1 ноября американское космическое агентство опубликовало пресс-релиз о выборе пяти компаний, которые должны будут изучить и представить НАСА возможные концепции космического двигательно-энергетического модуля. Фактически - это первый шаг к созданию окололунной посещаемой станции Deep Space Gateway. Именно двигательно-энергетический модуль должен стать первым модулем будущей станции. Предполагается, что его запуск состоится вместе с миссией EM-2 ракеты SLS и корабля Orion в 2022 или 2023 году.
Представители НАСА часто подчеркивают, что проект Deep Space Gateway не был утвержден правительством США. Тем не менее, в разработку концепции уже включились Японское космическое агентство, ЕКА и Роскосмос. DSG имеет все шансы стать следующим крупным космическим проектом после МКС. А сейчас мы можем оценить, что он даст и чего не даст пилотируемой космонавтике.
1. Окололунная станция – это, определенно, новая ступень в развитии пилотируемой космонавтики после полетов на низкую орбиту Земли. Если расположить возможные пилотируемые проекты в порядке возрастания стоимости и технической сложности, получится следующая последовательность: полеты в окололунном пространстве – база на поверхности Луны – полеты к Марсу и Венере без высадки – высадка на Фобос или Деймос – высадка на Марс. Окололунная станция является наименьшим возможным шагом вперед для космонавтики после МКС, и, в какой-то мере, это хорошо: лучше так, чем выбрать нереалистичную цель и раз за разом отодвигать ее исполнение.
2. На Deep Space Gateway люди продолжат изучать вакуум. Этим важным делом они занимаются с 1990-х годов, дополняя свою деятельность экспериментами над человеческим телом. Если второе еще приносит определенную пользу, то потенциал изучения вакуума космические агентства явно переоценивают: там как ничего не было, так и нет. МКС часто критикуют за слабые научные результаты по сравнению с автоматическими межпланетными станциями, подразумевая, что почти все о Солнечной системе мы узнали не благодаря пилотируемым полетам. Окололунная станция тоже не добавит нам знаний о космосе.
3. Окололунная станция может оказаться весьма полезной при подготовке к полетам на другие планеты. У ученых мало прямых долговременных измерений радиационной обстановки за пределами магнитного поля Земли. Мы пока плохо представляем, какое негативное воздействие окажет на организм человека радиационная среда открытого космоса, а окололунная станция позволит ответить на множество вопросов в этой сфере. По сути, годовое автономное пребывание человека на этой станции будет полной симуляцией полета к Марсу.
4. Основной проблемой при полетах в космос часто называют радиацию, но это, наверное, не совсем верно. Космонавты и на МКС, и после возвращения на Землю в первую очередь страдают от невесомости. Отсутствие силы тяжести не только создает массу физиологических проблем, но и мешает устроить нормальный быт в космосе. На окололунной станции ситуация будет не лучше, чем на низкой орбите Земли, и даже хуже: людей не будут защищать от радиации остатки земной атмосферы, тень Земли и ее магнитное поле. С другой стороны, из-за радиационной угрозы экспедиции придется сократить до 1-2 месяцев, и, соответственно, негативное влияние невесомости на человеческий организм уменьшится.
При этом на самой Луне, для сравнения, людей можно было бы полностью защитить от радиации, и небольшая гравитация так или иначе облегчила бы им жизнь.
5. Полеты к Луне, вероятно, вызовут всплеск интереса к пилотируемой космонавтике, но он не будет длиться долго. Людям довольно быстро надоели фотографии Земли с МКС, а Луна сулит еще меньше разнообразия. В этом отношении окололунная станция уступает всем остальным возможным проектам. Даже весьма однообразный облет другой планеты привлек бы внимание благодаря своей уникальности. Что уж говорить о базе на поверхности космического тела. Мы бы могли наблюдать за развитием инфраструктуры или за путешествиями космонавтов по поверхности Луны. Да и жизнь на такой базе куда больше походила бы на космическую фантастику, которую многие помнят и любят.
6. Вопрос стоимости окололунной станции остается открытым. Если для запуска грузовых и пилотируемых кораблей к МКС достаточно ракет-носителей «Союз» грузоподъемностью 7 т, то для доставки грузов к Луне понадобится уже тяжелый «Протон», а для пилотируемых кораблей – в разы более тяжелая ракета. Однако нужно помнить, что на окололунную станцию экспедиции будут летать реже, да и программу МКС нельзя назвать эффективной. При разумном подходе к трате ресурсов и окололунная станция, и даже база на поверхности Луны могут обойтись значительно дешевле МКС.
Например, SpaceX, вероятно, могла бы организовать снабжение окололунной станции за средства, сравнимые с затратами на полеты к МКС. Для этого потребовалось бы модернизировать корабль Dragon и использовать вместо Falcon новую ракету Falcon Heavy, которая, согласно данным с официального сайта компании, всего на 30% дороже. Если полет Dragon к МКС обходится НАСА в $120 млн, аналогичная миссия на орбиту Луны могла бы стоить в пределах $200 млн.
К сожалению, пока что поводов для оптимизма у нас нет. Для постройки и эксплуатации Deep Space Gateway НАСА намерено использовать ракету-носитель SLS с кораблем Orion. Стоимость одной экспедиции на станцию, скорее всего, будет стремиться к отметке в 1 млрд долларов. Частные компании НАСА рассчитывает привлечь к снабжению DSG лишь к концу 2020-х годов.
Источник: kosmolenta.com