В XV веке новгородцы-ушкуйники, активно занимавшиеся торговлей, принесли на Русь сведения о «человецех незнаемых в Восточной стране, ростом малых, друг друга едяшех и молящихся идолу златому».
Уже в XVI веке в Московии хорошо были известны предания о загадочном золотом идоле. Об этом свидетельствуют воспоминания австрийского посла С. Герберштейна, датированные 1520 годом, в которых описаны слухи о том, что за" Уралом в каменном святилище стоит большой золотой истукан в виде беременной женщины, издающей оглушительный рев. В 1578 году итальянский писатель А. Гваньини упоминает о слышанных им рассказах про истукана, стоящего «за холодной и мрачной страной Московией», рев которого, наподобие трубного, бывает слышен среди гор.
Прилагательное «золотая» не означает, что идол изготовлен из золота, — оно имеет смысл переносный, указывающий на ценность приклада, т. е. приношения. Еще Н. С. Трубецкой предположил, что Золотая Баба появилась в русских и западноевропейских сочинениях XV–XVI веков в результате недоразумения: один из эпитетов обско-угорской верховной богини Калтась — Сорни-най (Золотая женщина) был воспринят как буквальное свидетельство существования реального идола из золота. И по-татарски «алтын» значит не только золотой, но и дорогой, драгоценный. Может, это имя всего лишь неверный перевод, но приходилось слышать, как в самом начале шестидесятых годов недалеко от поселка Юильск, что на реке Казым, нашли культовую избушку, в которой, кроме деревянных идолов и шаманских принадлежностей, хранилось большое количество ценностей, принесенных главной казымской богине Вут-Ими, той самой Золотой Бабе.
По преданию, "постоянным местом жительства" Казымской богини являются окрестности поселка Юильск в верховье реки Казым, что примерно в 270 километрах к северу от Ханты-Мансийска. Ханты и манси верят, что Казымская богиня - иногда ее называют Золотой женщиной или Золотой бабой - определяет судьбу человека.
С XVI века велись поиски Золотой бабы, а в этом поселке статуя была обнаружена только в 1961 году. Сколько несчастий случилось за время поисков – не перечесть. Пропадали конные отряды, завязнув в болотной топи, гибли десятки вооруженных людей, а местные жители объясняли мистические события гневом потревоженной богини.
Исследователям, обнаружившим статую в 1961 году, тоже пришлось несладко. Один за другим они буквально таяли на глазах, скоропостижно умирая. Однако, согласно поверью, бригада обнаружила не золотую, а деревянную статую, покрытую серебром. «Юильский идол» снова оказался вне досягаемости. Ханты и манси убеждены в том, что статую подменили, и настоящую спрятали на небольшом незаметном острове в окрестностях Юильска, который через некоторое время от резкого подъема уровня воды оказался полностью затопленным.
Обнаружили это сятилище так. Электромонтажники тянули ЛЭП, прорубили просеку, и кто-то с верхушки опоры увидел поляну и идола. Взяли азимут и вышли к святилищу. Оно уже давно заброшенное было. Там неподалеку речка Хой и поселок Нюркой. Перед идолами были расставлены богато украшенные сосуды и блюда, развешаны одежды из парчи и дорогих восточных шелков. Русское столовое серебро и храмовая посуда соседствовали с иранскими чашами. В сундуках оказались тысячи серебряных монет, множество золотых и несколько центнеров медных. А царские ассигнации вообще хранились пачками.
Как и большинству мифических северных персонажей, Казымской богине приписывают способность к перевоплощению. Считается, что она может являться людям в облике зайца, кошки, лебедя, лягушки, вороны, бабочки. Но существует описание и ее человеческого облика: "Она имеет вид старухи в собольей ягушке (накидке), покрытой шелковым платком".
Видимо, изготавливались копии с древнего артефакта. Может их и делали - из драг. металлов. И присваивали им культовое предназначение.
