На крайнем юге Алтая, на стыке границ России, Казахстана, Китая и Монголии, среди скалистых гор на высоте более 2 000 метров над уровнем моря затерялось плоскогорье Укок — суровое место с непостоянной и капризной погодой: резкие перепады температуры, частые дожди с ветром, а иногда идет снег даже в июле. Для местных жителей Укок находится в преддверии небесного свода и издревле считается сакральной территорией.
Высокогорное плато давно привлекало к себе внимание археологов, но искали тут в первую очередь скифские стоянки, захоронения и уникальные каменные алтари древней кочевой цивилизации. Даже мегалиты, являющиеся своеобразными воротами в Укок, находящиеся в месте, где река Тархата, вырывается из лабиринтов ущелий в Кош-Агачскую степь, причисляются к культуре скифов. По преданию, эти валуны были привезены туда древними скифами за 500 километров и датируются VIII -VI веками до нашей эры.
На Укоке были открыты сотни разных по типам и культурам археологических памятников, включающих погребальные, культовые, поселенческие комплексы, наскальные изображения, каменные геометрические выкладки, оленьи камни и древнетюркские изваяния. Самыми интересными являются, пожалуй, курганы с мерзлотой пазырыкской культуры, которая относится к железному веку (VI—III века до нашей эры). В них сохранились великолепные уникальные предметы пластического и декоративно–прикладного искусства из дерева, войлока, ткани и кожи, возраст которых составляет 2,5 тысяч лет.
Пазырыкцы были пришлым населением для горного Алтая и, в основном, занимались кочевым скотоводством и земледелием. Существует мнение, что рядовые пазырыкцы отличались от знатных культурой и даже антропологически и были близки к чистым кочевникам северного Алтая — кара-кобинцам.
Знатных людей хоронили в деревянных срубах, курганы над срубами засыпали камнями, под которыми летом земля не прогревалась, а вода и холод проникали свободно. Это создавало хорошие условия для образования льда в могилах и, благодаря чему, прекрасно сохранялись мумии. Наиболее известной находкой стало погребение «принцессы Укока», которое, как говорят, охранялось древним проклятьем.
Летом 1993 года на могильнике Ак-Алаха, напротив горного урочища Чолок-Чад, новосибирские археологи исследовали давно разграбленный и находившийся в полуразрушенном состоянии курган, поэтому ничего сенсационного не ожидалось. Однако раскопки привели к череде уникальных открытий. Вначале было найдено разграбленное погребение кара-кобинского воина, а под ним неожиданно оказалось другое, более древнее. Погребение было нетронутым, так как грабителям помешала проникнуть в него мерзлота.
Ученые не знали, что обнаружат в могиле, но уже вне стен сруба, доверху наполненного льдом, лежали останки сброшенных друг на друга шести оседланных лошадей со сбруей, убитых ударами чекана по голове. Сохранились украшения уздечек — деревянные грифоны в тонкой золотой фольге.
Почти три недели археологи оттаивали горячей водой погребальную камеру, в которой находилась деревянная колода из лиственницы, заколоченная бронзовыми гвоздями. Когда ученые вскрыли колоду, то увидели хорошо сохранившуюся мумию. Она лежала на боку на войлоке в бело-красной длинной юбке и рубашке из китайского шелка с красной каймой, а на ногах были войлочные чулки с аппликациями.
На обритую голову женщины был одет высокий парик из конского волоса с валиком и орнаментом, украшенный длинным пером. На покрытом материей деревянном каркасе парика было множество изображений священных у скифов оленей и лебедей, а под головой лежала пластинка в виде полумесяца с вырезанными пантерами.
При покойнице были еще мешочек с бусами и серебряное зеркальце местной работы в чехле. В изголовье стояла керамическая чашка с семенами среднеазиатского кориандра. Древний мастер изобразил на теле девушки причудливые рисунки: смесь реальных и фантастических животных. Ученые уверены, что пазырыкцы делали татуировки не только для красоты, но и использовали их как паспорт или визитную карточку. Татуировка и количество похороненных с девушкой лошадей указывали на ее знатность. Женщины считались хранительницами преданий и традиций. И татуировку, которая имела ритуальное значение, у многих народов наносили именно женщины.
