Авторы: Никита Шевцов, Елена Наумова
Стела из бетона с изображением разбитого кувшина-амфоры (или, как его называли в Древней Руси, корчаги), появилась в Смоленской облас-ти недавно. Но рассказывает она о временах, уходящих в глубины Х века. Установлена стела на территории знаменитого Гнездовского курганного комплекса. По следам удивительных археологических открытий отправились наши корреспонденты.
Черепки корчаги были найдены в древнем захоронении. Фрагменты склеили — и увидели едва заметные буквы. По мнению ученых, происхождение надписи относится к первой половине Х века. Более ранних текстов на русской кириллице наука не знает. По крайней мере, пока.
Высеченная на беломраморном камне тмутараканская надпись 1068 года хранится в Государственном Эрмитаже. А в Оружейной палате в Москве можно увидеть чару черниговского князя Владимира Давидовича с надписью, сделанной не позднее 1151 года. Всего же до нас дошло шесть памятников письменности, относящихся к Х-XI векам. И еще около 80 из XII-XIV столетий. Но самой древней, повторим, считается та, что начертана на корчаге из Гнездово.
Чтобы увидеть ее, мы отправились в Смоленск. Однако свидание с подлинником — дело непростое. В экспозиции местного исторического музея выставлена копия сосуда, а оригинал упрятан в запасниках. Пришлось немало похлопотать. Но вот все формальности позади, и осенним утром с хранителем коллекции археологии Смоленского музея-заповедника Т.В. Столяровой мы проходим через решетчатую дверь, предъявляем письменные разрешения — и нам выносят упакованную в коробку реликвию, которую бережно кладут на скатерть из негорючего материала. Перед нами склеенные черепки, а там, где они отсутствуют, — белые пятна алебастра. Сосуд пролежал в земле почти 1100 лет. С благоговением делаем фото. Еле различимы буквы: Г, О, Р, У, то ли Х, то ли N, что-то похожее на Ш и А...
Есть несколько версий по поводу того, что именно было написано на корчаге. По одной, надпись указывает на содержимое кувшина, в котором хранили горчичное масло, и слово означает «горчица». По другой, сосуд предназначался для горючей жидкости. Наконец, надпись могла указывать на имя владельца корчаги — Горуна (оно встречается в русских летописях).
Прикоснувшись к реликвии, отправляемся к селу Гнездово, что в 13 км от центра Смоленска. Здесь расположен обширный курганный комплекс. От шоссе, соединяющего Смоленск с белорусским Витебском, до курганов всего-то метров 300. Впрочем, какие там курганы — скорее, холмики, которые легко перепутать с муравейниками. А вот и сосны, лес. То и дело попадаются грибники или горожане, приехавшие из Смоленска погулять, подышать свежим воздухом.
С директором музея-заповедника «Гнездово» А.В. Королевым идем по тропинке в сторону кургана № 13. На нем памятник с изображением корчаги. Здесь в 1949-м группа археологов во главе с Д.А. Авдусиным обнаружила на глубине, не превышающей полутора метров, ту самую корчагу с древней надписью. Это было парное захоронение. В нем нашли черепки сосуда, умышленно разбитого при похоронах, и кострище с останками сожженных мужских и женских тел. На месте погребения обнаружили и сломанные стрелы, меч.
Очевидно, знатный воин отправился в мир иной со всем, без чего не мыслил обойтись и в загробной жизни: с женой или наложницей, оружием, предметами быта и деньгами (из захоронения извлекли пять арабских серебряных монет — дирхемов). По указанным на них именам султанов и форме корчаги удалось уточнить время захоронения: первая четверть Х века.
Раскопки в лесной группе Гнездовского курганного комплекса и сегодня приводят к интересным открытиям. Нынешним летом археологи в одном из курганов на небольшой глубине нашли хорошо сохранившийся франкский меч Х столетия, а в соседнем — редкий деревянный щит. Обычно в здешних песчаных почвах дерево быстро гниет. Щит же, пролежав в песке более тысячи лет, чудесным образом сохранился. И это совсем рядом с оживленной автомагистралью и местом отдыха горожан!
Вокруг золотая осень, голубое небо слегка припорошено облаками. Андрей Владимирович рассказывает нам загадочную историю. Не так давно сюда пожаловала группа одного из телеканалов, решившая снять сюжет о здешних... привидениях. Якобы именно обитатели древних захоронений стали виновниками громкой авиакатастрофы польского лайнера с правительственной делегацией на борту. Но едва поставили камеру, как набежали тучи, завыл ветер и пошел снег. Ледяной вихрь чуть не унес вконец продрогшего ведущего телепередачи...
Но мы-то врать не собираемся, и потому природа к нам благосклонна. Отсюда недалеко до сeлища, где когда-то были устроены жилища древних обитателей Гнездова. Сейчас это луг, кое-где поросший сосенками. Кстати, обнаружить следы гнездовской цивилизации удалось благодаря строительству железной дороги Москва — Минск. Полтора века назад строители выкопали клад серебряных украшений, ныне хранящийся в Эрмитаже. Началось изучение окрестностей, за дело взялись археологи. Интересно, что в 1910 году в раскопках принял участие художник Н.К. Рерих...
Сегодня же здесь работает совместная археологическая экспедиция МГУ и Государственного исторического музея. От прекрасно сохранившегося квад-рата крутых валов городища всего несколько сотен метров до Днепра. Глядя на реку, вспоминаешь о знаменитом пути «из варяг в греки». Вероятно, на территории городища обосновалось племя кривичей. Но здесь жили и варяги, о чем есть немало свидетельств: накладки на варяжские боевые пояса, скоба в виде змея Ёрмунганда, оружие скандинавского происхождения. Приплывали и гости из южных краев, о чем напоминают найденные монеты — арабские дирхемы, византийские серебряные милиарисии и золотые солиды.
В общем, Гнездово представляло собой крупный центр на оживленном торговом пути. А многие историки считают, что на месте нынешних курганов первоначально располагался древний Смоленск.
P.S. Авторы и редакция «Труда» благодарят за помощь в подготовке материала директора Историко-археологического и природного музея-заповедника «Гнездово» Андрея Владимировича Королева, а также Смоленский государственный музей-заповедник и лично заместителя директора по развитию и общим вопросам Дмитрия Петровича Алексеева и заведующего сектором древней и новой истории Павла Анатольевича Тимашкова.