Данные о том, что «жемчужину» Сибири питают 336 ручьёв и рек, берущих начало на территории Монголии, Бурятии и Забайкалья, были распространены ещё в прошлом веке. Сегодня они устарели и нуждаются в обновлении. Об этом заявил директор Байкальского института природопользования СО РАН, доктор географических наук, профессор Российской академии наук Ендон Гармаев.
Главной артерией Байкала по-прежнему является Селенга, которая приносит в него половину всего поверхностного притока воды. В последние годы этот показатель составляет около 60-70% от многолетней нормы, а само озеро мелеет.
- Необходимо провести инвентаризацию поверхностных водных объектов в Бурятии для точного учёта в водном кадастре. Это очень актуально, потому что у нас на сегодня точной цифры нет, – отметил Ендон Гармаев во время своего выступления на заседании совета по науке и инновациям при главе Бурятии, которое состоялось в минувшую среду, 13 декабря.
По словам учёного, изучать озеро и причины снижения уровня воды в нём на основе неактуальной информации достаточно сложно. Он отметил, что подобная работа была проведена в соседней с Бурятией Монголии. Выяснилось, что за последние 20 лет там пересохло 450 озёр и более 700 рек.
- У нас количество водных объектов тоже гораздо скромнее, на самом деле. Но точную цифру, сколько рек впадает в Байкал в условиях наблюдающегося несколько лет маловодного периода, никто не скажет, – цитирует эксперта ТАСС.
Он также предложил властям региона провести инвентаризацию и паспортизацию всех минеральных источников, расположенных на территории республики, в том числе и на берегу Байкала. По оценкам экологов, в Бурятии, подверженной постоянным тектоническим процессам и сейсмической активности, их насчитывается порядка 300, но изучены лишь единицы. Имея данные о ресурсном потенциале источников, можно будет заняться развитием медицинского туризма.
Беспрецедентное обмеление
Напомним, минувшим летом географы из Московского государственного университета пришли к неутешительному выводу: главный приток Байкала буквально иссякает на глазах. Они провели исследование, результаты которого были опубликованы в журнале «Regional Environmental Change». Причина, по мнению столичных учёных, кроется в дефиците осадков в летний период.
Селенга отвечает за половину ежегодного притока воды в Байкал. Маловодье, которое началось в реке ещё в 1996 году, продолжает беспокоить учёных по сей день. Из-за этого явления в итоге снизился уровень воды и в самом озере.
В статье, опубликованной на официальном сайте МГУ, отмечается: наблюдаемое обмеление Селенги «беспрецедентно – и по глубине, и по продолжительности». Доктор географических наук, завкафедрой гидрологии суши географического факультета МГУ Наталья Фролова сообщила: происходит значимое уменьшение как максимальных, так и среднегодовых расходов воды (количества воды, которое протекает через сечение реки за единицу времени). Последнее вызвано сокращением расходов именно в летний паводочный период. Обычно он сопровождается интенсивным повышением уровня воды из-за дождей. Но зной и скудные осадки внесли свои коррективы.
Учёные рассмотрели особенности многолетних колебаний стока рек бассейна Селенги, а также осадков и скорости испарения воды. Изучение этих данных особенно актуально из-за длительного маловодья, которое привело к значительному обмелению Байкала.
- Требуется уточнить режим работы Ангарского каскада ГЭС, регулирующего сток воды из Байкала с 1963 года. Необходимость исследований связана и с планами монгольского правительства по строительству гидроэлектростанций на Селенге и её притоках, – пояснила Фролова. – Наблюдаемые изменения водного баланса могут привести к неблагоприятным экологическим последствиям в бассейне Байкала.
Экологи против энергетиков
Если строительство скандальных монгольских плотин сегодня отложили в долгий ящик, то Иркутская ГЭС, по мнению специалистов, продолжает «выжимать» Байкал. Ежесекундно через неё проходит 1300 кубометров воды. Это в два с половиной раза больше, чем приносит Селенга. Представители «Гринпис» и международной коалиции «Реки без границ», да и простые жители Бурятии уверены: «жемчужину Сибири», по сути, превратили в регулируемое водохранилище.
Ситуация обострилась после того, как активисты узнали о намерении российского правительства вновь «слить» священное озеро, как уже было летом 2016 года – дабы в условиях маловодья обеспечить водой жителей Иркутской области. Сейчас проект постановления «О максимальных и минимальных значениях уровня воды в озере Байкал в 2018-2020 годах» проходит общественное осуждение на официальном портале правовой информации. Согласно документу, в маловодный период этот показатель составит 455,54, а в многоводный – 457,85 метра.
