В связи с недавними археологическими раскопками на территории мегалитического памятника “ЗорацКарер” в Сюникской области Армении в обществе обострились споры – чем же является этот памятник,древним городищем, как считают археологи, или первой в мире обсерваторией, как утверждал академик Парис Геруни? Причем дискуссия ведется в основном людьми, не являющимися специалистами в данной области, полярные доводы основаны на эмоциях и домыслах, не имеющих доказательной научной базы. Поэтому интересно было узнать мнение компетентного ученого. На эту тему мы побеседовали с членом-корреспондентомНациональной академии наук РА, доктором исторических наук, директором и председателем специализированного совета Института археологии и этнографии НАН Павлом АВЕТИСЯНОМ.
- Павел Седракович, что из себя представляет комплекс “Зорац Карер” с точки зрения современной науки?
— Как вы знаете, в двух с половиной км к северу от Сисиана находится один из крупных и своеобразных мегалитических памятников бронзового-железного веков, известный под названиями “Дик карер”, “Хошун-даш”, “Зоракарер”. Занимающий четыре с половиной гектара огромный комплекс монументальных строений был с востока отгорожен крепостной стеной, но сохранились только камни основания. На сохранившихся частях основания стены на некотором расстоянии друг от друга стоят вертикальные камни – менгиры. За “ограждением” из менгиров и внутри такие же камни лежат на земле. Вход за “ограждение” расположен в самой высокой части комплекса, по соседству с которым находится в кольце из менгиров одно из самых больших погребений.
В прошлом большая часть гробниц комплекса “Зорац Карер” неоднократно подвергалась разграблению. На прилегающих с востока и юго-востока ныне обрабатываемых значительных территориях также сохранились остатки потревоженных погребений.
Нынешние раскопки в Сюнике проводятся с 2013 года. Но еще в 1935 году этнограф Степан Лисициан в своей статье “Кошун-Даш. Мегалитическое городище в Сисиане /Зангезуре/” впервые попытался описать и охарактеризовать этот памятник.
В 1950-ом и 1980-ом годах Морус Асратян и Оник Хнкикян раскопали несколько погребений, относящихся к XI-IX до нашей эры. Кроме этого, с целью установления послойной датировки в двух местах в остатках жилых строений Хнкикян произвел также контрольные раскопки. Результаты этих исследований позволяют сделать ряд важных выводов.
Находки, обнаруженные в нижнем слое, были характерны для раннего периода так называемой “Севано-Арцахской культуры”. Это конец XIX-XVIII/ ХVII веков до нашей эры.
Находки из захоронений по соседству с жилыми строениями оказались сходными с аналогичными артефактами, найденными в других памятниках на территории Армении. В некоторых захоронениях найдены керамические обломки, характерные для времени Ванского царства. То есть речь идет о доурартийском и урартийском периодах (XI-VIII вв. до нашей эры).
Находки верхних слоев были датированы VI-III вв. до нашей эры и II-III вв. веками нашей эры, это периоды царствования Ервандаканов, Арташесидов, может быть, и династии Аршакуни.
Замечу, что памятник расположен в зоне высокой тектонической активности, в связи с этим были привлечены и специалисты-сейсмологи, проведены исследования с целью поиска следов возможных землетрясений.
Так вот, изучение остатков строений показывает, что некоторые из них использовались в бытовых целях и в последующие века – в качестве временного укрытия или помещений для скота, в античный период и даже в средневековье. Радиоуглеродный анализ погребений показал, что они относятся к 116-му году до н.э. – 127-му году н.э. и 325-610 гг. нашей эры. А это еще раз доказывает, что памятник был обитаемым в период поздней античности, раннего средневековья. И даже позже, о чем свидетельствуют находки в верхних слоях. Исходя из этих и других фактов можно сделать вывод, что мы имеем дело с многослойным памятником и что территория сюникского мегалита являлась городищем и некрополем.
Без серьезного изучения трудно определить, к какому периоду относятся остатки окружающего с востока ограждения из менгиров. Но ясно одно – памятник с трех сторон окружен ущельями, он защищен только с востока, с самой уязвимой равнинной части. Можно предположить, что ограждение было возведено в то время, когда этот мыс был обитаемым, а именно – в XIX-ХVIII веках или в VII-VI веках до нашей эры.
Толстые двухслойные стены с заполнением внутренней части камнями характерны для всех так называемых “циклопических крепостей”, находящихся на территории Армении. Скажу больше – и другие памятники, которые расположены на мысах, образованных от слияния двух рек, или на выступающих горных плато, окруженных ущельями, также имеют преграду только с одной стороны. Из поздних примеров – Амберд.
Раскопки будут продолжены, и, думаю, дальнейшие исследования обогатят нас новыми данными.
— А может, вертикальные камни выполняли и другую функцию, кроме ограждения? Ведь именно их Геруни назвал “телескопами”, через которые якобы наблюдали за небосклоном древние люди. И даже вроде вставляли в отверстия осколки обсидиана.
