Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов
Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить
и умереть в зоне сейсмической активности

Стихия

Землетрясение, Извержения вулканов, Ледяной дождь, Лесные пожары, Ливни, Наводнения, Огненный смерч, Паводок, Смерчи (Торнадо), Тайфуны, Тектонический разлом, Ураганы, Цунами, град, ледоход

Вулканы

Авачинский, Асо, Безымянный, Везувий, Йеллоустоун, Кампи Флегрей, Карангетанг, Килауэа, Ключевская Сопка, Мерапи, Мон-Пеле, Невадос-де-Чильян, Питон-де-ла-Фурнез, Сабанкая, Тавурвур, Толбачик, Фуэго, Хурикес, Шивелуч, Этна

Тайфуны

Тайфун Нору

Наводнения

Наводнение в Приморье

Районы вулканической активности

Вулканы Камчатки, Вулканы Мексики, Курилы

Грязевые вулканы и гейзеры

Локбатан

Природа

Вулканы, Изменение климата, Красота природы

Наука

Археология, Вулканология

Наша планета

Живая природа, Спасение животных

Ураганы

Тайфун Мэттью, Ураган Ирма, Ураган Харви, ураган Мария

Районы сейсмической активности

Землетрясение в Италии, Землетрясение в Китае, Землетрясение в Турции

Солнечная система

Венера, Марс, Меркурий, Планета Земля, Плутон, Сатурн, Юпитер

Космос

экзопланеты

Астрономические события

Лунное затмение, Метеориты, Противостояние Марса, Суперлуние

Антропогенные факторы

Климатическое оружие

Землетрясения

Прогноз землетрясений

2018-01-05 02:40

ПЕРМСКИЙ (КОМИ-ПЕРМЯЦКИЙ) ЗВЕРИНЫЙ СТИЛЬ

археологические находки

Средневековое искусство металлопластики, получившее название пермский звериный стиль, в культурном наследии Прикамья играет особую роль. Высокая художественная ценность и самобытность этого явления признаны во всем мире. И вместе стем это один из самых таинственных памятников древнего искусства уральских народов. Когда и кем были изготовлены эти предметы, что означали, для чего предназначались — на эти вопросы в современном научном мире нет однозначных ответов.

Необычны сами условия нахождения предметов пермского звериного стиля. Большинство из них найдены не в ходе геологических раскопок, а в виде одиночных, случайных находок или в качестве так называемых кладов. Местное население Прикамья, в основном крестьяне, находили предметы культового литья, копая огород, распахивая поле или во время весенних паводков. Отношение к находкам было неоднозначным: они вызывали прах, особенно если это были антропоморфные изображения, от них стремились поскорее избавиться, бросить в реку, переплавить. Найденные предметы культового литья местное население связывало с легендами о загадочно исчезнувшем народе Чудь и называло их — чудскими богами». Это же название заимствовали первые коллекционеры и исследователи пермского звериного стиля (конец XIX — начало XX вв.), но при этом они пробовали ввести и свои названия: «изображения чудских богов», «идолы», «металлические изображения людей и животных», «бляхи», -«изображения баснословных животных», «чудские образки», «шаманские древности».

Что касается непосредственно термина пермский звериный стиль, то впервые в своих работах ею использовал А.В. Шмидт в 20-ых гг. XX в., и активно он стал употребляться со второй половины XX в.

Одну из первых попыток разобраться в смысле и значении загадочных металлических изображений предпринял Ф А. Теилоухов, главный, лесничий Пермского нераздельного имения Строгановых, ученный-ботаник, археолог и этнограф. В работе «Древности пермской чуди в виде баснословных людей и животных »(I893г.) автор выявил пять групп изображений пермского звериною стиля: изображения реальных животных и птиц, которые использовались только в качестве украшений; изображения баснословных животных; изображения птицевидных идолов; идолы в виде изображения человека в окружении баснословных животных; антропоморфные изображения.

К 1902 г. относится подготовленная А.А. Спиныным и Ф.А. Теплоуховы.м книга «Древности Камской чуди по коллекции Теплоуховых», в которой дается описание одной из самых обширных коллекций пермского звериного стиля. В работе Шаманские изображения» (1906 г.) А.А. Снипын собрал весь имеющийся материал по коллекциям пермского звериного стиля, а все предметы литья в книге представил и в описании, и в иллюстрациях.

А. А. Спицын выделил три периода в истории пермского звериного стиля:

1. Ill — VI вв. — появление основных групп изображений: человеческие фигуры с головами лося, антропоморфные изображения и личины, птицевидные изображения, изображения ящера, медведя, коня, рыбы, астральные символы.

2. VI11 — IX вв. — время расцвета шаманских изображений, золотой век чудских образков.

3. X — XIV вв. изображения более позднего времени, где сохраняются лишь основные темы шаманских изображений. Техника исполнения упрощается, находки становятся единичными.

Обращение к теме шаманизма неслучайно, поскольку именно с шаманскими культами исследователи связывают часть предметов пермского звериного стиля. Они входили в состав костюма шамана, а также могли служить своеобразной жертвой богам. Поэтому их находили не на местах средневековых поселений, а на святилищах, культовых местах, кладах.

Что собой представляют образы пермского звериною стиля? Их семантическая (смысловая) интерпретация является одной из самых сложных проблем изучения. Очевидно, что многообразие сюжетов и образов отражает систему представлений наших далеких предков об устройстве мира и месте человека в нем. Одним из самых известных персонажей пермского звериного стиля является медведь, чаще всего в — «жертвенной позе». Не менее ярким образом является парящая в полете птица. Изображение птицы, уносящей на своей груди человека, может символизировать душу, которая покидает тело после смерти, возносясь в высший мир.

Самым загадочным персонажем пермского звериного стиля является «человеколось на ящере». В мифах многих древних народов миропостроение трехъярусное, и ярусы связаны между собой мировым древом, горой, лестницей. ведущей с неба под землю. Ряд предметов пермского звериного стиля воплощают в себе подобную космогоническую схему, где нижний, подземный, мир представлен фантастическим ящером, а верхний мир — небесный свод — олицетворяющий небесные лосихи. Средний, земной, мир населен героями, в образе которых сочетаются признаки и человека, и животного, и птицы. Это сложное существо сульдэ, уникальный собирательный образ. Его странствиям посвящена также: большая часть сюжетов в извесл ных нам изображениях.

Удивительным в истории пермского звериного стиля является и внезапное исчезновение практики его изготовления и использования у местного населения.

В нас тоящее время коллекции пермскою звериного стиля находятся в Государственном Историческом музее (Москва), в Государственном Эрмитаже (Санкт Петербург), в Национальном музее Финляндии, но основная коллекция хранилс я в музеях Перми и Пермского края. И у нас есть поистине счастливая возможность прикоснуться к этому удивительному и прекрасному миру.

http://комиокруг.рф/permskiy-komi-permyatskiyzveriny-stily