Общий бюджет, который Европейское космическое агентство выделило на разработку аналога ракетного двигателя РД-843, говорит о том, что в Европе не скоро откажутся от закупки этих агрегатов украинского производства – считает руководитель Института космической политики Иван Моисеев.
Украинцы рассчитывают остаться в Космосе за счет контрактов с Западом
Напомним, что Европейское космическое агентство выделило 89,7 млн евро для модернизации легких ракет Vega и разработку многоразового космического корабля Space Rider. При этом, этот контракт подразумевает отказ от использования двигателя РД-843, поскольку новый вариант этой ракеты будет отличаться тем, что второй ступенью здесь будет выступать немецкий двигатель, работающий на кислороде и метане.
Все это говорит о том, что Украина может в перспективе лишиться действительно важного европейского контракта, который нужен этой стране для выживания ее национальной космической отрасли.
Руководитель Института космической политики Иван Моисеев в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» пришел к выводу, что это не единственный космический контракт, который сегодня есть у Украины.
«Например, украинцы сегодня делают первую ступень для ракеты Antares, причем кроме этого Киев ищет себе перспективные космические контракты за рубежом», - констатирует Моисеев.
На разработку аналога РД-843 у европейцев уйдут годы
Здесь, как замечает Иван Михайлович, можно вспомнить контракты Украины с Канадой по ракетным двигателям, а так же по их использованию в рамках международных космических программ.
«Что касается данного контракта Европейского космического агентства на модернизацию ракеты Vega, а также на создание нового ракетного двигателя, то нужно понимать, что это очень маленькая сумма, которая вряд ли позволит Евросоюзу реализовать такой космический проект», - резюмирует Моисеев.
Разработка космических двигателей стоит больших денег, поэтому здесь не хватит подобных сумм, чтобы создать действительно эффективный силовой агрегат для доставки грузов в Космос.
«Поэтому в этом вопросе, видимо, речь идет только о начале исследований в Европе, а не о создании уже готового для полета образца. Так что, можно сделать вывод, что эта задача по смене двигателя РД-843 не сильно актуальна для Европейского космического агентства», - заключает Моисеев.
Кстати говоря, здесь можно вспомнить, что украинцы сегодня имеют достаточно продуктивные контакты с китайской стороной, которые приносят их космической отрасли весьма серьезные доходы.
Украинское ракетное производство базируется на советских технологиях
Например, благодаря контактам с Украиной китайцы смогли создать двигатели для своих космических ракет, что позволило этой стране вывести человека в Космос. Все это свидетельствует о том, что качество тех технологий, которые достались Украине от Советского Союза, позволит этой стране на протяжении еще не одного года поддерживать на высоком уровне сотрудничество со своими иностранными партнерами.
«Кстати говоря, у Украины есть возможность продвинуть с технологической точки зрения свою продукцию за счет западных технологий, которые можно имплантировать в готовые образцы еще советской космической техники. Это позволит не только обновить их, но и вывести на новый качественный уровень», - констатирует Моисеев.
Другой вопрос, что все это не бесплатно, и здесь украинцам нужен какой-то твердый контракт, который бы обеспечил, как импорт западных технологий, так и финансирование необходимых работ.
«Впрочем, и сегодня в рамках украинских ракетных двигателей есть определенные усовершенствования, которые были сделаны под конкретные западные контракты, но, в целом, это все те же советские двигатели, которые были разработаны еще во времена Советского Союза», - резюмирует Моисеев.
Украина была важным кластером в рамках космического производства СССР
Таким образом, как считает эксперт, можно сделать вывод, что базовые конструкции украинских ракетных двигателей со времен СССР не продвинулись вперед, а все их улучшения касаются нюансов.
«Естественно, большим ударом для украинской космической отрасли стал разрыв торгово-экономических связей с Россией, но и на нас это сказалось весьма негативно, поскольку украинские кластеры космического производства были интегрированы в наш промышленный комплекс», - заключает Моисеев.
Другое дело, что на украинцев это сказалось гораздо более негативно, поскольку если у России существует своя самодостаточная космическая промышленность, то у украинцев ее нет, не говоря уже про то, что они не способны создавать ракетную технику полностью, а только ее отдельные компоненты.
«Тут надо учитывать, что Украина составляла 22-25 процентов от всего космического производства в рамках советской экономики. После распада Советского Союза доля Украины в космическом производстве нашей страны постепенно снижалась, вследствие чего, разрыв наших связей с Киевом не стал критическим для этого сектора российского народного хозяйства», - констатирует Моисеев.
При этом, несмотря на разрыв связей, в плане космических технологий остались еще связи между Россией и Украиной, пусть они сегодня и не выражаются в масштабном товарном обмене.
«Есть просто связи, которые в принципе очень сложно разорвать, и сегодня Украина составляет в рамках российского космического комплекса меньше одного процента получаемых товаров. И в такой ситуации логично, что Киев сейчас будет с удвоенными усилиями искать рынки сбыта для своих технологий, чтобы сохранить свою ракетно-космическую отрасль от неминуемого развала», - резюмирует Моисеев.
Источник: rueconomics.ru