Археолог из МГУ Владислав Житенёв исследовал сделанные из кости украшения, найденные на верхнепалеотической стоянке древнего человека Сунгирь. Благодаря украшениям учёным удалось определить, что погребённые в Сунгири люди жили в одно и то же время. Группа Житенёва выяснила, что многие украшения были изготовлены специально для погребения, тогда как другие носились постоянно. Стиль изготовления украшений подвергался влияниям разных культур Европы и на Русской равнины того времени. Научная статья с результатами исследования опубликована в журнале EPAUL.
Верхнепалеотическая стоянка Сунгирь находится во Владимирской области и имеет возраст примерно 29–31 тысяч лет. Изучение этого места началось более тридцати лет тому назад. Бывшая стоянка древних охотников включает могилу мужчины 40–50 лет и могилу двух детей 10–14 лет. В раскопках найдено более 80 тысяч разных предметов.
"Украшений и другого погребального инвентаря в детском погребении больше, чем во всех других погребениях верхнего палеолита Евразии", – сообщает автор исследования Владислав Житенёв, доктор исторических наук, доцент кафедры археологии исторического факультета МГУ. Сейчас все предметы хранятся в государственном Владимиро-Суздальском музее–заповеднике.
При исследовании подвесок из клыков песца, костяных бусин и других украшений учёные выяснили, что часть этих предметов явно долго носили. Учёные заметили на них потертости и другие следы износа. Остальные найденные в погребениях украшения сделаны более поспешно: они не такие гладкие и удобные. Видимо, они были сделаны специально для погребения. К таким предметам принадлежит, например, массивная фигурка лошади с непропорционально короткой задней ногой. Хотя поверхность фигурки заполирована, на ней сохранились многочисленные следы изготовления и обработки.
Вопрос, почему в погребении детей оказалось так много предметов, в том числе явно ношеных, до сих пор открыт. Возможно, так люди приносили своеобразную жертву для спасения от какого-то бедствия – болезни или голода. В изготовлении погребальных предметов участвовали не только опытные мастера, но и дети. Например, один из найденных в детском погребении бивневых дисков сделан неаккуратно, неизящно и даже неумело. Скорее всего, его изготовил ребенок.
Украшения – это предмет невербального языка, с помощью которого каждый человек мог понять, друг перед ним или враг, какого он социального статуса и положения. Поэтому изучение украшений помогает лучше понять многие аспекты межкультурного взаимодействия людей верхнего палеолита.
Владислав Житенёв установил, что мужчина и дети жили примерно в одно время, в пределах нескольких поколений. Об этом свидетельствует один стиль изготовления украшений в их погребениях. Найденные в погребении дети были похоронены единовременно, однако неизвестно, жили ли они одновременно с мужчиной. Это не удалось определить с помощью радиоуглеродного метода, поскольку он не позволяет получить дату с точностью до года. Когда радиоуглеродный метод даёт лишь приблизительные результаты, на помощь приходит датирование по косвенным данным.
"При взгляде на предмет всегда чувствуется рука мастера. Многие украшения из погребения мужчины и детей сделаны одинаково, как будто их изготовил один человек. Или эта техника передавалась внутри семьи, например, от отца к сыну или от бабушки к внучке", – поясняет Владислав Житенёв. Таким образом, погребения мужчины и детей отделяет друг от друга не более нескольких десятков лет.
Украшения из погребений Сунгири сложно отнести к какой-то определённой культурной традиции, они испытали влияние разных культур. С одной стороны, они имеют много общего с ориньякской культурой, распространённой в раннем верхнем палеолите на территории Западной и Центральной Европы. С другой стороны, сунгирские украшения похожи на материалы некоторых костёнковских стоянок. Наконец, всё это сочетается с изделиями из камня, которые были выполнены по неандертальской технологии, хотя все найденные в Сунгире костные останки принадлежали Homo sapiens без примеси неандертальской крови.
Итак, по результатам изучения украшений, найденных в Сунгири, было выяснено, что часть из них изготовили специально для погребения, а часть носили; мужчина и дети, скорее всего, жили примерно в одно время; стиль изготовления украшений испытал на себе влияние многих культур, в том числе ориньякской и культур Русской равнины.
Дальнейшие исследования учёный планирует посвятить изучению межкультурных взаимодействий. Например, выяснить, чем отличаются друг от друга стоянки с неандертальским компонентом и без него.
К слову, "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) неоднократно писали о найденных археологами украшениях. Здесь и сокровища богатой сарматки, и "кольца власти" из Греции, и находки в центре Москвы.