Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов
Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить
и умереть в зоне сейсмической активности

Стихия

Землетрясение, Извержения вулканов, Ледяной дождь, Лесные пожары, Ливни, Наводнения, Огненный смерч, Паводок, Смерчи (Торнадо), Тайфуны, Тектонический разлом, Ураганы, Цунами, град, ледоход

Вулканы

Авачинский, Асо, Безымянный, Везувий, Йеллоустоун, Кампи Флегрей, Карангетанг, Килауэа, Ключевская Сопка, Мерапи, Мон-Пеле, Невадос-де-Чильян, Питон-де-ла-Фурнез, Сабанкая, Тавурвур, Толбачик, Фуэго, Хурикес, Шивелуч, Этна

Тайфуны

Тайфун Нору

Наводнения

Наводнение в Приморье

Районы вулканической активности

Вулканы Камчатки, Вулканы Мексики, Курилы

Грязевые вулканы и гейзеры

Локбатан

Природа

Вулканы, Изменение климата, Красота природы

Наука

Археология, Вулканология

Наша планета

Живая природа, Спасение животных

Ураганы

Тайфун Мэттью, Ураган Ирма, Ураган Харви, ураган Мария

Районы сейсмической активности

Землетрясение в Италии, Землетрясение в Китае, Землетрясение в Турции

Солнечная система

Венера, Марс, Меркурий, Планета Земля, Плутон, Сатурн, Юпитер

Космос

экзопланеты

Астрономические события

Лунное затмение, Метеориты, Противостояние Марса, Суперлуние

Антропогенные факторы

Климатическое оружие

Землетрясения

Прогноз землетрясений

2018-01-28 14:17

Солнечный камень - квинтэссенция ацтекской культуры

Камень Солнца.

В ацтекской культуре Солнце символизировало дуализм неба и земли, хорошего и дурного, света и тьмы. Его считали главным божеством, основой жизни и всего сущего, силой человеческих душ, их тоналли (душа, а также связь человека с Солнцем в культуре ацтеков). Самым известным изображением Солнца является камень Солнца – выдающийся памятник ацтекской культуры.

Монолит, из которого изготовлен этот артефакт, весит 25 тонн и имеет 3,5 м в диаметре. Он был найден на юго-востоке площади Сокало, главной площади Мехико, 17 декабря 1760 года, когда рабочие выравнивали и мостили площадь по приказу вице-короля Мексики Хуакина де Монсеррата. Сразу после находки камень был принесен в собор и установлен у стены западной башни, где находился до 1885 года, когда по приказу президента генерала Порфирио Диаса его перевезли в Национальный музей археологии и истории.

По имеющимся данным, камень был изготовлен в 1479 году по приказу правителя Ашайакатля: дата, соответствующая тому году – 13-акатль (тростник) – нанесена на камне в самом верху. Стоит отметить, что 13-тростник – это также дата рождения пятого Солнца, дающего жизнь нашей, пятой эпохе в представлениях ацтеков. Предполагают, что во времена ацтеков этот памятник лежал на земле, а не стоял вертикально, как в настоящее время в музее.

Первоначальными цветами Солнечного камня были голубой, красный, зеленый и жёлтый. Поскольку ещё в XIX веке ещё были видны остатки краски, предполагается, что его не использовали в качестве жертвенного камня, так как в этом случае краска бы полностью выцвела.

В центре камня Солнца изображено сморщенное лицо белокурого бога Тонатиу (https://vk.com/wall-159368317_10), изо рта которого жадно высовывается язык, имеющий форму обсидианового жертвенного ножа (текпатль). Тонатиу представлен в короне, серьгах, ожерелье с украшением в носу. Ряд ученых полагает, что данное божество на самом деле Тлальтекути. – ночное солнце подземного мира. Морщины свидетельствуют о его древности, а белокурые волосы – о причастности к золотистому солнцу. Язык связывает его с человеческими жертвоприношениями и кровью. Это частая деталь ацтекских памятников. Руки бога изображены с глазами и бровями. Они украшены браслетами из жадеита. В своих когтистых лапах он сжимает человеческие сердца. На лбу бога знак Оме-акатль (2-тростник) – дата, с которой начинается новый счет лет после праздника Нового огня.

Сам Камень Солнца отражает представления ацтеков о сотворении мира. Лицо Тонатиу окружает знак Науи-Оллин – (4 движение), даты, когда в Теотикуакане было создано солнце движения – пятое солнце. В четырех квадратах знака Оллин указаны названия четырех предыдущих эпох: науи-оселотль (4 ягуар), науи-ээкатль (4 ветер), науи киауитль (4 дождь), науи-атль(вода).

