Мы привыкли к завоеваниям цивилизации. Кажется, ничего нет удивительного, когда щелкаешь выключателем, и зажигается свет; нажимаешь на кнопку - и подставляешь лицо под прохладный ветерок, порожденный лопастями вентилятора; втыкаешь вилку в розетку, и утюг в считанные секунды нагревается до нужной температуры. Трудно представить, что в древности люди не знали электричества. А может быть, они его все-таки знали?..
Солнечный камень
Миллионы лет назад над Европой нависала гигантская шапка ледника, и климат был совсем иной. Растительность чем-то напоминала современную тайгу с разнообразными хвойными деревьями. Под палящим солнцем сломанные бурями густо истекали смолой реликтовые ели и сосны. Со временем смолистые выделения приобретали каменную твердость. Так рождался удивительный янтарь. Из него тысячелетия назад уже делали украшения и амулеты. История не сохранила имени безвестного пастуха, случайно потершего окаменевшую смолу об овечью шкуру. Раздалось легкое потрескивание, и шерстинки встали дыбом...
Прошли тысячелетия, и уже древнегреческий философ Фалес Милетский целенаправленно ставил разнообразные опыты с «электроном», что по-гречески и означает «янтарь». Мы знаем об этих незатейливых опытах не слишком много. Более-менее известно, что философ вытачивал из янтаря разнообразные фигурки - палочки, пластины, шарики и кубики, которые затем натирал всяческими тканями, шкурками и шерстью.
Так он исследовал «родство» предметов и материалов и «божественной силы электрона». Долгое время считалось, что это было единственное (не считая молний) знакомство человека с электричеством, однако история любит преподносить сюрпризы.
«Багдадская батарейка»
Как-то раз в 1936 году во время строительства юго-восточного участка багдадской железнодорожной магистрали рабочие наткнулись на древнюю парфянскую гробницу. В ней были найдены глиняные желто-коричневые сосуды двухтысячелет-ней давности. Внутри находились свернутые в цилиндр листки меди, изъеденные коррозией железные стержни и кусочки битума - природного асфальта. Похоже, что битум покрывал верхнюю и нижнюю части медного цилиндра, внутри которого помещался железный стержень.
Битумный герметик и следы коррозии наводят на мысль, что в сосудах находилась какая-то едкая жидкость, например винный уксус. Так, может быть, перед нами настоящая батарейка? Именно так считал директор Национального музея Ирака Вильгельм Кёниг. Этот видный археолог пришел к сенсационному выводу о том, что содержимое сосудов очень напоминает гальванические элементы.
Впрочем, большинство археологов уверены, что тут они просто столкнулись с обычными футлярами для хранения папирусных свитков, ведь похожие артефакты были найдены возле города Селевкия на Тигре и столицы Парфянского царства Ктесифона. Там в «селевкийских вазах» нашли свиток папируса и скрученные листы бронзы, больше напоминавшие пенал для свернутых листов папируса.
В «селевкийских вазах» могли храниться священные свитки из пергамента или папируса, на которых записывались некие ритуальные тексты. При их разложении могли выделяться органические кислоты, разъедающие медь и железо, что и объясняет следы коррозии на внутренних металлических деталях. При этом битумный герметик» позволял хранить содержимое кувшина длительное время.
Древнеегипетские «лампы»
Сенсационность возможного использования «селевкийских ваз», несмотря на возражения академических ученых, вызвала волну интереса к «электрическим» артефактам. Энтузиасты исследования тайн древнеегипетской «храмовой науки» Петер Красса и Рейнхард Хабек даже написали книгу «Свет фараонов», где рассмотрели вопрос использования электричества в древние времена.
Они предположили, что «храмовые ученые» входившие в жреческую касту, умели изготовлять некие «джед-столбы», одни из составляющих системы энергопитания. Авторы также утверждают, что при раскопках пирамид были обнаружены модели всяческих «прожекторов» с медными проводами.
Выводы исследователей «египетского света» основаны на необычных храмовых древнеегипетских фресках. Прежде всего, здесь выделяются таинственные барельефы подземного храма Дендеры. В одной из каменных камер непонятного назначения изображены человеческие фигуры рядом с некими предметами, имеющими форму колбы.
