века в Москве отмечается более позднее наступление устойчиво морозной погоды, сокращение морозного периода, повышение средних температур ноября и в меньшей степени декабря.
Потепление дополнительно усиливается рассеиванием неиспользованного тепла и загрязнением городской среды обитания. Все это способствует появлению незамерзающей на зиму воды, что и привлекает водоплавающих птиц.
В те же выходные, 20 и 21 января, подсчет зимующих водоплавающих проходил и в других городах России в рамках акции Союза охраны птиц «Серая шейка».
Например, в Санкт-Петербурге насчитали восемь тысяч крякв, а среди немногочисленных видов отметили морянку, каменушку и зимородка. Во всех без исключения городах доминирует кряква, и, чем больше город, тем больше зимует в нем водоплавающих птиц.
Москва в этом ряду неизменно занимает первое место.
Ксения Авилова, координатор учета по г.Москве