Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов
Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить
и умереть в зоне сейсмической активности

Стихия

Землетрясение, Извержения вулканов, Ледяной дождь, Лесные пожары, Ливни, Наводнения, Огненный смерч, Паводок, Смерчи (Торнадо), Тайфуны, Тектонический разлом, Ураганы, Цунами, град, ледоход

Вулканы

Авачинский, Безымянный, Бромо, Везувий, Даллол, Иджен, Йеллоустоун, Кальбуко, Карымский, Килауэа, Ключевская Сопка, Мерапи, Мутновский, Невадос-де-Чильян, Ньирагонго, Толбачик, Фуэго, Хурикес, Шивелуч, Этна

Тайфуны

Тайфун Нору

Наводнения

Наводнение в Приморье

Районы вулканической активности

Вулканы Камчатки, Вулканы Мексики, Курилы

Грязевые вулканы и гейзеры

Локбатан

Природа

Вулканы, Изменение климата, Красота природы

Наука

Археология, Вулканология

Наша планета

Живая природа, Спасение животных

Ураганы

Тайфун Мэттью, Ураган Ирма, Ураган Харви, ураган Мария

Районы сейсмической активности

Землетрясение в Италии, Землетрясение в Китае, Землетрясение в Турции

Солнечная система

Венера, Марс, Меркурий, Планета Земля, Плутон, Сатурн, Юпитер

Космос

экзопланеты

Астрономические события

Лунное затмение, Метеориты, Противостояние Марса, Суперлуние

Антропогенные факторы

Климатическое оружие

Землетрясения

Прогноз землетрясений

2017-12-17 06:28

СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ

17 декабря 1932 года — открытие Северного морского пути. Его длина от Карских Ворот (Новая Земля) до бухты Провидения (Чукотка) около 5600 км. Расстояние от Санкт-Петербурга до Владивостока по Северному морскому пути составляет свыше 14 тыс. км (через Суэцкий канал — свыше 23 тыс. км). Главные препятствия для прохода судов — лед, мелководье и навигационные трудности, однако современное ледокольное обеспечение позволяет организовать круглогодичную навигацию.

Парадоксальность международно-правового статуса этой крупнейшей транспортной магистрали заключается в том, что, несмотря на колоссальные и многовековые усилия русских первопроходцев, моряков и ученых по ее освоению, иностранные державы постоянно пытаются отторгнуть Северный морской путь от России и придать ему интернациональный характер. При этом полярные владения России предлагается ограничить 12 мильной зоной. Поэтому нам необходимо не только продолжать обустройство этой важнейшей морской магистрали, но и хорошо знать роль русских людей в ее открытии и освоении.

Первооткрыватели

«Россиянам в половине XVI века все берега Северного океана были подробно известны, и, следовательно, мореходствовать по нему начали они уже несколькими веками ранее», писал известный русский мореплаватель и исследователь Арктики Ф. П. Литке.

Коч северных поморовКоч северных поморов. Ему не страшны льды и ураганы

И действительно, считается, что к морю Студеному люди новгородские пришли в X-XI веках (подробности читайте здесь). В 1032 году состоялось плавание двинского посадника Улеба до Железных (Карских) Ворот Новой Земли. Пройти в Карское море ему не удалось, поскольку его судно не было приспособлено для плавания во льдах. В поисках новых товаров для рынков господина великого Новгорода смелые мореходы из поморов все дальше проникали на Север. В это время был открыт путь на Грумант, острова Колгуев, Вайгач и Новую Землю. На своих кочах, поморы первыми открыли многие арктические земли и ходили по трассе Северного морского пути.

Иностранные экспедиции

В середине XVI века три попытки отыскать северо-восточный проход к берегам Восточной и Южной Азии предприняли англичане. В 1553, 1556 и 1580 годах они направили три экспедиции с намерением пройти все арктические моря и выйти в Тихий океан. Первые две экспедиции смогли пройти только до Новой Земли, третья вошла в Карскую губу, но из-за большого скопления льда была вынуждена повернуть обратно.

