Сейд не может не привлечь взгляд. Когда я впервые увидел такой камень, мне сказали, что это – просто метка, которой лопари обозначили оленью тропу через перевал. Массивная глыба полутораметровой высоты почти квадратной формы была отчетливо видна на фоне снега, странно удерживалась на склоне горы. Она была видна отовсюду. Просто летающий камень – сказали мне. Просто сейд.
“Бог Сторюнкаре часто появляется во время рыбалки, охоты на птиц в виде фигуры человека очень прекрасного роста, одетого в одежды такие же, как там, в обычае, только черные … и единственная разница, что ступни у него как у птиц. Фигуру Сторюнкаре делают из камня … и говорят, что идолы лаппов – большие камни в лесах, пустынях или на горах … Эти камни грубы и никак не оформлены, но они воздвигают их и делают, таким образом, статуи Бога меж скалами, на горах, на берегах рек или близ троп.” Так отзывался о скандинавских сейдах королевский географ из Уппсалы И. Шеффер в знаменитом труде “Лаппония” в 1673 г.
В Эдде встречается слово Seidhr в смысле “волшебство”, еще чаще находятся слова с корнем seid в сагах: sidha – колдовать, seidhberendr – волшебник. Но скорее всего прав Шеффер: „Слово “сейд” - пишет он - обозначает всякого рода божественность.” Сейд – русское слово, в других языках, например, в финском, оно звучит как “сеита” (seita), в норвежском и шведском как “seide”, в лапландском “sieidde” (сайад). На территории четырех этих стран и находится Саамиедна – страна саамов (лаппов или лопарей), страна сейдов. В России это территория Кольского п-ова. Или полуострова Кола (“рыба” по-саамски), как он назывался до революции и до сих пор зовется на всех других языках.
Древние финские корни “lappes” – “изгнанные” или “lapu” – “предельная граница” и “ведьма” одновременно… Датчане боялись шведских колдунов, те опасались норвежских, норвежцы верили в финскую ворожбу, но даже финны боялись лаппов. Еще в 1584 г. Иван Грозный послал за самыми лучшими волхвами – лапландцами, дабы истолковать явление кометы. Те предрекли ему смерть, что и сбылось 18 марта того же года.
Они, возможно, первые оленеводы в Европе, до сих пор сохраняющие свой образ жизни. От времен последнего Ледника. Туманная и темная Похъяла – олицетворение “нижнего мира” в карело-финском эпосе “Калевала” – это Лапландия. Страна вечного мрака. Или, наоборот, незакатного солнца. В зависимости от сезона. Может, “предельная граница” – это то, что мы называем “полярным кругом”?
Я видел много сейдов. Вначале – в населенных краях Лапландии, где никто не задумывался об их происхождении. Так же, как и в северной Франции, Ирландии и других землях, где воздвигнутые человеком в незапамятные времена камни – естественная черта пейзажа, обыденная для местного населения. В странах, где некогда жили кельты, эти камни – предмет интереса туристов и “новых друидов”, вдохновленных книгами Толкина. Разумеется, ими занимаются археологи, которые пытаются ответить на вопросы, ответов на которые, возможно, нет…
На протяжении веков Стоунхендж называли “висящими камнями”. Конечно, едва ли нужно искать нечто сходное с “летающими камнями” Лапландии, хотя на побережьях Кольского п-ова находятся каменные выкладки – лабиринты, не отличимые от аналогичных на Британских островах... А на островах Белого моря стоят камни – “менгиры”, такие же, как в северной Франции… Сейды отличны от них.
Классический сейд – это камень размером от среднего валуна до изрядной глыбы, поставленный на один или несколько меньших камней-подставок. Часто еще один или несколько камней лежат сверху. Иногда сейды поставлены на самую неустойчивую часть – ребро или узкую вершину. Бывает, что камни стоят к тому же на крутом склоне или самом краю обрыва. Вообще кажущаяся “неустойчивость” – их характерная особенность. Будто бы глыба упадет при малейшем прикосновении. Но она стоит тысячи лет! Рискну предположить, что сейд, как и большинство культовых сооружений, может представлять собой модель мира, внешне неустойчивого, но очень стабильного.