В течение двадцати лет, с конца 1960-х до конца 1980-х гг., археологи изучали древнее святилище на реке Священный Лес, что в большеземельской тундре за полярным кругом. Здесь были найдены предметы как II–I тысячелетий до н. э., так и принадлежавшие к первым векам нашей эры. Здесь обнаружено несколько сотен деталей или обломков женских украшений. Случайность ли это? Или это было святилище богини? Вряд ли в истории возможны случайные эпизоды и факты, около полутора тысячи лет накапливающиеся вблизи от побережья Северного Ледовитого океана. Но если это так, то не принадлежало ли заброшенное много сотен лет назад святилище богини-матери, которую северные народы называют Золотой бабой?
Один из первых исследователей сибирских народов Новицкий безуспешно разыскивал туземных истуканов, сделанных по подобию человека. Ему удалось увидеть одного божка, который имел вид доски с носом-трубой, небольшими рогами на голове и золотой грудью. При крайней необходимости ханты «отнимали» у идола кусочки золота, и это действительно помогало им выжить в трудную годину. Однако Новицкий знал о существовании и другого антропоморфного идола, но аборигены прятали его.
Кто впервые из русских попытался отыскать Золотую бабу и даже оказался однажды вблизи неё, так это казаки из ватаги Ермака, «покорявшие» Сибирь в 1582 г. По рассказам уцелевших участников дерзкого налёта на сибирское ханство Кучума, собранным Ремезовым, казаки впервые услышали о золотом идоле от чуваша, перебежавшего в их стан. От него ермаковцы узнали о том, что ханты молятся идолу — «богу литому золотому, в чаше сидит». Позже конный отряд казаков был послан Ермаком на Обь за добычей. Вышли они по безлюдным местам на великую реку и остановились на Белогорье у большого святилища древней богини. Но взглянуть на Золотую бабу, а тем более заполучить её казакам не удалось — перед приходом сюда отряда богиню со всем имуществом святилища спрятали в недоступном месте. В последующие годы поисками таинственного идола занимались этнографы.
Затем было время затишья. А потом...В XX веке борьба с язычеством была продолжена. Шел 1933 год. В компетентные органы поступил сигнал. Оказалось, что ханты, проживавшие по реке Казым (правый приток Нижней Оби), скрывают Золотую Бабу и поклоняются ей. Битва с «религиозным дурманом» была в самом разгаре. Казымского шамана схватили и бросили в застенок. Через какое-то время специалисты добились необходимых сведений. Предстояло убить двух зайцев сразу – ударить по религиозным пережиткам и пополнить бюджет страны изделием из драгоценного металла. К тайному капищу отправилась группа чекистов. Но тут таежные охотники взбунтовались и перестреляли непрошеных гостей. Расправа была скорой. Новый отряд атеистов уничтожил почти всех мужчин таежного племени. У оставшихся отобрали ружья, чем обрекли их на голодную смерть. Святилище разорили. Что сталось с казымским идолом Золотой Бабы до сих пор остается загадкой.
И еще...За 20 лет до дятловских событий, в 1939 г. в районе хребта якобы пропал целый отряд НКВД из 40 человек , отправленный на поиски Золотой Бабы, легендарного идола Великой Богини-матери остяков, вогулов и самояди. Хотя эта информация документально не подтверждена , сам факт такой экспедиции не выглядит невероятным – в 30-е годы поисками угрской святыни на Урале руководил советский эзотерик Александр Васильевич Барченко, работавший в специальном оккультном отделе ОГПУ/НКВД - своего рода советском аналоге Ahnenerbe, - под началом комиссара Глеба Бокого (одного из создателей системы ГУЛАГа). В 1937-38 гг. Барченко и Бокий были расстреляны, а материалы их исследований засекречены и по сей день. Хотя именно у этой истоии есть близняшка. И вроде тогда - истраченные жизни не на руках Золотой Бабы. Поскольку следует помнить, что в это время проходид кадровая замена в НКВД.
Во время строительства в 1939 году одного из лагерей Краслага в 150 километрах севернее Красноярска на большой территории, окруженной болотами и имевшей среди местного населения название Чертов курган, бесследно пропала целая бригада заключенных вместе с охранявшим ее взводом войск НКВД. Во время проведения следственных действий по данному факту не было обнаружено никаких улик, свидетельствовавших о побеге столь крупной усиленно охранявшейся группы зеков. Вместе с людьми пропали тачки, шанцевый инструмент и подводы с лошадями. Следователей весьма удивило и озадачило то обстоятельство, что на территории, где проводились строительные работы, от людей остались лишь головные уборы, количеством, равным числу работавшего спецконтингента и охраны.