В конце века за осуществление этой идеи взялись голландцы. В 1594 году их экспедиция на 4 судах дошла до Ямала. В 1595 году уже 7 голландских судов вошли в Карское море, но вынуждены были повернуть обратно. Наконец, третья экспедиция в 1596 году открыла остров Медвежий и берег Шпицбергена, а затем обогнула с севера Новую Землю и вошла в Карское море. Однако их суда были раздавлены льдами, а мореплавателям пришлось зимовать на широте 76 град. с.ш. С наступлением лета они на лодках пошли на юг, были подобраны русскими мореходами и доставлены в город Колу. Характерно, что в отчетах англичан и голландцев есть упоминания о том, что и Карское, и следующие за ним моря Ледовитого океана уже известны русским мореплавателям.

Планомерные исследования

Предположение о возможности практического использования Северо-Восточного прохода (так до начала XX века называли Северный морской путь) впервые было высказано русским дипломатом Дмитрием Герасимовым в 1525 году. Теоретическим обоснованием целесообразности освоения этого транспортного пути занимался М.В. Ломоносов. Много внимания этой теме уделял Д.И. Менделеев, посвятивший освоению Крайнего Севера 36 работ. В этой области он сотрудничал с адмиралом С.О. Макаровым.

Императрица Анна Иоанновна 17 апреля 1732 года подписала указ с поручением В. Берингу отправляться на Камчатку, «идтить для проведывания новых земель, лежащих между Америкой и Камчаткой» и для сплошного исследования северного побережья Сибири. Этот указ положил начало второй Камчатской экспедиции (позднее Великой Северной) 1733-1743 годов. По важности выполненных задач она не имела себе равных в мировой истории. В ней приняло участие 977 человек. Это были отважные подвижники своего дела, многие из них погибли, но результаты их трудов были грандиозными. Они обследовали и впервые нанесли на карту все русское побережье Северного Ледовитого океана. Семь отрядов, «не жалея живота своего», делали эту работу, имя которой — подвиг.

Маршруты Северного морского путиМаршруты Северного морского пути

Затем последовал целый ряд арктических экспедиций: плавания Ф.П. Литке, П.К. Пахтусова и К.Бэра. В результате этих экспедиций сложилось устойчивое мнение, что Карское море недоступно для судоходства. Академик К. Бэр назвал его «ледяным погребом».

Однако истощение промысловых ресурсов в западной части Баренцева моря заставило промышленников и мореходов все чаще ходить в Карское море. С 1877 года начались эпизодические Карские экспедиции с целью вывоза сибирской продукции в европейскую часть России и за границу (подробности читайте здесь). Русское купечество стало вкладывать деньги в изучение северных морей и в развитие судоходства по ним. Наиболее активно в этой области проявили себя М.К. Сидоров и А.М. Сибиряков. В результате этого уже к середине 1890-х годов был полностью опровергнут миф о недоступности Карского моря. С 1911 года из Владивостока на Колыму ежегодно совершались рейсы одного парохода, но они не получили развития из-за полной необустроенности трассы. Впервые весь маршрут Северного морского пути был пройден с одной зимовкой в 1878-1879 годах экспедицией шведа Нильса Норденшельда на барке «Вега».

Промышленные исследования

С появлением парового флота, изобретением радио и постройкой ледоколов освоение Северного морского пути вступило в новую фазу. Еще в 1919 году белогвардейские правители в Архангельске пытались организовать морское транспортное сообщение с армией Колчака, читайте статью Гражданская война на Севере. Однако регулярные Карские экспедиции удалось возобновить только при советской власти в 1921 году, а с 1923 года рейсы Владивосток-Колыма. В 1923 году была создана первая советская полярная станция в проливе Маточкин Шар.

С 1924 года начала применяться регулярная авиаразведка льдов. Смотрите также статью о пароходе «Георгий Седов». Это позволило в 1932 году экспедиции О.Ю. Шмидта на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков» впервые пройти весь Северный морской путь за одну навигацию. По итогам этого плавания СНК СССР издал Постановление от 17 декабря 1932 года об образовании Главсевморпути. С тех пор этот день отмечается как День открытия Северного морского пути. Исследования Арктики стали более целенаправленными, а в 1935 году состоялась первая транспортная операция — сквозное грузовое плавание лесовозов «Ванцетти» и «Искра» из Ленинграда во Владивосток.

