Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить и умереть в зоне сейсмической активности
Станислав Дробышевский. Почему пещерные люди не пещерные
Станислав ДРОБЫШЕВСКИЙ,
антрополог, кандидат биологических наук, доцент кафедры антропологии биологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, научный редактор ANTROPOGENEZ.RU:
"Бытует такое мнение, что древние люди – это пещерные люди, и сам термин «пещерный человек» – это неразделимые слова, которые друг без друга не звучат. То есть в ледниковое время все были пещерные, шерстистые, гигантские, саблезубые, и человек был примерно из той же серии.
Однако это не совсем правильно. Потому что «пещерный человек» был пещерным только там, где были пещеры. С одной стороны, это банальнейшая очевиднейшая истина, а с другой стороны, почему-то не всем ясна. Пещер вообще в природе не так много, а пригодных для жизни и того меньше. В немалой степени расцвет французской археологии и палеоантропологии обусловлен как раз тем, что во Франции пещер много. Это довольно гористая страна: там есть Пиренеи, Альпы рядышком, там куча пещер, навесов, гротов.
Причём часто это не глубокая пещера, а просто навес, который закрывает от дождя. И там легко искать. Это не значит, что там жили люди, но там ничего никуда не девается. То есть, если люди бросили что-то в пещере, скорее всего, оно там так и пролежит следующие 100 000 лет, и мы там это легко сможем найти, оно никуда не денется. Потоками воды не вынесет, реки там не текут, дожди туда не попадают, так тихо-мирно и будет там лежать.
Поэтому в пещерах хорошо искать, но, на самом деле, в пещерах не очень хорошо жить. И в древности люди это тоже прекрасно понимали, чему свидетельство, например, каменные выстилки, когда они пол выстилали камнями и местами довольно основательно. Мостили потому, что ходить по холодной раскисшей грязи босыми ногами (а все известные нам в пещерах следы ног босые, то есть ходили они босиком) это не очень приятно.
Например, в пещере Лазаре во Франции ещё со времён неандертальцев, ещё, по сути, пренеандертальцев, найден навес около стены пещеры. Они из шкур и жердей сделали навес, выстлали это шкурами, там остались лапки песцов, видно, как эти шкурки лежали, а также сохранилась перегнившая органика. Потому что неприятно жить в пещере, когда на голову то капает, то какая-то пыль сыпется. Там холодно, сыро и неприятно.
Например, когда я, будучи двадцати лет, копал в Денисовой пещере, за месяц раскопок у меня уже начали болеть кости, хотя я был совершенно здоровый и жил не в пещере, а в домике. Но пребывание каждый день в этой пещере по многу часов уже сказалось на мне и не лучшим образом. А если там жить постоянно, это не очень здорово. Например, мы видим кости пещерных медведей, которые там зимовали, с артритными разрастаниями. Полежи зиму в этой пещере, и все кости будут с такими буграми.
А неандертальцы! Почти все неандертальцы, найденные в пещерах, если у них мало-мальски большой возраст, лет под тридцать хотя бы, все с артритом поголовно: со скрипом уже двигались и больше пятидесяти лет не жили. И тех, кому от сорока до пятидесяти, их раз-два и обчёлся, их человека три на всех неандертальцев. Так что в пещере жить не хорошо.
Поэтому пещеры использовали, главным образом, как убежище от дождя и других факторов. Вся основная жизнь проходила, даже если пещера была на привходовой площадке. Поэтому археологи часто копают не пещеры, а привходовую площадку. В пещере темно и, даже если специально развести костёр для освещения и для тепла, то там дым будет скапливаться. Вентиляции никакой нормальной нет, вентиляторов ещё не изобрели, и там можно просто банально задохнуться. Поэтому вся жизнь шла рядом с пещерой. А когда пойдёт дождь или снег, то да, можно зайти под своды и там пересидеть.
Пещеры использовались как погребальные места, там здорово хоронить. Это да, сплошь и рядом. Они использовались как места для совершения ритуалов. Чему из времени уже сапиенсов, кроманьонцев, много примеров мы уже знаем. Есть святилища, не только с наскальными рисунками, но и с черепами медведей на камнях, с фигурами налепных бизонов. Там были какие-то инициации, и что-то там такое происходило. Например, про инициации мы знаем потому, что там есть следы босых ног детей, которые там плясали, а иногда играли, такие следы тоже есть.
Но пещеры есть не везде. Поэтому большей частью люди жили на открытых пространствах. Человек возник как существо, живущее в саванне, он хорошо себя чувствует на равнине, поэтому люди так любят приволье, свежий воздух, открытое пространство. Кто как, конечно, люди разные. Пигмеи со мной, наверное, поспорят. Но тем не менее подавляющая часть населения планеты живёт на равнинах, и даже когда равнин нет, а есть густой лес, то все берут топоры и пилы и делают из этого леса равнину и степь. Так что, когда люди расселялись за пределы Африки, они первым делом занимали такие же биотопы…