Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить и умереть в зоне сейсмической активности
Кромешная тьма, тошнота и минус 80: как российские полярники выживают в Антарктиде
Сильнейшие морозы, почти нулевая влажность воздуха и нескончаемая полярная ночь - условия для жизни и работы на российской антарктической станции "Восток" можно назвать экстремальными.
Тем не менее там уже 60 лет продолжаются научные работы, и одна вахта полярников сменяет другую.
16 декабря 1957 года санно-тракторный поезд под руководством советского полярного исследователя Алексея Трёшникова достиг южного геомагнитного полюса Земли, где было решено основать новую полярную станцию.
До сих пор "Восток" остается единственной российской внутриконтинентальной станцией в Антарктиде.
Она расположена в 1260 км от ближайшего морского побережья и в 1410 км от ближайшей российской станции "Мирный". Добраться до "Востока" можно только в летний период (с декабря по март), когда морозы ослабевают.
С момента основания станции там непрерывно проводятся метеорологические, геофизические, медицинские и другие исследования.
Самым драматичным эпизодом в истории станции стал пожар в апреле 1982 года. Из-за короткого замыкания сгорели основные генераторы, обеспечивающие станцию электричеством. При тушении пламени погиб механик.
На помощь извне полярникам рассчитывать уже не приходилось, поэтому им пришлось переживать зиму в максимально суровых условиях: мастерить печки из газовых баллонов, отливать свечи из парафина и даже оборудовать баню в бочке из-под солярки.
В таком режиме 20 сотрудников станции продержались около восьми месяцев. При этом они продолжали проводить научные работы.
Через год после этой экстремальной зимовки - 21 июня 1983 года - на "Востоке" был зафиксирован температурный рекорд XX века: минус 89,2 градуса Цельсия.
Со станцией "Восток" связана одна из главных научных сенсаций последних десятилетий. В 1990-е годы ученые доказали, что под ней находится подледное озеро.
В 2012 году российские полярники завершили бурение скважины глубиной 3,7 тысячи метров и достигли поверхности озера. Вслед за станцией водоем назвали Восток. Исследования и бурильные работы активно идут и по сей день.
Русская служба Би-би-си попросила двух полярников, работавших на "Востоке", рассказать об особенностях жизни и работы в центре самого холодного континента.
Дмитрий Дрозд, ведущий метеоролог на станции "Восток" в 2013-2015 годах
"Восток" - небольшая станция. Каждый год там зимуют примерно 12-13 человек. Это самая труднодоступная точка на планете.
Девять месяцев в году люди, находящиеся там, полностью оторваны от всего мира. Если что случится, можно рассчитывать только на свои силы.
Морской путь от Петербурга да Антарктиды занимает около двух месяцев: с заходом в Бремерхафен (Германия) и Кейптаун (Южно-Африканская республика).
На станции "Прогресс" мы пересаживаемся на самолет, и через четыре с половиной часа мы уже на станции. По прилете все члены экспедиции спокойно, неторопливо идут к себе в каюты и лежат, акклиматизируются.
Когда я первый раз прилетел туда, ощущения были необычные: нехватка кислорода, постоянная сухость. Первые дни ощущается постоянный гул в ушах.
У некоторых людей начинается тошнота, ночью внезапно останавливается дыхание. Это проявления горной болезни. Кто не справляется с ней, тех увозят обратно.
На станции ведутся буровые работы, берутся пробы воды из озера Восток. Однако сейчас бурение идет только два месяца в году. Потом температуры становятся очень низкими, и техника не выдерживает.
Свободного времени много, особенно в полярную ночь. Играем на бильярде, в нарды и другие настольные игры.
Праздники проводим тоже вместе. Их не так уж много: 9 мая, День полярника, Новый Год и (самый любимый) середина зимовки - 22 июня. Считается, что после него время идет быстрее. Но это неправда, я проверял.
Психологическая обстановка для нас очень важна. Коллектив маленький, уйти никуда нельзя.
Я был поражен в первую зимовку, как люди заботливо относятся друг к другу. Взаимовыручка огромная. Если нужна в чем-то помощь - только попроси.
Станция "Восток" славится своими морозами. Когда я там зимовал, с мая по сентябрь, температура опускалась до минус 81,2 градусов. Полярники ходят в масках, иначе глаза замерзают.
Когда температура опускается ниже минус 80-ти, на станции готовится баня, и новички могут вступить в "Клуб 200". Это такая местная традиция. В парилке плюс 120, а на улице минус 80 - разница получается 200 градусов. Надо еще простоять на морозе 200 секунд.
Вообще полярники считают, сколько осталось до конца зимовки, не днями, а банями. Днями уж больно много получается, а банями быстрее. Всего в году 52 недели, столько же бань. Каждый поход в баню воспринимается как небольшой праздник.
Дмитрий Гришин, ведущий инженер-буровик в 2012-2014 годах
Перед отправкой на станцию нас предупреждали о горной болезни. Так как "Восток" находится на высоте около 3400 метров над уровнем моря, от нее никто не застрахован.
Неважно, был ты до этого в горах или нет. У меня все прошло, как у многих, хорошо.
Первые дни ты не работаешь физически, а просто акклиматизируешься. Одышка почти полностью проходит после полугода пребывания.
В буровой сезон - антарктическим летом - работа на станции кипит. Буровая работает круглосуточно, три смены по восемь часов. В смене четыре человека. Моя смена начиналась в 16 часов и продолжалась до полуночи.
Свободного времени в сезон практически нет. Пока на улице относительно тепло, надо многое сделать на станции.
А вот во время зимовки свободного времени достаточно. В 2012 году на "Востоке" сделали интернет для общего пользования. Всего три компьютера: один у начальника, другой у радиста и еще один для общего пользования.
Очереди к нему не было, так как скорость передачи данных минимальна. На то, чтобы загрузить фотографию, уходит 15-20 минут, поэтому все просто отправляли письма.
По телевизору показывают только "Первый канал", но у нас было достаточное количество фильмов и передач на жестких дисках. Это нас спасало.
Кто-то умудрялся тренироваться, осваивал токарный станок, обучался сварке, доктора читали нам лекции по нашей просьбе. В общем, мы не скучали.
Питание на станции полностью зависит от амбиций и мастерства повара. У нас было отличное ресторанное питание.
Многие продукты покупаются в ЮАР на усмотрение повара. У нас были и мясо, и рыба, оливье, селедка под шубой и даже лобстеры по праздникам.
Конфликты иногда возникали, но в целом ничего серьезного. Все полярники на станции - люди интеллигентные и перед поездкой проходят множество разных тестов на профессиональную и психологическую пригодность.
Ведь самое сложное на зимовке - это не кромешная тьма и минус 80 градусов за окном, а просто остаться человеком!