Во вторник 6 февраля компания SpaceX планирует осуществить первый пуск ракеты Falcon Heavy, которая станет самой мощной ракетой из существующих в 2018 году в мире и третьей по счету в истории после Saturn V и «Энергии» (четвертой, если учитывать шаттлы). Пусковое окно откроется в 22:30 мск. Резервная дата – 7 февраля. Согласно метеосводкам, вероятность приемлемой для старта погоды 6 февраля составляет 80%, 7 февраля, – 70%.
Согласно лицензии, выданной Федеральным управлением гражданской авиации США, полезной нагрузкой в первом испытательном пуске Falcon Heavy выступит массовый макет в виде модифицированного автомобиля Tesla Roadster. Он должен быть выведен на эллиптическую орбиту вокруг Солнца, которая через несколько лет позволит автомобилю пролететь в относительной близости Марса.
Согласно дополнительным требованиям, указанным в лицензии, пуск ракеты должен быть застрахован на 110 млн долларов. Для сравнения, пуски Falcon 9 страхуются на $30-68 млн. Требования по страхованию государственной собственности на стартовом комплексе для обоих ракет-носителей одинаковы: страховая сумма должна составлять $100 млн. Предстартовые операции Falcon Heavy страхуются на $72 млн, Falcon 9 – на $63 млн.
Falcon Heavy – двухступенчатая (по российской классификации – трехступенчатая) ракета из трех многоразовых модулей, построенных на основе первых ступеней Falcon 9, и одноразовой верхней ступени, также позаимствованной у Falcon 9. Боковые модули ранее использовались для запуска спутника Thaicom 8 (27 мая 2016 года) и в миссии по снабжению МКС CRS-9 (18 июля 2016 года). Два боковых ускорителя (по российской классификации – модули первой ступени) предполагается вернуть на посадочные площадки на мысе Канаверал. Вторая из этих площадок была оборудована специально к первому пуску Falcon Heavy. Центральный блок, должен будет совершить мягкую посадку на автономную плавучую платформу Of Course I Still Love You.
Боковой модуль, использовавшийся для запуска Thaicom 8, возвращался на Землю с наибольшей скоростью из всех модулей, которые использовались повторно до настоящего момента.
Согласно сайту SpaceX, в одноразовом варианте Falcon Heavy способна выводить 63,8 т на низкую орбиту Земли или 26,7 т на геопереходную орбиту, а в многоразовом варианте – до 8 т на ГПО. Неизвестно, предполагает ли второй вариант возвращение центрального модуля Flacon Heavy на сушу (более вероятный вариант) или на плавучую платформу.
Боковые модули Falcon Heavy были изготовлены в 2015-2016 годах, и потому имеют более низкие характеристики, чем указаны на сайте компании. Кроме того, вероятно, данные на сайте даны для модулей типа «Блок 5», эксплуатация которых должна начаться только в 2018 году. И, наконец, основатель SpaceX Илон Маск в своем твиттере отмечал, что в первом полета двигатели ракеты будут дефорсированы до 92%. Поэтому точную грузоподъемность Flacon Heavy в первом испытательном пуске определить достаточно сложно.
Стоимость Flacon Heavy для заказчиков в многоразовом исполнении – $90 млн. Для сравнения, Falcon 9 стоит $62 млн, а самая тяжелая ракета на сегодня Delta Heavy – почти $400 млн. Рыночная цена конкурирующих по грузоподъемности ракет (более 8 т на ГПО) составляет от $145 до $240 млн.
Falcon Heavy является инициативной разработкой SpaceX и не была профинансирована государством.