Средневековое искусство металлопластики, получившее название пермский звериный стиль, в культурном наследии Прикамья играет особую роль. Высокая художественная ценность и самобытность этого явления признаны во всем мире. И вместе стем это один из самых таинственных памятников древнего искусства уральских народов. Когда и кем были изготовлены эти предметы, что означали, для чего предназначались — на эти вопросы в современном научном мире нет однозначных ответов.
Необычны сами условия нахождения предметов пермского звериного стиля. Большинство из них найдены не в ходе геологических раскопок, а в виде одиночных, случайных находок или в качестве так называемых кладов. Местное население Прикамья, в основном крестьяне, находили предметы культового литья, копая огород, распахивая поле или во время весенних паводков. Отношение к находкам было неоднозначным: они вызывали прах, особенно если это были антропоморфные изображения, от них стремились поскорее избавиться, бросить в реку, переплавить. Найденные предметы культового литья местное население связывало с легендами о загадочно исчезнувшем народе Чудь и называло их — чудскими богами». Это же название заимствовали первые коллекционеры и исследователи пермского звериного стиля (конец XIX — начало XX вв.), но при этом они пробовали ввести и свои названия: «изображения чудских богов», «идолы», «металлические изображения людей и животных», «бляхи», -«изображения баснословных животных», «чудские образки», «шаманские древности».
Что касается непосредственно термина пермский звериный стиль, то впервые в своих работах ею использовал А.В. Шмидт в 20-ых гг. XX в., и активно он стал употребляться со второй половины XX в.
Одну из первых попыток разобраться в смысле и значении загадочных металлических изображений предпринял Ф А. Теилоухов, главный, лесничий Пермского нераздельного имения Строгановых, ученный-ботаник, археолог и этнограф. В работе «Древности пермской чуди в виде баснословных людей и животных »(I893г.) автор выявил пять групп изображений пермского звериною стиля: изображения реальных животных и птиц, которые использовались только в качестве украшений; изображения баснословных животных; изображения птицевидных идолов; идолы в виде изображения человека в окружении баснословных животных; антропоморфные изображения.
К 1902 г. относится подготовленная А.А. Спиныным и Ф.А. Теплоуховы.м книга «Древности Камской чуди по коллекции Теплоуховых», в которой дается описание одной из самых обширных коллекций пермского звериного стиля. В работе Шаманские изображения» (1906 г.) А.А. Снипын собрал весь имеющийся материал по коллекциям пермского звериного стиля, а все предметы литья в книге представил и в описании, и в иллюстрациях.
А. А. Спицын выделил три периода в истории пермского звериного стиля:
1. Ill — VI вв. — появление основных групп изображений: человеческие фигуры с головами лося, антропоморфные изображения и личины, птицевидные изображения, изображения ящера, медведя, коня, рыбы, астральные символы.
2. VI11 — IX вв. — время расцвета шаманских изображений, золотой век чудских образков.
3. X — XIV вв. изображения более позднего времени, где сохраняются лишь основные темы шаманских изображений. Техника исполнения упрощается, находки становятся единичными.
Обращение к теме шаманизма неслучайно, поскольку именно с шаманскими культами исследователи связывают часть предметов пермского звериного стиля. Они входили в состав костюма шамана, а также могли служить своеобразной жертвой богам. Поэтому их находили не на местах средневековых поселений, а на святилищах, культовых местах, кладах.
Что собой представляют образы пермского звериною стиля? Их семантическая (смысловая) интерпретация является одной из самых сложных проблем изучения. Очевидно, что многообразие сюжетов и образов отражает систему представлений наших далеких предков об устройстве мира и месте человека в нем. Одним из самых известных персонажей пермского звериного стиля является медведь, чаще всего в — «жертвенной позе». Не менее ярким образом является парящая в полете птица. Изображение птицы, уносящей на своей груди человека, может символизировать душу, которая покидает тело после смерти, возносясь в высший мир.
Самым загадочным персонажем пермского звериного стиля является «человеколось на ящере». В мифах многих древних народов миропостроение трехъярусное, и ярусы связаны между собой мировым древом, горой, лестницей. ведущей с неба под землю. Ряд предметов пермского звериного стиля воплощают в себе подобную космогоническую схему, где нижний, подземный, мир представлен фантастическим ящером, а верхний мир — небесный свод — олицетворяющий небесные лосихи. Средний, земной, мир населен героями, в образе которых сочетаются признаки и человека, и животного, и птицы. Это сложное существо сульдэ, уникальный собирательный образ. Его странствиям посвящена также: большая часть сюжетов в извесл ных нам изображениях.
Удивительным в истории пермского звериного стиля является и внезапное исчезновение практики его изготовления и использования у местного населения.
В нас тоящее время коллекции пермскою звериного стиля находятся в Государственном Историческом музее (Москва), в Государственном Эрмитаже (Санкт Петербург), в Национальном музее Финляндии, но основная коллекция хранилс я в музеях Перми и Пермского края. И у нас есть поистине счастливая возможность прикоснуться к этому удивительному и прекрасному миру.
http://комиокруг.рф/permskiy-komi-permyatskiyzveriny-stily