Тескалипока (https://vk.com/wall-159368317_78) правил первым миром, или Солнцем Земли (его также называют солнцем 4 ягуар – Науиоселотльтонатиу). Земля была населена расой великанов. Они не работали, не возделывали землю, а питались только плодами. Эти великаны были настолько сильны, что голыми руками вырывали деревья. Но Тескатлипока стал только половиной солнца, и это солнце светило только половину дня. Тогда Кетцалькоатль (https://vk.com/wall-159368317_26) ударил Тескатлипоку своей каменной дубиной, и тот упал с неба в воду. В воде он превратился в ягуара, вышел на землю в гневе приказал ягуарам пожрать всех гигантских людей. И земля снова стала необитаемой, а вселенная осталась без Солнца, и это продолжалось 676 лет. Так окончилась первая эпоха в истории человечества - эпоха Первого Солнца. Это произошло в год 4 Оцелотль. Тогда боги снова создали людей нормального размера. Новым солнцем стал Кетцалькоатль (Науиээкатльтонатиу – солнце 4 ветер). При нем люди становились всё менее цивилизованными и перестали почитать богов. Тогда Тескалипока продемонстрировал свою силу бога правосудия и чародейства, превратив людей в обезьян. Но Кетцалькоатль любил этих людей, поэтому он был чрезвычайно огорчен. Тогда он сдул всех обезьян с земли страшными ураганами. Следующим солнцем стал Тлалок (https://vk.com/wall-159368317_46), бог дождя (солнце – 4 дождь Наукиауитльтонатиу). Тогда Тескатлипока соблазнил и украл его жену – богиню любви, красоты и цветов Шочикецаль (https://vk.com/wall-159368317_7). Тлалок пребывал в печали, так что засуха обрушилась на мир. Мольбы людей о дожде ещё больше раздражали бога, и он не посылал дождя. Однако люди просили о дожде снова и снова. И тогда Тлалок в гневе наслал на землю огненный ливень, пока он не спалил всю землю. Люди превратились в индеек. Новым солнцем стала богиня воды, новая жена Тлалока Чальчиутликуэ (солнце 4 вода – Науиатльтонатиу). Богиня очень любила людей, но Тескалипока сказал, что её любовь не является искренней, а она удовлетворяет молитвы людей из чувства самолюбия. Богиня была так оскорблена, что плакала кровью на протяжение 52 лет, от чего случилось страшное наводнение и все, кто был на земле, утонули, а люди превратились в рыб. Когда Земля была восстановлена боги собрались в Теотиуакане, чтобы решить, кто из них станет богом солнца. Для этого они развели костёр, куда должен был броситься избранный, но все боялись страшного жара. Как уже упоминалось в посте, посвящённом Тонатиу (https://vk.com/wall-159368317_10), Нанауатль («усыпанный бубонами»), страдая от страшной болезни, кинулся в пламя, где начал «потрескивать, как жарящееся на угольях мясо». За ним последовал Теккистекатль («находящийся в морской раковине»), трижды пытавшийся до Нанауатля прыгнуть в костёр, но отступавший от невыносимого жара. Нанауатль стал солнцем, Теккистекатль — луной — богом Мецтли. Но это солнце не могло двигаться. Тогда боги пожертвовали своей кровью для того, чтобы солнце могло двигаться по небу. Поэтому, чтобы поддерживать движение солнца, люди дожны были жертвовать свою кровь. Это солнце называется науиоллинотонатиу – солнце 4-движение. Мир будет уничтожен землетрясениями.

Рядом с квадратами 4 солнц изображены наподобие космической карты 4 стороны Света. Север – знак шиууитцолли (головной убор ацтекских воинов), символ военной мощи расширяющейся империи, юг – дата 7-осоматли (обезьяна), олицетворяющая одно из предшествующих солнц, восток – дата 1 текпатль (кремневый нож), символ человеческих жертвоприношений, запад – дата 1-киауитль (дождь), символ Тлалокана, небесной райской обители бога Тлалока. 1 дождь и 7-обезьяна – дни, когда солнце проходило меридиан Мехико. Дождь – это календарное название одной из женщин, умершей во время родов и имя богини Иламатекутли. Обезьяна ассоциировалась с вечером, и все божества, носившие данный знак, были связаны с вечером. В данном случае обезьяна представляла Шочипилли, бога цветов и солнца в вечернюю пору. В следующем внешнем кольце представлены 20 дней месяца священного календаря в порядке против часовой стрелки. Из этого круша во все стороны торчат наконечники стрел, символизирующие расходящиеся по всей вселенной солнечные лучи. Большие V-образные лучи отражаю 4 основные направления. Здесь изображены драгоценности чальчиуитес из просверленной в 5 точках пластинки нефрита и закрепленной шнурками из красной кожи, перьев и жемчужин. Это важный орнамент в ацтекском искусстве, символизирующий свет, силу и красоту.

На внешнем кольце камень опоясывают две огненные змеи (шиукоатль, мн. ч. шиукокоа), связанные с богом Уицилопочтли (https://vk.com/wall-159368317_82) и священной войной. Эти змеи символизируют связь между Верхними и Нижними мирами и служат осью мира (axis mundi). На спинах шиукоа видны языки пламени. Около кончиков их хвостов обернуты связки трав с бутонами цветов. Рядом повязаны полоски бумаги аматль, изготовляемой из агавы. В каждом сегменте шиукоатлей изображён знак Тлачинолли (огонь). Передние лапы шиукоатлей изображены с глазами, бровями и когтями. На носовом отростке шиукоатлей 7 символов созвездия Плеяды (по другим данным созвездия шонекуили). Их открытые пасти олицетворяют подземный мир. Из них появляются две головы – Кетцалькоатль в образе Тонатиу (солнце) справа и Тескалипока в образе Шиутекутли (ночь) слева. Эти боги высовывают языки и касаются ими друг друга, символизируя непрерывность времени. Это взаимодействие служит воплощением непрерывной борьбы богов за власть на Земле и небесах, где встаёт и заходит Солнце и которые постоянно сообщаются между собой.

Камень Солнца отражает создание пятого солнца и прославляет творение мира, где силы созидания и разрушения играют одинаковую роль. Изображения на камне также рассказывают об истории ацтеков. Например, пиктограмма 1- текпатль (кремень) указывает на день, когда началось переселение ацтеков с их прародины Ацтлана. Также в год с этим символом (1428) ацтеки разбили Тепанеков и стали новыми владыками Мексиканской долины. В этом памятнике Солнце предстаёт в виде божества, создающего мир и его элементы: утро, день, вечер, годы и пять эпох вселенной. Эта работа является столь выдающимся памятником благодаря своей богатой и сложной композиции, наполненной символизмом и отразившей миологию. Таким образом, данный диск представляет ценность не только как произведение искусства, но и как отражение ацтекских представлений о мире.


Источник: stygminum.livejournal.com