В 1936 году состоялся переход эсминцев «Сталин» и «Войков» из Кронштадта во Владивосток в одну навигацию. Это было большое историческое событие, которое открыло возможность быстрого усиления Северного или Тихоокеанского флотов за счет переброски кораблей и судов с одного флота на другой.

Война

В годы Великой Отечественной войны Северный морской путь был важнейшей транспортной магистралью Советского Севера. По ней осуществлялась проводка боевых кораблей, флот снабжался каменным углём, а промышленность — никелем, медью, лесом. Перевозки нередко осуществлялись при противодействии авиации, подводных лодок и надводных кораблей противника, в минированных прибрежных водах. По Северному морскому пути под защитой кораблей Северного флота прошли сотни судов, было перевезено свыше 4 миллионов тонн различных грузов.

Высокоширотный маршрут Северного морского пути

За время существования СССР исследования Арктики и Северного морского пути велись очень активно и всеми возможными средствами. Для этого были задействованы ледоколы, научные суда и надводные корабли, подводные лодки, авиация, дрейфующие полярные станции и т.д. Международное судоходство по Северному морскому пути открылось только в 1991 году. Однако его широкое использование сдерживалось тем, что прибрежный маршрут из-за мелководья и множества узких проливов оказался недоступным для крупнотоннажных судов, а плавание по среднему и транзитному маршрутам в большой мере зависит от ледовой обстановки.

Большие расходы на исследование и освоение Северного морского пути, сполна оправдываются его громадным значением для торгового обмена между Европой и Восточной Азией. Не менее важен он и для развития экономики Сибири, эксплуатации арктических месторождений углеводородов и других полезных ископаемых, а также для обеспечения обороноспособности нашей страны. Интенсивное использование этой транспортной артерии обеспечивает значительную экономию топлива, уменьшает продолжительность рейса и стоимость фрахта судна.

Популярность Северного морского пути постоянно растет. Так, в 2009 году по нему проследовали только два коммерческих судна, а в 2011 году — уже 34 судна. Сейчас, в связи с подъемом экономики страны и с появлением новых грузопотоков, прежде всего это вывоз углеводородов, объемы арктических грузоперевозок стали расти, и, по долгосрочным прогнозам, к 2020 году достигнут 30-35 млн. тонн в год. Но для этого нам потребуется мощный ледокольный флот. Об опыте его создания и работы читайте в статье Атомный ледокол «Ленин».

Крейсер Петр Великий на трассе Северного морского путиТяжелый крейсер «Петр Великий» в арктическом походе
Фото В. Серга и М. Гриценко

Дальнейшее расширение транспортных потоков по Северному морскому пути потребует огромных усилий не только в области научных исследований Арктики и всестороннего оборудования ее инфраструктуры, но и в сфере расширения нашего военно-морского присутствия в этом регионе.

При написании статьи были использованы следующие материалы:

  • Шитарев В. На просторах арктических морей. «Наука и жизнь» № 1 1990 г.
  • Лесгафт Э. Льды Северного Ледовитого океана и морской путь из Европы в Сибирь. СПб. 1913 г.
  • Шокальский Ю. Морской путь в Сибирь. «Морской сборник» № 8 1893 г.
  • Вилькицкий А. Северный морской путь. СПб. 1912 г.
  • Россия не сдавала и не сдает свои позиции в Арктике. «Морской сборник» № 4 2007 г.

Освоение Северного морского пути — это обширная и очень интересная тема. В ней много героических дел, потрясающе воображение экспедиций и исследований, но еще больше загадочного, непознанного и необъяснимого. Увлекает ли Вас эта неисчерпаемая глава нашей истории? Расскадите об этом в комментариях. Это будет интересно всем!

Автор: Владимир Додонов


Источник: www.korvet2.ru