Наталья Полосьмак — первооткрывательница пазырыкской мумии в экспедиционном дневнике писала:
… Удивительно было то, что «замерзшее» погребение не было нарушено, как обычно бывало. Это позволило впервые увидеть в неприкосновенности древнее захоронение, со всем комплексом вещей, более двух тысяч лет назад положенных в могилу. Кроме того, никто не ожидал, что в среднем по размеру кургане захоронено особым образом мумифицированное тело, покрытое татуировкой. На левом плече изображено фантастическое животное — олень с клювом грифона, рогами оленя и козерога. Рога украшены стилизованными головами грифонов, подобная же голова помещена на спине животного, с перекрученным туловищем.
Ниже в такой же позе изображен баран с закинутой назад головой. У его ног- сомкнутая пасть пятнистого барса с длинным закрученным хвостом. Под барсом расположен фантастический зверь — у него когтистые лапы, длинный полосатый хвост тигра, туловище лежащего оленя, а из спины вырастает голова грифона. На запястье хорошо видна голова оленя с большими ветвистыми рогами.
Найденная мумия тут же получила имя «алтайской принцессы» и была срочно доставлена в Новосибирск, где и продолжилось ее изучение. К местным специалистам присоединились сотрудники НИИ при Мавзолее В.И. Ленина. Исследования останков показали, что захоронение относится к периоду пазырыкской культуры Алтая и сделано в V—III веках до нашей эры.
Местные шаманы заявили, что ничего нового им археологи не сообщили, так как они давно знали об этом священном для них погребении, и умершая является их легендарной прародительницей Ак-Кадын (Белая Госпожа), которая охраняет покой и стоит на страже врат подземного мира, не допуская проникновения зла из низших миров.
Тело, стало быть, нужно вернуть из Новосибирска на Алтай и больше не тревожить. Доводы археологов о том, что генетически Кадын не имела никакого отношения к современным жителям республики, не подействовали. Даже со временем шумиха вокруг «алтайской принцессы» не стихала. Многочисленные СМИ продолжили тиражировать информацию о «проклятии алтайской принцессы» – дескать, нарушение покоя мумии вызвало многочисленные беды и катаклизмы, в их числе – произошедшее на Алтае в 2003 году землетрясение.
В сентябре 2012 года в сопровождении шаманов мумию вернули на «малую родину». Теперь саркофаг с «принцессой Укока» хранится в Национальном музее имени Анохина в Горно-Алтайске. Здание музея основательно отреставрировали, а для «принцессы» соорудили отдельную пристройку.
Кем же была девушка с Укока и как она выглядела? Почему она умерла в таком молодом возрасте — около 25 лет? В 1995 году сотрудники лаборатории антропологической реконструкции им. М. Герасимова (Москва) восстановили лицо «алтайской принцессы». Реконструкция не оставляет сомнений в том, что девушка принадлежала к европеоидной расе. Эти выводы подтвердили и исследования ДНК алтайской мумии.
Исследователям удалось полностью восстановить пазырыкский обряд бальзамирования. Оказалось, что забальзамированное тело было погребено не сразу, а через несколько месяцев после смерти. Для мумификации тела использовались специальные бальзамы, воск и ртуть. Сложный, трудоемкий обряд бальзамирования — признак неординарного статуса умершей. Почему ее удостоили таких почестей?
Археологи отрицают гипотезу об «алтайской принцессе», так как ее курган намного меньше величественных захоронений пазырыкской знати и расположен вдали от всех родовых могильников. В древних культурах так поступали с женщинами, род деятельности которых предполагал обет безбрачия. Возможно, высокое положение девушки было связано с тем, что она относилась к клану жрецов или шаманов.
В результате химического анализа было установлено, что она периодически вдыхала пары меди и ртути, вероятно, во время каких-то обрядов. Вредные испарения, безусловно, вредили здоровью девушки, но не могли привести к летальному исходу. После проведенного томографического исследования мумии и обработки томографических снимков новейшими графическими программами, ученые пришли к выводу, что «алтайская принцесса» умерла от рака молочной железы четвертой стадии.
Тайна смерти девушки с Укока раскрыта, а споры о ее происхождении и социальном статусе продолжаются.
Источник: mirtayn.ru