На территории Южного Урала сохранилось несколько памятников эпохи Золотой Орды, два из которых находятся в Республике Башкортостан – мавзолей Хусейн-бека и Тура-хана. Оба уникальных строения расположены в окрестностях Уфы близ поселка Чишмы. Уникальной особенностью обоих мавзолея является их историческая идентичность, так как до наших дней культовые строения сохранились практически в первозданном виде.Знакомство с историческими достопримечательностями начнем с мавзолея Тура-хана. Объект расположен в поле близ дороги между деревнями Нижние и Верхние Термы. Уникальный архитектурный ансамбль весьма гармонично вписывается в окружающее степное пространство, что нельзя не отметить, впервые увидев данный исторический памятник. Местные окрестности буквально пропитаны историей. Несмотря на то, что в наши дни мавзолей расположен в чистом поле в древности вокруг здания было расположено небольшое селение, в котором кипела жизнь.
Мавзолей построен из обтесанных камней, размеры строения 6х6 метров, венчает постройку восьмигранная пирамида с куполом. Согласно первому задокументированному описанию исторического объекта, составленного в 1845 году, в здании была установлена дубовая дверь с выступающим штырем. Архитектура здания исключает его бытовое использование и определяет в качестве постройки со специальными целями и задачами.О том, что при жизни Тура-хан был весьма влиятельным человеком, говорит уже тот факт, что в его честь был построен данный объект. Хотя о самом хане известно немного, согласно тем крупицам исторических сведений, которые смогли собрать специалисты, можно сделать вывод, что Тура-хан был правителем Башкирии, примерно, в XVI веке и являлся чуть ли не прямым наследником самого Чингиз-хана. По одной версии хан принадлежал к числу Ордынской знати Сибирского ханства, но одномоментно решил перебраться на Южный Урал и в составе 8000 каравана кибиток отправился на юг. Причиной тому послужили внутрисемейные распри, вынудившие молодого хана покинуть родительское гнездо. Впрочем, данная версия не является «официальной» и подвергается серьезной критике со стороны знатоков истории Башкортостана. По версии других историков, Туру-хан никогда не жил в Сибирском ханстве, а был родным братом местного правителя – хана Басмана. В отличие от первой версии данная история подтверждена источниками – Шежере (родословная, генеалогическое древо), сохранившееся до наших дней благодаря стараниям этнографов собиравших материалы среди старожил Республики. Согласно данных источников Туру-хан вместе с братом Басманом были вовлечены в кровавую междоусобицу, разразившуюся внутри Ордынских ханств местного значения. В итоге одного из нападений соседних кланов оба брата были убиты. Причиной жесткой войны стала земля и вода, ресурсами которой были наделены одни ханы и лишены другие.Археологи провели раскопки на территории исторического объекта, но никаких артефактов, которые были бы связаны с погребением либо иным ритуально-культовым обрядом не обнаружили. Так что считать постройку некой гробницей – чем по факту и является мавзолей, не совсем корректно. Ныне принято считать, что данное строение служило неким «домом суда», в котором Туру-хан выслушивал спорящие стороны и выносил свои вердикты, таким образом, разрешая спорные бытовые ситуации среди своих подопечных.
Следующий исторический памятник мавзолей Хусейн-бека, который при жизни получил высокий титул высшего духовенства став первым имамом Башкирии.В отличие от первого исторического памятника о мавзолее Хусейн-бека известно гораздо больше, к тому же данная постройка является настоящей усыпальницей одного из правителей Башкирии. Историки смогли обнаружить документальные свидетельства, в которых отражена история появления хана Хусейна-бека на территории Республики. Оказалось, что в начале XIV века правящий на тот момент местными землями хан Борак обратился к правителю Туркестана хану Ахмеду Ясави с просьбой направить обученного религиозной грамоте человека, который смог бы вести миссионерскую деятельность на территории Южного Урала и проповедовать основы религии среди башкир. Ахмед Ясави определил в дальнее путешествие одного из своих лучших учеников, окончившего медресе и изучавшего науку, Хусейн-бека. Спустя некоторое время, когда посланник достиг высоких успехов на поприще миссионерской деятельности, он отправляется в главное путешествие мусульман – совершить хадж в Мекку.
В ставшую для него родной Башкирию он вернулся в качестве «хаджи» и получил титул имама – главного духовного лица Башкортостана, а позже занимает место хана и становится правителем окрестных земель. Согласно местным преданиям после смерти хан был похоронен на кладбище Акзират близ современного поселка Чишмы, где располагалась его летняя резиденция. В 1393 году в башкирию входит войско Тамерлана, ослабленная долгими переходами и тяжелыми боями армия великого полководца останавливается на зимовку близ расположения летней резиденции хана. Зима оказалась сложным испытанием и часть его войска погибла, в том числе несколько высших военачальников.Видимо, узнав историю хана Хусейн-бека Тамерлан распорядился построить над его могилой мавзолей, а рядом с усыпальницей похоронили приближенных к полководцу погибших представителей воинской знати. Кстати, как гласит местная легенда, надгробные плиты тех самых воинов до сих пор находятся на кладбище близ мавзолея.Раскопки на месте уникального исторического памятника были проведены в 1985 году под руководством уфимского археолога Г.Н. Гарустовича. В процессе научных изысканий внутри мавзолея были обнаружены останки девяти человек: трех взрослых и шестерых детей. Среди всех погребенных, как предположил ученый, центральное место было отведено самому Хусейн-беку. Тело его лежало в гробу-табуте, с головой повернутой в сторону Мекки. Останки хана были тщательным образом изучены. Оказалось, что при жизни правитель башкирии был невысокого роста, без следов заболеваний, а также каких-либо травм.Также с помощью новейших технологий, по черепу погребенного, был восстановлен портрет Хусейн-бека. В 2016 году останки хана вновь были преданы земле.
В целом тюркская архитектура достаточно редкий вид исторических памятников, так как на территории всей нашей страны сохранилось не более трех десятков подобных сооружений, причем, в Республике Башкортостан расположено сразу же два подобных объектов. Так что в силу уникальности данных объектов, а также религиозной значимости, при посещении обоих мавзолей следует проявить внимание и уважение к уникальным строениям.
Источник: vk.com