Эти колбы, или пузыри, очень напоминают гигантские электролампы с причудливыми извивающимися змеями внутри. Головы змей увенчаны цветками лотоса, чем-то напоминающими ламповые патроны. Нечто подобное кабелю подсоединено с ящиком, вблизи которого находится символ могущества - «джед-столб», также скрепленный со змеями.
Правда, необходима значительная доза фантазии, чтобы представить слуг фараона, держащих в руках какие-то таинственные аппараты, напоминающие лампы или даже прожекторы, соединенные проводами с рядом сосудов-аккумуляторов.
Есть и критические доводы, ведь изображение сопровождают лишь иероглифы какого-то религиозного гимна, посвященного богу солнца - Ра. Это позволило египтологам отбросить все неформальные гипотезы и уверенно объяснить пиктограммы изображением храмовой мистерии с небесной ладьей бога солнца Ра. По верованиям египтян, солнце каждый день умирает вечером и воскресает на рассвете. Здесь его символизирует змея, которая, как считали в стране фараонов, возрождается всякий раз, когда сбрасывает кожу.
Между прочим, немецкий физик Франк Деренбург рассчитал параметры батареи по «багдадской версии», и получилось, что подобная конструкция для освещения египетских подземелий должна весить десятки, а то и сотни тонн. Что явно противоречит здравому смыслу.
На пути к разгадке -«живые аккумуляторы»
Загадка «багдадских батареек» и «египетского электричества» может быть решена неожиданным путем. Историкам медицины Древнего мира известны парадоксальные способы лечения с помощью... «животного электричества». В принципе здесь нет ничего необычного, ведь отдельные представители нильских электрических сомов действительно способны поражать 400-вольтовыми импульсами при амперном токе, что весьма существенно и для современной электромедицины.
Существуют описания европейских этнографов XVIII века о том, что те же абиссинцы необычным образом и весьма успешно использовали «электрошоковую терапию». Во время тяжелых приступов болотной лихорадки они крепко привязывали больного к деревянному помосту, обливали его солевым раствором рапы (воды соляных озер.) и касались его пупка живым электрическим сомом, завернутым в сухой папирус. Электрические удары следовали до тех пор, пока лихорадочный приступ не прекращался.
К концу XVIII века среди британских врачей и биологов стала популярна тема «живого электричества». Анатом Джон Уолш доказал электрическую природу удара ската, показав, что электрические импульсы передаются не «воздушными флюидами», а непосредственным контактом и «проводящим сродством веществ». Затем шотландский хирург Джон Хантер рассмотрел строение электрического органа этой необычной рыбы. Исследования Уолша и Хантера были опубликованы в 1773 году и через несколько лет попали к итальянскому врачу и физиологу Луиджи Гальвани.
Гальвани начал экспериментировать с воздействием статического электричества. Как-то раз его ассистент случайно коснулся лягушачьей лапы скальпелем, накопившим электрический разряд. Лапка судорожно дернулась, и перед Гальвани открылась новая область исследований.
Занимаясь «животным электричеством», Гальвани сделал выводы, что мышцы являются своеобразными аккумуляторами, которыми посредством электрических сигналов управляет центральная нервная система. Используя знаменитый врачебный принцип «подобное - подобным», он предположил, что многие мышечные заболевания, спазмы и «корчи» можно было бы лечить электрическими разрядами.
Так, может быть, и слаботочные египетские и шумерские «электроприборы» имели медицинское предназначение? Такое кажется возможным при процедурах электроакупунктуры, когда к биологически активным точкам (БАТ) подводят небольшие импульсы тока. Между прочим, электровоздействие на БАТ может приводить и к обезболивающему эффекту.
Итак, существовали или нет «электрические» артефакты, историческая наука пока еще не знает, ведь после гибели Александрийской библиотеки исчезли тысячи папирусных свитков, хранящих тайны «храмовой науки».
Может быть, нас еще ждут очень необычные археологические находки «криптоэлектрических» артефактов, которые откроют новые страницы истории науки и техники.
Олег ФАЙГ