Академик Б. Рыбаков предполагал, что сейд символизирует волшебную мельницу Сампо из эпоса “Калевала”, а та – гигантская неолитическая зернотерка – примитивное устройство из двух плоских камней. Трудно представить себе мифическую Сампо. Изготовленная в начале времен кузнецом Ильмариненом из двух камней (не напоминает ли это классический сейд – один камень на другом?) и имеющая некие “корни” (“подставка” Сейда?), огромное сооружение хранилось в утесе. Похищение Сампо из мрачных земель Похьялы – основной сюжет эпоса. Пленение идола другого племени – распространенная тема в мифологии. Сделайте выводы сами. Только нужно сказать, что принадлежность земледельческого культа – зернотерка среди ягеля и гранита Лапландии – явление маловероятное. К тому же, зернотерка с корнями… Может быть, Сампо – символ коловращения мира?
Многие сомневаются в том, что сейды – рукотворные сооружения. В самом деле, камни, пусть и странно поставленные, никак не обработаны. Но еще сложнее было бы объяснить их существование результатами движения и таяния ледника. Во-первых, ничего подобного нет в других местах планеты, также бывших подо льдом. Во-вторых, целые комплексы камней в одних местах полуострова и отсутствие их в других мало объяснимы природными причинами. Втретьих, “подставки” сейдов – часто камни других пород, нередко камней именно три. Можно привести еще много доводов. Да и Шеффер писал, что cейды “воздвигают”. Кстати, до сих пор непонятно, как был сооружен Стоунхендж и прочие мегалитические постройки. Что касается сейдов, то, по моему мнению, их сооружали … зимой! Роль классической в археологии насыпи для перемещения тяжестей играла горка изо льда!
По всей Лапландии вплоть до XIX в. были описаны приношения сейдам рыбы, мяса, крови и оленьих рогов. Рога клали обязательно концами вверх. Возможно, каждый саамский род (сайво) имел собственный камень. Женщин к священным камням не допускали, да и сам глава рода опасался подходить к камню близко. Во многих известных камнях жил дух того или иного “нойды” – лапландского шамана. В случае недостатка внимания к себе он мог принести большие неприятности, покинуть камень или улететь вместе с ним. Считалось, что камни Стоунхенджа были перенесены из Ирландии кудесником Мерлином. Думали также, что все сейды – окаменевшие волшебники. Нойда мог превратиться в камень, если его называли настоящим именем. Но дух его в камне оставался.
Лапландцы никогда не претендовали на то, что мегалиты были воздвигнуты ими, так же как Стоунхендж не был сооружен историческими племенами Британии. В археологии существует термины “культура комса” и “прото-саамы”. Воздвижение сейдов приписывается именно им. Часто саамы называют сейд просто стариком или старухой. Не память ли это о древнем народе? Возможно, саамский язык, который сильно отличается от других языков финно-угорской группы,
имеет влияние языка этого древнего народа. Надо сказать, что язык лапландцев сам по себе разделен на различные диалекты. Наречие русских лопарей, например, тяготеет к диалекту, существующему у оз. Инари в Финляндии.
Каждый год в течение пятнадцати лет я бываю в центре и на востоке полуострова. Людей там нет, но встречаются сейды. Иногда один большой камень где-нибудь на склоне горы, иногда несколько неподалеку друг от друга в тундре. Или – у воды. Мне кажется, что Шеффер, будучи монотеистом, был не совсем прав. У саамов много богов. В зависимости от того, где находится сейд, он покровительствует охоте, рыбалке… Иногда они действительно помогают в горах. Но больше всего их на оленьих тропах. Пути миграции оленей не меняются столетиями. Оленьи тропы иногда походят на хорошие грунтовые дороги. И часто в местах их сочетания стоят сейды. Скорее всего, большинство священных камней посвящено Мяндашу, небесному оленю с черной головой и золотыми рогами. Вечно охотится на него верховный бог – громовержец Айеке-Тиермес, и если настигнет, то упадут с неба звезды и кончится мир.
И. Свенск. Геология и минерагения Кольского региона. Труды Всероссийской (с международным участием) научной конференции и IV Ферсмановской научной сессии, посвященных 90–летию со дня рождения акад. А.В. Сидоренко и д.г.-м.н. И.В. Белькова.
Источник: vk.com