Двое 29-летних чехов, Филип Вогел и Петр Явурек, вернулись в конце января в родное село Честице в Краловеградецком крае на востоке республики, проехав на 42-летнем автомобиле Lada-2101 за 10 месяцев 56 тысяч километров по дорогам четырех континентов и 30 стран и поменяв в пути лишь комплект резины.
Модель ВАЗ-2101, прототипом которой стал Fiat-124 и которая в народе получила название "копейка", выпускалась в СССР с 1970 по 1988 год, положив начало серии "классических" моделей Волжского автомобильного завода.
Чем осеняет на празднике чародейниц
Началось все с шутки, которая впоследствии превратилось в идею фикс. В селе Честице в ночь на 1 мая 2016 года традиционно отмечали праздник чародейниц, сжигая на кострах "ведьм" и гася пыл и жар литрами пива.
— Прямо как на Огненной Земле! — воскликнул Филип Вогел, обозревая бушующие вокруг костры.
— Вот бы где побывать! — эхом отозвался его закадычный приятель Петр Явурек, допивая очередную кружку "Пльзеньского".
— А почему бы и нет? Поехали на край земли! — предложил Филип.
— В кругосветное путешествие! — поддержал Петр.
Над реализацией задуманного друзья начали всерьез размышлять уже на другой день, несмотря на подтрунивания родных и соседей.
Мысль о кругосветном путешествии родилась не на пустом месте. Ранее они уже исколесили вдоль и поперек Великобританию, поездили по Балканским странам, потом на старом "опеле" добрались через Украину и Белоруссию до Санкт-Петербурга. Филип хорошо знает английский язык, прекрасно справляется с ролью организатора и навигатора, а для Петра не существует секретов в автоделе. Почему бы не рискнуть на сей раз с дальней поездкой?
Лучше "жигуля" нет машины для кругосветки
Сразу встал вопрос: на чем отправляться за тридевять земель? Друзья исходили из имеющихся денежных ресурсов и надежности транспорта, которому предстоит выдержать испытания холодом, зноем, пустыней и высотой. После долгих раздумий и поисков остановились на "жигулях". Во-первых, именно эта машина, по мнению ребят, могла бы выдержать без капризов 10-месячное путешествие по четырем континентам в самых разных климатических условиях. Во-вторых, "Лады" разных модификаций продавались несколько десятилетий в десятках стран, так что почти всюду в мире можно было надеяться если не на запчасти, то хотя бы на подсказки по ремонту. Ну и в-третьих, подержанную "копейку" можно было купить с рук за небольшие деньги.
Сказано — сделано: стали искать в округе подходящий "жигуль". Перебрали несколько предложений, пока не остановились на 42-летнем синем красавце, который обошелся всего в 15 тысяч крон (около 600 евро). Знакомый дедуля, почти всю жизнь имевший дело с продукцией АвтоВАЗа, помог довести машину до приемлемого состояния. Мотор, правда, пришлось взять с другой старой "Лады".
Пока Петр работал над техникой, Филип готовил все остальное. Прокладывал пока еще виртуальный маршрут, созванивался и списывался с потенциальными помощниками в разных странах, искал спонсоров как в родном краю, так и в столице Чехии.
В итоге удалось наскрести 700 тысяч крон (около 28 тысяч евро). Этой суммы, по расчетам ребят, должно было хватить на бензин, питание, оплату морских паромов, виз и иных документов, а также возможных ремонтов. Ночевать планировали в палатке. Поездка выходила на 10 месяцев: как раз срок неоплачиваемого отпуска, взятого Петром на заводе, а Филипом — в престижном пражском вузе, где он только что защитил кандидатскую диссертацию.
Апрельские снега
В путь тронулись 14 апреля 2017 года. Новоявленных Зикмунда и Ганзелку (знаменитые чешские путешественники, исколесившие в 1950-е весь мир) провожали всем селом под слезы матерей и шутливые напутствия друзей.
Первый сюрприз ждал ребят уже на территории Польши. Несмотря на середину апреля, дороги неожиданно засыпал снег, который потом сопровождал Петра и Филипа до самой Волги. Поэтому первые ночи из-за холода пришлось проводить не в палатке, а в машине.