Отметим, в конце ноября красноярская региональная общественная экологическая организация «Плотина» направила письмо в Енисейское бассейновое водное управление и Минприроды России. В своём обращении директор «Плотины» Александр Колотов отметил: вопрос о «сливе» Байкала неоднократно обсуждался на заседаниях Ангаро-Байкальского бассейнового совета и даже рассматривался на 41-й сессии комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО (далее – КВН) в Кракове в июле 2017 года. После он вошёл в резолюцию, где чёрным по белому сказано: КВН «с озабоченностью отмечает решение, увеличивающее допустимые колебания между максимальным и минимальным уровнями озера в 2016-2017 годах».
В ЮНЕСКО Россию настоятельно призвали «разработать оценку потенциального воздействия на окружающую среду (ОВОС) существующих правил водопользования и регулирования на выдающуюся универсальную ценность (ВУЦ) объекта. А ещё – не вводить никаких дальнейших изменений в правила до тех пор, пока не будет полностью понятно, как они влияют на состояние Байкала. Тем не менее, эти требования проигнорировали.
В КРОЭО «Плотина» пришли к выводу, что вышеуказанный документ противоречит решению конвенции об охране Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО, Конституции страны и федеральному закону «О международных договорах Российской Федерации». О чём Александр Колотов уведомил Енисейское БВУ и министерство природных ресурсов. Кроме того, он призвал ходатайствовать перед правительством России об изменении текста проекта постановления, чтобы исключить «возможность произвольного изменения уровня Байкала».
Вынужденное решение
Отметим, действовавший ранее закон не позволял озеру упасть ниже 456 метров. Ограничение диапазона ввели в 2001 году. С тех пор возникла проблема с Иркутской ГЭС: поскольку из-за запрета возможности максимально увеличивать выработку электроэнергии на Ангаре у неё не было.
В 2014 году учёные из Приангарья выступили с предложением увеличить сброс из Байкала – несмотря на катастрофическое обмеление. Высказывалось мнение, что это поможет решить проблему малой водности рек, которая создаёт неудобства у энергетиков Восточной Сибири.
В январе 2015-го года проблемой озаботились власти Бурятии. Экс-глава республики Вячеслав Наговицын на одном из планёрных совещаний поручил министру природных ресурсов Юрию Сафьянову рассмотреть информацию экологов о последствиях обмеления. Одной из основных причин снижения уровня воды назвали деятельность энергетиков из Приангарья. Даже ввели режим повышенной готовности. Тем не менее, в Москве всё же поддержали инициативу иркутян.
Весной 2016-го жители прибрежных районов Бурятии жаловались, что многие мелкие реки и озёра пересохли, а из колодцев и скважин начала исчезать вода, да и качество ее заметно ухудшилось. Но, несмотря на это, федеральные власти заявили о намерении расширить границы уровня воды с 1 метра до 2 метров 31 сантиметра. Минимальный показатель, таким образом, составил 455,54, а максимальный – 457,85 метра. Соответствующий документ вступил в силу спустя несколько месяцев. Его подписал премьер-министр страны Дмитрий Медведев.
Кстати, против этой идеи выступали депутаты Госдумы. Бывший сенатор от Бурятии а ныне – академик РАН Арнольд Тулохонов отмечал, что позиция Росводресурсов лоббирует интересы хозяйствующих субъектов. Позднее он признал: решение правительства было вынужденным.
- В данном случае мы выпустили джинна из бутылки. Это произошло два года назад, когда иркутяне дали неправильный прогноз на весенне-летний период. И сегодня от Медведева (Дмитрий Медведев – премьер-министр страны, прим. авт.) ничего не зависит, а зависит от погоды. Если пройдут дожди, то уровень Байкала поднимется. Есть, конечно, директивное решение – уменьшить сброс через Иркутскую ГЭС, но тогда города на берегу Ангары останутся без водоснабжения, – пояснил Тулохонов.
Прогнозы не радуют: озеро продолжит мелеть и уже в ближайшие дни опустится ниже отметки в 456 метров. Чтобы обеспечить устойчивое тепло- и энергоснабжение населения и предприятий Ангарска, сброс воды на ГЭС должен составлять не менее 1300 куб. м/с, а зимой – 1250. В Минприроды Бурятии считают, что для решения проблемы необходимо менять водозабор на Ангаре. Тогда сооружения могли бы бесперебойно работать даже в период экстремального маловодья. Но пока иркутская сторона не готова пойти навстречу. В соседнем регионе уверены: ГЭС в обмелении Байкала не виновата. А местные СМИ и вовсе обвиняют экологов, активистов и власти Бурятии в истерике.
Источник: www.infpol.ru