Второй пуск с Восточного, которому предстоит стать главным космодромом страны, завершился провалом. Головная часть ракеты, несшая семнадцать иностранных и два российских спутника, сгорела в атмосфере, а уцелевшие фрагменты полезной нагрузки утонули в Атлантике. В «Роскосмосе» на это отреагировали весьма своеобразно. Почему пуски российских ракет все больше напоминают цирк и что общего у руководства «Роскосмоса» с Илоном Маском — в материале «Ленты.ру».
Москва, аэропорт Внуково, 27 ноября 2017 года, 20:00 по московскому времени. Делегация «Роскосмоса» из 12 человек поднялась на борт реактивного двухмоторного самолета бизнес-класса Gulfstream G550 американской корпорации Gulfstream Aerospace. Бизнес-джет направляется в аэропорт Игнатьево, недалеко от Благовещенска.
На следующий день (по московскому времени) официальным лицам предстоит участвовать в подготовке и проведении запуска космического аппарата «Метеор-М» с космодрома Восточный, отмечается в материалах, доступных на портале госзакупок. Обслуживание на борту производится по категории VIP.
Амурская область, космодром Восточный, 28 ноября 2017 года, 08:41 по московскому времени. Стартовала ракета «Союз-2.1б» с разгонным блоком «Фрегат» и полезной нагрузкой из 19 спутников, в том числе 17-ти иностранных. Через десять минут, в 08:51 по московскому времени, произошло отделение последней, третьей ступени ракеты от головной части (разгонного блока и полезной нагрузки).
Где-то в небе над Атлантическим океаном, примерно 09:00 по московскому времени. Пилот Boeing 777 фотографирует (снимки раз и два) огненный шар, разделившийся на несколько горящих объектов.
«Удивительное зрелище! Я пилот авиакомпании, пролетал над Северной Атлантикой сегодня утром в районе 50 градусов северной широты и 35 градусов западной долготы, когда этот шар вышел из неба над Исландией. Он пролетел прямо над нами около 06:00 по всемирному координированному времени (09:00 по московскому времени — прим. «Ленты.ру»)», — сообщил он впоследствии на форуме американского сайта NASASpaceFlight.com.
Амурская область, космодром Восточный, несколько минут спустя после падения головной части ракеты в Атлантический океан. Вице-премьер России Дмитрий Рогозин поздравляет пусковой расчет космодрома Восточный с успешным стартом «Союз-2.1б»: «Спасибо вам большое за то, что сегодня вы подарили всей нашей стране праздник. Спасибо и удачи вам! Слава России!»
Сотрудникам космодрома Рогозин заявил, что «мы входим в такую в хорошем смысле рутину пусковых кампаний, которые теперь будут постепенно переноситься на территорию космодрома Восточный».
Рассказал вице-премьер и о светлом будущем Восточного, в частности, о строительстве второго и третьего стартовых столов, пуске тяжелой ракеты «Ангара» и изготовлении сверхтяжелого носителя. «До 2028 года будет построен третий стартовый стол и технический комплекс под "сверхтяж" (…). Это работа в интересах Марса, это работа на орбите искусственного спутника Луны, это полет к Юпитеру и так далее», — отметил Рогозин.
Амурская область, аэропорт Игнатьево, 10:30 по московскому времени. Делегация «Роскосмоса» расположилась в Gulfstream G550, самолет направляется обратно в Москву. Билеты туда и обратно на всех обошлись «Роскосмосу» в девять миллионов рублей. Илон Маск также пользуется самолетами такого класса, и, похоже, только в этом «Роскосмос» похож на SpaceX.
Примерно тогда же СМИ опубликовали первые сведения о неполадках в разгонном блоке «Фрегат».
«В ходе первого планового сеанса связи с космическим аппаратом не удалось установить связь по причине его отсутствия на целевой орбите», — сообщил 28 ноября в полдень «Роскосмос». Многочисленные эксперты сошлись во мнении, что проблемы связаны с «Фрегатом». Тогда же возникло предположение, что головная часть ракеты сошла с орбиты и упала в Атлантический океан.