АвтоВАЗ встретил как родных
В Москве ребят неожиданно для них встретила толпа журналистов, узнавших из сообщений агентств о путешествии двух молодых чехов на старой советской "копейке". Но еще радушнее были встречи в Тольятти с представителями АвтоВАЗа. Гостей приветствовал в том числе один из ветеранов предприятия Юрий Целиков, работающий здесь с 1972 года и отвечавший в свое время за продажу "Жигулей" в соцстраны Восточной Европы, включая Чехословакию. Естественно, автовазовцы не могли отпустить Филипа и Петра, не подвергнув их машину внимательному осмотру и ремонту.
Ну а потом продолжился почти безостановочный многотысячекилометровый путь через страны Средней Азии до Владивостока, затем на пароме в США и оттуда "по горам и долам" сквозь всю Латинскую и Южную Америку до самой Огненной Земли. Домой основательно заросшие бородами ребята добирались сначала на контейнеровозе через Атлантический океан, а потом "на своих четырех" из Антверпена в родное село Честице.
Без аварий не обошлось
— Никаких проблем нигде в пути не возникло. Ни, например, на границе Таджикистана и Афганистана, вдоль которой пришлось ехать из-за плохой погоды, ни в самых "злачных", связанных с наркомафией местах Колумбии, — рассказывает Филип.
— "Жигулик" всю дорогу был очень надежен. Проблемы возникали лишь на Памире и в Андах, да и то только из-за разреженного высокогорного воздуха. Тем не менее по легендарному Памирскому тракту мы поднялись на перевал Акбайтал — 4655 метров (см. фото), а в Андах достигли высоты около 4500 метров, — добавляет Петр.
Небольшие аварии за время путешествия, однако, были.
— В Мексике и Эквадоре нам помяли сначала левое, потом правое крыло. В обоих случаях удалось их самостоятельно выправить. А осколки разбитых при этом поворотников я тщательно собрал с дороги, склеил и покрыл еще сверху прозрачной изолентой. Так и добрались с этим "ремонтом" до дома, — смеется Петр.
В Мексике ребятам удалось даже провести внеплановый техосмотр. Их машину увидел живущий здесь кубинец, который два десятилетия занимался обслуживанием "Жигулей" у себя на острове. Остановил их, разузнал, кто, откуда — и пригласил на свой автосервис, где подрегулировал все механизмы.
Полицейские в Киргизии строже, чем в США
Как признаются Петр и Филип, нешуточные проблемы у них возникли по прибытии в США, где таможенники нашли непорядок в оформлении ввозных документов на машину. Их делал некий новый знакомый молодых чехов во Владивостоке, дебютируя в этом деле, и допустил несколько ошибок. Ребята уже предполагали "от ворот поворот" и новый вариант продолжения путешествия. К счастью, американские таможенники оказались в итоге людьми добрыми, сами все оформили и пустили молодых чехов в свою страну.
Там же, в США, полицейские пытались оштрафовать их за слишком малую скорость при езде по автобану, но тоже простили. А вот киргизские полицейские ранее оказались более принципиальными. Сначала они наказали ребят за езду с включенными днем фарами в южной части республики, а затем, уже в северной части страны, — за езду днем без включенных фар. К счастью, в ходе возникшего оба раза торга чехам удалось договориться о весьма приемлемом для них размере штрафа.
Рождественская елка на берегу океана
Рождество 2017 года Петр и Филип встречали в Уругвае, уже оставив позади цель поездки — Огненную Землю. На берегу Атлантического океана ребята в ожидании контейнеровоза разбили палатку, установили 40-сантиметровую елочку с украшениями, приготовили традиционный рождественский картофельный салат. А новый, 2018 год встречали уже на судне, в компании его команды — четырех болгар и 16 филиппинцев, а также еще одного пассажира-немца.
Дома их встретили как настоящих героев, а они единодушно указали на своего "жигуля": "Вот кто настоящий герой! Проехал по дорогам 30 стран и запросил в середине пути лишь комплектную замену резины на колесах".
— Но для новых путешествий он уже не годится и вряд ли через год пройдет техосмотр. Наверное, сдадим его в музей АвтоВАЗа, там таких рекордсменов, кажется, нет, — говорит Петр.
Не успев отдохнуть, привести в порядок дневники и фотографии, которые вполне могут оформиться и в книгу, ребята уже размечтались о новых путешествиях.
"Было бы здорово проехать по Сибири, нам запали в душу тамошние места и люди", — мечтательно вздохнул Филип.