Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов
Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить
и умереть в зоне сейсмической активности

Стихия

Землетрясение, Извержения вулканов, Ледяной дождь, Лесные пожары, Ливни, Наводнения, Огненный смерч, Паводок, Смерчи (Торнадо), Тайфуны, Тектонический разлом, Ураганы, Цунами, град, ледоход

Вулканы

Авачинский, Асо, Безымянный, Везувий, Йеллоустоун, Кампи Флегрей, Карангетанг, Килауэа, Ключевская Сопка, Мерапи, Мон-Пеле, Невадос-де-Чильян, Питон-де-ла-Фурнез, Сабанкая, Тавурвур, Толбачик, Фуэго, Хурикес, Шивелуч, Этна

Тайфуны

Тайфун Нору

Наводнения

Наводнение в Приморье

Районы вулканической активности

Вулканы Камчатки, Вулканы Мексики, Курилы

Грязевые вулканы и гейзеры

Локбатан

Природа

Вулканы, Изменение климата, Красота природы

Наука

Археология, Вулканология

Наша планета

Живая природа, Спасение животных

Ураганы

Тайфун Мэттью, Ураган Ирма, Ураган Харви, ураган Мария

Районы сейсмической активности

Землетрясение в Италии, Землетрясение в Китае, Землетрясение в Турции

Солнечная система

Венера, Марс, Меркурий, Планета Земля, Плутон, Сатурн, Юпитер

Космос

экзопланеты

Астрономические события

Лунное затмение, Метеориты, Противостояние Марса, Суперлуние

Антропогенные факторы

Климатическое оружие

Землетрясения

Прогноз землетрясений

2018-02-22 09:48

Сохранить нельзя копать

археологические раскопки 2018

Где поставить запятую: вечный спор археологов и чёрных копателей представляет журнал «ОнОнас»

Сохранить нельзя копать

В 2014 году в Белгородской области был найден скандинавский меч. Находка могла бы стать сенсацией, будь она сделана профессиональным археологом. Однако артефакт обнаружил чёрный копатель и продал его в частную коллекцию. Но текст не о древнем мече, а о двух ещё более древних вопросах – кто виноват и что делать?

Сенсации не будет

Об артефакте «ОнОнасу» на условиях анонимности рассказал копатель (назовём его К.), каких принято называть чёрными – в противовес «белым», официальным, археологам. Поиском древностей он занимается несколько лет. В одной из поездок по западной части Белгородской области вместе с другом он откопал скандинавский меч.

«Мы нашли меч с посеребрённой рукояткой и бутероль с изображением бога Одина (бутероль – нижняя часть ножен боевого меча – прим. авт.). Он был найден на склоне леса. Рядом – высохшее русло реки. Лежал он на небольшой глубине, буквально сразу под листвой. Неподалёку ещё нашли бронзовые бляшки, тоже скандинавского типа, нашивки и серебряные монеты – дирхемы».

Доцент кафедры российской истории и документоведения историко-филологического факультета НИУ «БелГУ», кандидат исторических наук Владимир Сарапулкин считает, что речь идёт о мече каролингского типа, которые были широко распространены по всей Западной Европе, в Скандинавии и на Руси начиная с VIII века. По его словам, для России находка не такая уж редкость: всего в нашей стране нашли более ста таких мечей:

«Сложно что-то сказать, не имея этой вещи перед глазами. Тут может быть что угодно: погребение (кремация), кладбище, просто древнерусское поселение. Чтобы дать полноценную информацию, нужно было меч раскопать археологическим методом с точной фиксацией предметов. В этом деле важно всё – и как они лежали относительно друг друга, и что там за почва, есть ли насыпи. Эта методика разрабатывалась веками и позволяет получить максимум информации. Сейчас же это просто разрознённые вещи».

Для Белгородской области находка уникальна: каролингский меч попадался местным археологам лишь однажды – ещё в XIX веке.

«Это действительно могла бы быть прекрасная находка, могла быть сенсация. Но теперь она потеряна для науки», – говорит Сарапулкин.