— Они-то и вызвали большой ажиотаж. Мегалиты из вертикальных камней стоят на основании и имеют в верхних частях отверстия. По свидетельству ЕрвандаЛалаяна, у местных жителей сохранилось поверье, что в склепах, перекрытых каменными плитами, похоронены военачальники, а под вертикально стоящими камнями – воины. Поэтому это место называлось “Зорки кар” (по турецки “Хошун-даш”). Высказывались предположения, что отверстия были сделаны для привязывания лошадей, и пр. В 1984-ом году ОникХнкикян в ряде публикаций высказал мнение, что отверстия могли служить для наблюдений за движением Солнца и Луны по небосклону. Но среди археологов наиболее приемлемой считается версия, что отверстия делались для перемещения камней, тем более что найден и карьер, откуда они перетаскивались.
В памятниках на территории Армении можно повсеместно найти множество подобных камней, относящихся к разным историческим периодам. Там же, в ЗорацКарер, несколько склепов перекрыты плитами с такими же отверстиями. На берегу реки Воротан между селом Шагат и Воротнаванком сохранились руины нескольких крепостей. Возраст большей части из них можно определить VI веком до н.э. – III-IV веками нашей эры. В стенах этих крепостей часто встречаются аналогичные крупные камни с отверстиями. Более того, по соседству с крепостью Шагат есть разрушенные гробницы VI — V веков до н.э., которые были перекрыты огромными камнями с отверстиями, ничем не отличающимися от камней памятника ЗорацКарер. И на трассе Ереван-Горис по направлению села Аржис есть такие же менгиры, выстроенные с северо-востока на юго-запад. Они могут датироваться не ранее XIX века до н.э. когда территория была заселена.
— “Альтернативная наука” любит оспаривать факты науки официальной, предлагая обществу легко усваиваемые эффектные, популистские версии. Караундж как обсерватория – одна из них?
— В 90-е годы, особенно после заявлений Париса Геруни, широкое распространение получила гипотеза, что этот памятник является обсерваторией. А упомянутые камни с отверстиями служили “инструментами” для наблюдений за звездным небом в определенных целях. Памятнику дали новое название – Караундж.
Как заявлял Геруни, это не предположения, а факты, подтверждаемые разными научными методами. По его словам, метод полевых исследований таков: он замерил и сделал чертеж территории, узнал ее координаты, пронумеровал камни, определил направления отверстий, сделал через них фотографии, проделал расчеты. Итог своей работы определил так: “Первое – памятник представляет собой храм верховного бога древних армян Ара и его “секретаря” – бога Тира. Второе – это крупная и высокоразвитая обсерватория. Третье – университет”. И, по его словам, комплекс 7500 лет тому назад основали жившие там армяне, а обсерватория функционировала на протяжении 5500 лет.
Ошеломляющее заявление! Оказывается, есть научный метод, по которому, измерив размеры и направление отверстий на камнях, можно определить, что сюникский мегалит – это храм, узнать, кому он посвящен, что это – обсерватория, сколько лет она функционировала и так далее…
Какая может быть связь между этим методом и сделанными выводами? Ясно, что размеры отверстий и расчеты движения звезд не имеют никакой связи с историей и назначением памятника, которые сделал академик.
По той же схеме, кстати, делались и его исторические изыскания. Надо было вооружиться небольшим словарным запасом и с помощью этимологических вывертов “восстановить” утраченные страницы армянской истории в виде “пророческих догадок”.
Причем в этом случае использовались свободные от условностей научные подходы. То есть незнание элементарных грамматических канонов языка не является препятствием для этимологических выводов, особенно если с материалом работаешь на базе русского языка. Что касается закономерностей словообразования армянского языка, то они принимаются как условности, о которых знать необязательно. Вот примеры подобного подхода.
Известно, что после Юлия Цезаря его имя стало титулом правителей. Геруни же утверждал, что “кесарь” обозначает Кес (“половина” по-армянски) Ар. То есть половина бога Ара. Затем он утверждал, что, по сведениям какого-то источника, “кесарь армян Айкпостроил знаменитую Вавилонскую башню, а потом возвратился в Армению и в битве убил Бела. И тогда произошла реформа существовавшего календаря, и именно с этого момента начинается подлинное армянское летоисчисление”.
По Геруни, 1460-летний египетский календарный период, известный как период Сотиса (Сириуса), создали армяне, поскольку Сотис означает по-армянски “любимое существо в доме святого человека”. Здесь “святой человек” – Айк, а “любимое существо” – Сириус-Изида, “подруга по жизни”. Такие вот “этимологические выводы” на основе русской транскрипции греческих имен египетских богов.
Подобными же “этимологическими выводами” доказывалось, что на древнеармянском Ной означало “он – святопочитаемый человек”, Иисус – “учитель”, Христос – “укрепляющий души людей”, Мария – “мать младенца” или “рожденная морем, Цовинар”, Апостол Павел – “наделенный святой душой”, Петр – “проповедник святой души” и всё в таком духе. Но поскольку в других языках эти имена не расшифровываются, Геруни, расшифровывая их по-армянски, сделал вывод, что все они по национальности армяне.
