КУРГАНЧИКИ  И КУРГАНЫ БЕССАРАБИИ 
  Скитаясь по степи Украиснкой Бессарабии, невольно становишься свидетелем уникальных «степных пирамид» – маленьких и больших. Первые –это  осеннее-зимние «дома» курганчиковой  мыши, впервые описанной Нордманом в 1840 году по экземплярам из окрестностей г.Одессы. Позже, в 1899 году, известный зоолог Браунер, описал их внешний вид-похожих на домовых мышей, а также обратил внимание на способность этих зверьков сооружать из земли специальные зимние убежища – курганчики, в которых они  запасают корм,  иногда до 20 кг (!). Эта особенность мышей  была спасением для многих жителей Бессарабии в послевоенные голодные годы – люди собирали запасенный корм мышами и спасались от голода. Такая характерная экологическая особенность курганчиковой мыши – единственный пример среди всех видов грызунов. Весной мыши покидают свои курганы и расселяются по территории. В природных экосистемах НПП «Тузловские лиманы» - это обычные  малочисленные виды грызунов, зато на прилегающих агроценозах – численность их   бывает очень высокой. 
  Иногда такие курганчики можно видеть рядом с крупными скифскими или сарматскими курганами, многие их которых «оскальпированы» современными поколениями людей. Известно, что памятники археологии являются неоценимым сокровищем знаний о давнем прошлом и уникальным культурным наследием нашего края. Берега Тузловских лиманов и лимана Сасык -  богатый регион нашего края по количеству и разнообразию памятников археологии. Одновременно же, его можно поставить в один ряд с другими неблагополучными регионами Причерноморья с точки зрения охраны и сохранения курганов. Вряд ли в Причерноморье еще можно найти район, где бы так нещадно распахивались  курганные насыпи, как в Татарбунарском. 
  Следует отметить тот факт, что подавляющее число курганов находилось в советское время на колхозных полях и, как это ни прискорбно, десятилетиями распахивалось и разрушалось. На установку охранных знаков для сохранения историко-культурных памятников в свое время выделяли немалые средства. Сегодня многие охранные знаки разрушены. Но самое главное - разрушены сами уникальные памятники и нанесен огромный материальный и духовный ущерб, который весьма нелегко оценить в финансовом измерении. 
  Но виноватых, все равно, нет…. Вернее, их просто никто не ищет, поскольку, вероятно, в геокадастре, в отделах культуры, департаментах туризма, экологии не хватает ума понять, что эти памятники не менее ценны для региона, чем аграрное или другое дело. 
  У чиновников на бумаге, вероятно, предусмотрена установка охранных знаков и «тщательный контроль» над распаеванием земельных наделов со скифскими могилами и их использованием в соответствии с украинским законодательством. Вероятно и бюджетные деньги они «транжирят». Но на деле и возле самих памятников все обстоит иначе. 
  Скептики могут возразить, мол, курганы в прошлом очень интенсивно грабились и раскапывались, а сейчас только лишь распахиваются. Но следует понимать, что в прошлом не было такой армии чиновников и они не били себя в грудь и не трубили на весь мир за бюджетные деньги, что они свою область делают туристической и с нетерпением ждут гостей для демонстрации уникальных достопримечательностей, являющихся культурным наследием нашего края. 
  Курганчикова мышь и ее курганчики, появившиеся в Причерноморье намного раньше, чем скифские и другие курганы, - это уникальные явления нашего края, донесшие  из давних времен до нас искусство сооружений степных пирамид. И конечно, курганчиковые мыши выживут, благодаря своей пластичности. А вот  скифские и сарматские курганы  обречены на тотальное уничтожение.  
  ......Посмотрите как просто, с уваженем и любовью такие курганы берегут японцы.... 
  Фото: 1. курган на Мангитской горе в Татарбунарском районе, распаханный и засеянный рапсом; 2.распаханный курган в Б-Днестрвоском районе, засеянный озимой пшеницей;3. курганчик курганчиковой мыши на берегу лимана Алибей в НПП «Тузловские лиманы» и фотка с интернета - просто скромненький и ухоженный курган в Японии. 
  Иван Русев