Леса играют ключевую роль в поддержании благоприятного климата, служат домом для редких и уникальных видов животных и растений, защищают от ураганов и наводнений. Но климат меняется, становится жарче и суше, поэтому всё большую долю в потере лесов занимают пожары.
Этот год выдался особенно тяжёлым для лесных пожарных по всему миру. Мы подобрали пять самых значимых пожарных катастроф 2017 года.
Самая смертельная: Португалия
Два раза в этом году, в июне и октябре, в Португалии сильно горели леса. Погибло 103 человека, включая четырёх детей, более 250 человек получили травмы. Пожары повредили более 500 тысяч гектар природных территорий — около 5% территории страны — это в пять раз выше средних значений по стране.
Дым от этих пожаров прошёл через Великобританию, Ирландию, северную Германию, Бельгию, Нидерланды, Люксембург, достиг южной оконечности Скандинавского полуострова и Прибалтики и едва не попал в Россию. В этих странах люди жаловались на задымление, а метеослужбы зафиксировали ухудшение качества воздуха. Дым и пожары не знают границ.
Дым от канадских лесных пожаров достигает Арктики
Самая дымная: Британская Колумбия, Канада
В 2017 году в Канаде сгорело почти 3,5 миллиона гектар леса. Пожары достигли таких масштабов, что сами становятся причиной изменения климата. Выбросы углекислого газа от пожаров достигают четверти всех произведённых человеком выбросов, включая выбросы от промышленности и транспорта, а в катастрофические годы, например, в 2015 — до трети.
Важно не только сколько сгорело, но и где. Сажа от пожаров в северных лесах России и Канады достигает Арктики, выпадает на лёд и делает его чёрным. Это уменьшает способность льда отражать солнечные лучи и приводит к более быстрому таянию. Пожары — самый крупный источник сажи в Арктике и одна из причин таяния арктических льдов.
Самая неожиданная: Гренландия
В августе с помощью мониторинга спутниковых снимков эксперты Гринпис обнаружили пожар на западном побережье Гренландии. Это не первый случай на острове, но самый крупный за всю историю наблюдений: больше тысячи гектар. По мировым меркам это сравнительно небольшая площадь, но тут интересен сам факт.
Сейчас эта история звучит необычно (пожар в Гренландии!), но с изменением климата пожары всё чаще будут возникать там, где их никогда не было. Ещё один подобный пример — рост числа лесных пожаров во влажных тропических лесах Южной Америки и Африки. Из-за участившихся периодов засухи они становятся более уязвимы.
Самая климатическая: Бразилия
Тропические ле??а — самые ценные с точки зрения сохранения климата и биоразнообразия. В сентябре в Бразилии зафиксировали самое большое число пожаров за 20 лет наблюдений. Такие тенденции могут привести к тому, что тропические леса вместо поглощения углерода из атмосферы станут его источником. Лес поглощает из углерод атмосферы , но с учётом того, сколько парниковых газов теперь выбрасывается при пожарах, это поглощение сходит на нет. При катастрофических пожарах леса будут выбрасывать больше углерода, чем поглощать.
Но виноваты не только участившиеся периоды засухи. Амазонские леса выжигаются намеренно, чтобы освободить место под пастбища для крупного рогатого скота.
Самая дорогая: Калифорния
В начале декабря в Калифорнии вспыхнуло сразу несколько крупных пожаров. Обычно пик сезона приходится на октябрь, но пожары в зимние месяцы становятся новой нормой. Пожароопасный сезон в Калифорнии уже увеличился на 40–50 дней.
В 2017 году расходы США на тушение пожаров стали самыми дорогими в истории страны и составили 18 миллиардов долларов. Это в три раза больше предыдущего рекорда США по тратам на тушение пожаров.
Пожар «Томас» стал ещё и самым большим в штате за всю историю: около 110 тысяч гектаров, в тушении было задействовано более 8,5 тысяч пожарных. Пожар все ещё продолжает действовать, эта катастрофа «заслужила» ещё одну номинацию — самая первая в 2018 году.
А что у нас в России?
В России в 2017 году от пожара пострадало 4,5 миллиона гектаров леса. Этот год был средним по числу пожаров, но стал первым, когда власти опубликовали реальную, а не заниженную статистику.
Причина большинства (от 80 до 95 %) пожаров во всём мире — человек. И для нас это сигнал: с катастрофическими пожарами можно бороться. А самый дешёвый и самый безопасный способ бороться с растущей угрозой пожаров — не допускать их.
Перейдя на более устойчивое сельское и лесное хозяйство, усилив контроль за соблюдением противопожарных норм, можно значительно снизить количество и площади пожаров на природных территориях. Поэтому Гринпис России так много уделяет времени профилактике и работе с детьми. Работа Гринпис по сохранению лесов и борьбе с природными пожарами возможна только благодаря помощи сторонников.