На основании таких же “этимологических” изысканий он пришел к выводу, что армянский является праязыком всех индоевропейских народов. Более того – камни Сисиана свидетельствуют, что доисторические армяне изучали почти всю планету и строили удивительные памятники – хенджи, зиккураты, пирамиды.
— И вдобавок изучали Вселенную…
— Вернемся к теме Космоса. Попробуем понять, какие наблюдения и “астрономические расчеты” должны были проводиться там после того, как “было установлено”, что это обсерватория.
Из статей и пресс-конференций ПарисаГерунимы узнаем следующее: 1. Следует уточнить размеры отверстий на вертикальных камнях и, если надо, “откорректировать”(?) их. 2. Разъяснить, что если глаз наблюдателя будет находиться на расстоянии одного метра от отверстия, это даст более точные данные отклонений Солнца и Луны. 3. Если хотите в пятьдесят раз повысить точность наблюдений, надо сделать из тростника трубочку диаметром десять миллиметров, вставить в отверстие, повернуть в нужном направлении и тут же закрепить ее с помощью глины.
— А с какого расстояния нужно смотреть в эту трубочку?
— Слушайте дальше. Создав такой астрономический прибор, якобы можно было в кульминационные дни наблюдать угол отклонения Солнца. Но если древние люди могли это делать, значит, они были осведомлены о явлении прецессии, умели определять изменения угла наклона земной оси к плоскости эклиптики! И даже владея техникой таких сложных расчетов, по Геруни, вставляли в отверстия зеркальца из обсидиана и определяли точку зенита. Только вот что они наблюдали в зените – непонятно, поскольку, по современным данным, за последние десять тысяч лет через эту точку ни Солнце, ни Луна не проходили…
На этот вопрос следует категоричный ответ: “Естественно – звезды, причем яркие звезды, поскольку зеркальца из обсидиана были не столь совершенны”. Чтобы проверить это, остается полистать справочники астрономических наблюдений и узнать, какая звезда и когда проходила через данную точку.
Из них мы узнаем, что через это место 7630 лет тому назад (плюс-минус 40 лет) проходила звезда Денеб, затем, 3480 лет назад, звезда Арктур, 3000 лет назад – Вега, а 2330 лет назад – Капелла. Зачем древние армянские астрономы следили за передвижением этих звезд? Нам отвечают, что они следили, чтобы потомки нашли нужный камень с отверстием, сделали расчеты и тем самым представили человечеству летопись обсерватории. Очевидно, этим потомком Геруни считал себя. Он говорил, что не признает датировку менее 4500 лет, поскольку в то время армяне имели солнечный календарь. А значит, возраст обсерватории 7500 лет. Не правда ли, впечатляющая цифра…
Но дело в том, что древние армянские астрономы для наблюдения за этой точкой зенита должны были заранее знать, что именно через нее пройдет Денеб. Ведь не случайно же поставлен камень с дыркой, направленной в эту точку. Следовательно, за тысячи лет до этого еще кто-то вел наблюдения и передал знания астрономам Караунджа? То есть развитие астрономической науки и вместе с этим глубокие знания о Солнце, Земле, Луне, звездах, а также письменность, металлообработка, культура, государственность должны иметь более древнюю историю. И более точную датировку этого периода следует искать в астрономических справочниках.
— Считаете ли вы правильным именовать этот памятник Караунджем?
— Разгадка и этой путаницы связана с тем, чем руководствоваться при озвучивании этимологических выводов. “Обсерватория” названа Караунджем или Каренишем, поскольку на расстоянии от 30 до 90 километров есть населенные пункты с таким названием. Не знаю, что нашептали камни Парису Геруни, но он решил, что это – “говорящие, звучащие, отзывающиеся камни”. В Англии есть Стоунхендж. Составленный из слов “камень” и “хендж”, по звучанию очень похоже на Караундж. Есть версия, что Стоунхендж является обсерваторией, следовательно, и Караундж, обозначающий “говорящие, звучащие, отзывающиеся камни”, – обсерватория. И это было ее названием. И оно доказывает, что, начиная со Стоунхенджа, все подобные хенджи, разбросанные по миру, строили избранные сыновья бога Ара…
Но в действительности раннее название Караунджа было Карундж, что зафиксировано в книге Степаноса Орбели “История области Сисакан”. Что касается “унджа”, это слово имеет в грабаре разное толкование. Означает “конец”, “восход”, “подножье”, “обратная сторона”, “корень” и так далее. То есть со словом “звучать” никакой связи не имеет. О “научном” образовании названия Караундж неоднократно говорила и астрофизик ЭльмаПарсамян, от которой оно пошло. Вот, пожалуй, и все…
В завершение считаю необходимым добавить следующее. На недавней пресс-конференции по итогам раскопок доктор исторических наук Ашот Пилипосян рассказал об одной из больших усыпальниц, которая, по версии Геруни, является храмом древнеармянского дица (божества) Тира.
Павел Джангиров
действительный член Международной Академии наук о природе и обществе (МАНПО)
Источник: urbattert.am