Основную полезную нагрузку запуска составлял российский трехтонный гидрометеорологический аппарат «Метеор-М» №2-1. В качестве попутной нагрузки отправлялись 18 малых космических аппаратов, из которых только один «Бауманец-2» был российским. Остальные иностранные, в том числе канадский LEO Vantage, норвежский AISSat-З, японский IDEA, шведский SEAM, немецкий D-Star One. Остальные спутники, два Landmapper-BC и десять LEMUR, были американскими.
Протодиакон Андрей Кураев, комментируя окропление епископом Благовещенским и Тындинским Лукианом ракеты и спутника, поднял вопрос об ответственности церкви за неудачный пуск «Метеор-М» №2-1 на «Союз-2.1б». С ним не согласился священник Благовещенской епархии Святослав Шевченко, назвавший условием успешной работы техники «соработничество человека и Бога».
«Мы крестим людей и не гарантируем, что они попадут в рай, венчаем и не говорим, что они точно не разведутся, это уже зависит от людей. Есть идея соработничества человека и бога», — подчеркнул священник.
Особо отличился директор филиала госкорпорации «Роскосмос» на космодроме Восточный Константин Чмаров.
«Задача выполнена космодромом превосходно. Летные испытания прошли превосходно. Вывод полезной нагрузки параллельно с летными испытаниями — не выполнен. Вы знаете, что вся история ракетно-космической техники связана в том числе и с авариями и даже с трагедиями», — заявил он.
Выдвигалось несколько версий причин случившегося — от столкновения с космическим мусором и диверсии до технической неисправности в аппаратуре спутниковой навигации. Ясно одно — после отделения от третьей ступени ракеты-носителя «Союз-2.1б» разгонный блок «Фрегат» неправильно сориентировался.
В настоящее время ведущей версией аварии головной части считается ошибка в полетном задании разгонника. Он был запрограммирован на запуск ракеты не с Восточного, а с Байконура. В результате разгонный блок выполнил первый маневр для довыведения на орбиту в неправильной ориентации, то есть фактически маневр оказался не разгонным, а тормозным. Вместо выхода на переходную орбиту головная часть направилась обратно к Земле.
«Проблема, возможно, заключается в том, что на "Союзе" и разгонном блоке "Фрегат" азимут отсчитывался по-разному, по часовой и против часовой стрелки. "Фрегату" нужно было повернуться на два градуса, а он вместо этого начал разворот на 358 градусов, потерял ориентацию и упал в океан», — отметил источник.
В «Роскосмосе» создана комиссия для выяснения обстоятельств аварии, эксперты должны завершить работу к 15 декабря. Госкомиссия определит момент совершения ошибки: на этапе выдачи исходных данных или на этапе составления полетного задания. Устранить ошибки в полетных заданиях ответственные предприятия ракетно-космической отрасли обязаны к 8 декабря, иначе запланированный на 22 декабря 2017 года третий пуск с Восточного будет отложен.
Кроме того, на Восточном отменят первые пуски по российской лунной программе. «Сейчас имеется в виду, что программа, ближайшие пуски, которые будут у нас по Луне, они будут с Байконура. После строительства (стартового комплекса для) "Ангары", конечно, будем переводить сюда [на Восточный] и пуски по лунным программам», — заявил 29 ноября гендиректор «Роскосмоса» Игорь Комаров.
Он осторожно отметил, что в 2018 году с Восточного планируется как минимум два пуска, да и те во второй половине года.
Спутник «Метеор-М» застрахован в «Согазе», ВСК, «Ингосстрахе» и «Мегарусс-д» на общую сумму 2,6 миллиарда рублей. Стоимость пуска ракеты «Союз» с космодрома Восточный оценивается в три миллиарда рублей.
Источник: lenta.ru