Дело в том, что варяжский меч копатель продал частному коллекционеру из другого региона России. Так что археологам уже не удастся изучить уникальный для наших краёв предмет, а нам с вами – полюбоваться на него в краеведческом музее.

«Мы бы отнесли меч в музей, но там же его у нас не купят», – рассуждает копатель.

«Ему хочется продать в музей. Но как это продать в музей? Это всё равно как украсть в одном музее и продать в другой. Это считается краденым. Таковым и является по факту», – комментирует археолог.

Того, что наш музей, да и наука в целом, лишились ценного экспоната, К. не отрицает. Но считает, что уж лучше найденные поисковиками артефакты попадут в чью-то частную коллекцию, чем останутся гнить в земле и так или иначе будут для науки белым пятном.

«Если б мой товарищ не нашёл этот меч, он лежал бы там всю оставшуюся жизнь. И кому бы от этого было лучше? – вопрошает К. – Нам жалко, что он пропадает. А археологи их не ищут и не найдут никогда»

Владимир Сарапулкин, который ежегодно выезжает со студентами в археологические экспедиции, позицию нелегальных копателей, конечно, не разделяет.

«И лежал бы… Десять лет, двадцать, сто, тысячу лет, – парирует историк. – Потом бы его обязательно нашли – не сегодня, так завтра, через полвека. Археология – дело не быстрое».

Такие диалоги между копателями и археологами длятся не первый год. В адрес учёных летят упрёки в бездеятельности (сами-то чего не копают?), копателей обвиняют в нанесении непоправимого ущерба науке (все памятники разграбили!). А предметы разборок – артефакты – тем временем сотнями и тысячами продолжают оседать в частных руках.

История как религия

У самого К. за годы поисковых работ дома накопилась внушительная коллекция старинных монет, оружия, украшений, которым более тысячи лет. Продаёт, что не жалко, самое же ценное оставляет себе – вычищает, убирает под стекло, в рамку – и на стену:

«Пусть люди не думают, что если ты поисковик, то обязательно должен всё это продать. Да я с этим никогда не расстанусь, хоть с голоду буду помирать. Это моя религия. Монеты, в принципе, могу продать, они мне не очень нужны. А украшения или оружие – нет: в них душа вложена и того, кто их делал, и того, кто ими пользовался».

Наш собеседник начинал с поиска бойцов Великой Отечественной войны, участвовал в их перезахоронении. Часть находок военного времени легла в основу экспозиции мини-музея, который он на энтузиазме организовал по месту жительства. Со временем интерес копателя сместился к более древним эпохам: стали попадаться царские монеты, предметы эпохи Киевской Руси, скифского периода… Информацию о них К. искал в книгах и Интернете, всё больше погружаясь в изучение истории, а полученные знания в свою очередь подстёгивали его копать снова и снова.

«И я уже не знаю, кто знает больше: археолог или чёрный копатель, грань стирается. У археолога есть специальные знания, но они у него размыты: он знает много про всё. А по конкретному месту или народу ещё неизвестно, кто больше знает – копатель или кандидат исторических наук», – уверен К.

О самом процессе поиска копатель говорит с невероятным воодушевлением:

«Благодаря поисковым занятиям я стал смотреть на мир другими глазами. Для обычных людей лес – это просто лес, в котором растут грибы, зайцы бегают. А для копателя – это живой организм. И чем больше в нём находок, тем он становится живее: он как бы насёлен теми людьми, которые жили там две-три тысячи лет назад. Для простого человека это обычный склон оврага в лесу, а ты знаешь, что это не овраг, а бывшее русло реки, не холм, а, оказывается, сглаженный большой курган. Такие вещи открываются, на которые раньше не обращал внимания вообще».

Чтобы лес открыл свои секреты, копатели даже придумали особый обряд – перед началом поисков задабривать дедушку леса кусочками сала и хлеба…

Закон не писан

На этом, пожалуй, поэтические описания археологической деятельности стоит закончить и перейти на язык официальных документов. Статья 234 Федерального закона от 23 июля 2013 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии» гласит:

«Поиск и (или) изъятие археологических предметов из мест залегания на поверхности земли, в земле или под водой, проводимые без разрешения (открытого листа), повлёкшие повреждение или уничтожение культурного слоя, наказываются штрафом в размере до 500 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до 18 месяцев либо исправительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на срок до двух лет».