Похоже, что просто избавились от неугодных и осужденных, и служак..
Следя историю миграции Золотой Бабы от желающих разбогатеть или прославиться...
В легендах северных народов сохранилось описание того, как в XVII веке от Оби до Енисея прошел сильный военный отряд хантов. В войске были одни мужчины. Но они не вели боевых действий, не обращали внимания на местных жителей, двигались вперед с какой-то неведомой целью. А перейдя Енисей как раз в районе Путорана, остановились и остались жить, набрав женщин из местных племен. Если предположить, что именно они, ханты, спасали от казаков Золотую бабу, то они же и исхитрились спрятать реликвию где-то в укромных уголках плато. Но как они могли это сделать, не имея горного опыта, не зная территории? Чужой, кстати, - здесь хозяйничали эвенки. Такое можно было сделать только в тандеме. Лишь эвенки могли быть проводниками, помощниками и подсказчиками. Современные норильские исследователи этого вопроса, который у нас отчасти табуирован, считают, что ныне именно эвенки, даже не сознавая всей важности реликвии, в строжайшей тайне хранят Золотую бабу в самом сердце плато. «Дикие» эвенки. Они сами обрекли себя на добровольное изгнание.
Так что - плато Путорана...
http://sakhalife.ru/node/11170
Плато Путорана возвышается над окрестной лесотундрой, как письменный стол, стоящий в абсолютно пустой комнате. Это вулканическое горное плато, кое-где возвышающееся над окружающей равниной на 1700 метров - подняться сюда можно только по нескольким неприметным тропам. Здесь расположен самый высокий в России водопад - 101 метр. А вода в местных озерах, которых здесь 25 тысяч, в полтора раза чище, чем в Байкале. На плато зверя и рыбы невидимо. А вот людей нет. Кроме нескольких сотрудников организованного здесь одного из самых больших в России заповедников - «Путоранского». Главный старожил из них - директор Владимир ЛАРИН: он здесь работает с момента создания заповедника, с 1988 года.
- Район действительно абсолютно неизученный. Территория - два миллиона гектаров, 2/3 Франции. Плюс еще полтора миллиона гектаров буферной охранной зоны. Тут еще остались места, куда не ступала нога европейца.
- Почему-то хочется сравнить этот край с «затерянным миром» Конан Дойла. Может, тут и животных можно встретить, которые вымершими считаются, например, мамонта?
- Живого, увы, нет. Но если их когда-нибудь клонируют, а это, я надеюсь, случится в ближайшем будущем, то лучшего места для них, чем плато Путорана, не найти. А более мелкие животные... Открыты два вида пищух (мелкие млекопитающие из отряда зайцеобразных). Лично мне посчастливилось добавить в животный мир плато класс земноводных - сибирского углозуба.
- А про Золотую бабу слышали? Говорят, ее многие здесь ищут...
- Ищут. Но не многие. Сюда же добраться неимоверно трудно. Найдут ли нет, не знаю. Сюда бы археологическую экспедицию хорошую. Раньше здесь народ жил. Говорят, когда-то жестко местные роды воевали за эти места: эвенки, нганасаны, якуты с долганами. Постоянно что-то находим: древние капища, следы стоянок, старинных идолов деревянных - тут рай для археологов. Ситуация на Путоране точно такая же, как в допетровские времена, когда Сибирь еще толком и не изучали. Я не сомневаюсь, что Путораны удивят нас не раз. И будут удивлять весь XXI век.
- А почему люди сейчас не селятся? Для коренных народов это запретное место?
- Нет, отходят они от прежнего образа жизни, не кочуют. В сам заповедник уже давно не забираются. Только в буферной зоне два общинно-родовых хозяйства осталось. Впрочем, порой какие-то старики с небольшим аргишем (стадо оленей. - Ред.) забредают. Зачем - не знаю. Поживут немного и опять пропадают. Думаю, по «местам боевой славы» проходят. Прежнюю жизнь вспоминают...
Источник: sakhalife.ru