За поиски с металлоискателем санкции ещё строже – штраф до миллиона рублей или лишение свободы до шести лет. Копатели, конечно, об этом осведомлены. Но завязывать с поиском и не думают.

«Если человеку запретить дышать, он же всё равно будет дышать. Так же и чёрные копатели: всё равно будут ездить на раскопки», – признаётся К.

Поисковики не слишком боятся быть обнаруженными правоохранительными органами – в лесах, где они копают, вероятность встретить полицейского стремится к нулю. Копатели этим вовсю пользуются, учёные – снова негодуют.

«Культура у нас осталась незащищённой. Есть, к примеру, государственный лесной фонд, поэтому леса стоят. А структуры, которая бы занималась пресечением незаконной деятельности в сфере археологии, нет. В реальности сейчас в управлении культуры в отделе по охране памятников работают два человека, но они занимаются бумажной работой», – говорит Сарапулкин.

Пока же поисковиков гоняют разве что егери и колхозные трактористы. Причём последние, по словам К., наносят памятникам археологии куда больший вред, чем копатели-нелегалы.

«Городище Пороз – известное, скифское – из года в год методично пашется. В этом году кукурузу там посеяли. А до этого склоны кто-то засадил саженцами. В рамках «Зелёной столицы», видимо. Но это ж археологический памятник. Зачем его засадили? Нет больше места? Благо, какой-то добрый человек зажёг по весне сухую траву и деревья погорели все», – сообщает К.

Копатель говорит, такая же ситуация и с многими другими памятниками. В Шебекинском районе на территории бывшего городища он обнаружил городскую свалку, как и неподалёку от знаменитой Курской дуги:

«Всё хорошо там: флаги трепещут, асфальт проложили. А буквально через 300 м, через дорогу, где настоящие блиндажи и окопы, – всё завалено мусором. Полностью. Мухи летают, дохлые собаки валяются».

Насмотревшись на это, копатель делает вывод: государство не хочет заниматься ни охраной памятников, ни их изучением. Сам же он, открещиваясь от эпитета «чёрный», утверждает, что по памятникам с лопатой не ходит, а ведёт раскопки только в лесах и полях.

Культурный слой в огороде

Но тут следует сказать о понятии культурного слоя: под ним понимается любой слой (в земле или под водой), содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает сто лет, и включающий археологические предметы. Если археологические предметы есть в этом неучтённом реестром лесу или поле – копать и там запрещено.

«Выкапывать предметы археологии нельзя независимо от того, выявлен памятник или нет», – объясняет Сарапулкин.

Копатели до последнего отстаивают свои интересы.

«По нынешнему закону культурный слой и у меня в огороде. Вот я копаю картошку – а там черепки попадаются. Придут учёные и скажут – всё, культурный слой. А я копаю картошку. Нарушаю закон, получается?» – удивляется К.

Для К. и всех озадаченных владельцев огородов Владимир Сарапулкин подробно разъясняет этот момент:

«Смотря что вы делаете с этим черепком. Если его случайно лопатой повредить или разбить – это не нарушение. Нарушением будет, если вы его извлечёте из земли и будете использовать в своих целях. Случайные находки – и в законе это оговаривается – должны быть переданы в государственный музей. А нарушение – это хранить и продать потом».

Вместо вывода

Историк Сарапулкин надеется, что на ситуацию сможет повлиять создание федеральной службы с оперуполномоченными, которые бы вплотную занялись нелегалами. Копатели мечтают, чтобы им позволили вести раскопки и оставлять найденные предметы себе – в таком случае они даже готовы делиться ими с музеями. А пока единственный способ для горячих любителей истории покопаться в ней и не попасть под уголовную статью – отправиться волонтёром в археологическую экспедицию. Объявлений в Интернете предостаточно.

Источник: https://www.belpressa.ru/news/news/sohranit-nelzya-kopat07479/


Источник: www.belpressa.ru