Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов
Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить
и умереть в зоне сейсмической активности

Стихия

Землетрясение, Извержения вулканов, Ледяной дождь, Лесные пожары, Ливни, Наводнения, Огненный смерч, Паводок, Смерчи (Торнадо), Тайфуны, Тектонический разлом, Ураганы, Цунами, град, ледоход

Вулканы

Авачинский, Безымянный, Бромо, Везувий, Даллол, Иджен, Йеллоустоун, Кальбуко, Карымский, Килауэа, Ключевская Сопка, Мерапи, Мутновский, Невадос-де-Чильян, Ньирагонго, Толбачик, Фуэго, Хурикес, Шивелуч, Этна

Тайфуны

Тайфун Нору

Наводнения

Наводнение в Приморье

Районы вулканической активности

Вулканы Камчатки, Вулканы Мексики, Курилы

Грязевые вулканы и гейзеры

Локбатан

Природа

Вулканы, Изменение климата, Красота природы

Наука

Археология, Вулканология

Наша планета

Живая природа, Спасение животных

Ураганы

Тайфун Мэттью, Ураган Ирма, Ураган Харви, ураган Мария

Районы сейсмической активности

Землетрясение в Италии, Землетрясение в Китае, Землетрясение в Турции

Солнечная система

Венера, Марс, Меркурий, Планета Земля, Плутон, Сатурн, Юпитер

Космос

экзопланеты

Астрономические события

Лунное затмение, Метеориты, Противостояние Марса, Суперлуние

Антропогенные факторы

Климатическое оружие

Землетрясения

Прогноз землетрясений

2017-11-13 10:05

Человек собаке друг

Человек собаке друг

Анна Михайлова

Фотографии предоставлены Жилем Элкаимом

Жиль Элкаим, французский путешественник, в своей четвертой, самой сложной, арктической экспедиции столкнулся с неожиданной для себя проблемой. Он подготовился к преодолению всевозможных трудностей: его яхта была оснащена всем необходимым для трех лет автономной жизни в полярных областях; опыт многочисленных экспедиций по арктическому побережью России и Америки позволял ставить самые смелые задачи; надежность команды не вызывала сомнений. Но на пути Жиля подстерегали препоны административного характера.

Он сидит рядом со мной, с чашкой чая в руке, на кухне хостела «Помор» в Баренцбурге (российский поселок на Шпицбергене), где ему пришлось остановиться на несколько месяцев, и рассказывает о своих приключениях.

— Много лет я готовился к этой экспедиции. Мои предыдущие походы на «Арктике» в 2012–2014 гг. были, собственно, подготовкой к тому, чтобы идти на Северный полюс.На борту у меня есть все необходимое для автономного плавания, в том числе для зимовки. Есть ветрогенератор, есть солнечные батареи. Запас еды для команды и для собак. Шести тонн топлива мне должно было хватить на всю экспедицию (сюда входит и само перемещение, и обогрев, и свет — всё). А если я встаю на зимовку, то мне достаточно двух тонн.

Первый поход на яхте «Арктика» Жиль совершил в 2012 г. — обошел вокруг всей Гренландии. Кстати сказать, экспедиция на яхте не была его первым посещением этого ледяного царства: зиму 1984/1985 он провел в маленьком поселке инуитов, чтобы научиться жизни в Арктике: управляться с ездовыми собаками, охотиться и ловить рыбу со льда, а в 1990 г. совершил одиночный поход на каяке вдоль побережья Гренландии.

Вторая экспедиция на «Арктике» состоялась в 2013 г., когда Жиль прошел Северо-Западным проходом вдоль арктического побережья Северной Америки от Исландии до Аляски. В 2014 г. Элкаим провел свою яхту Северным морским путем вдоль российского арктического побережья.

Нужно сказать, что французский путешественник начинал с гораздо более аскетичных путешествий. Четыре года, с 2000-го по 2004-й, продолжалась его экспедиция вдоль арктического побережья России: от границы с Норвегией до Чукотки. Четыре года подряд. Летом он шел на каяке, зимой — на собачьей упряжке.

— Откуда вы брали собак? Вам их кто-то привозил?

— О, я их не выбирал — они сами выбирали меня. Это

были ничейные собаки, и они просто отправлялись со мной

в путь.

— Как у вас складывались отношения с местными

жителями?

— Прекрасно! Всегда и везде местные жители относились ко мне очень хорошо, даже слишком. Я иногда уставал от их внимания. Я ведь отправлялся в путь, чтобы побыть

наедине с природой…

— А как вам удавалось получать пропуска? Ведь арктическое побережье — зона особого режима, туда и гражданину России не всегда просто попасть.

— Да, это был серьезный вопрос. Я занимался подготовкой документов несколько лет. Но когда прошел часть маршрута, все пограничники Арктики уже знали обо мне от своих коллег и были настроены дружески.

— Почему вам интересна именно Российская Арктика?

— Меня привлекают места, максимально свободные от современной цивилизации. В Канадской Арктике, например, аборигены — инуиты — в значительной степени утратили самобытность своей культуры, мышления и образа жизни, а северные народы России еще сохраняют эти особенности. Это созвучно моему стремлению путешествовать автономно, пользуясь тем, что дает природа, не опираясь на поддержку извне. В этом была идея той экспедиции: вести кочевую жизнь, перемещаться так, как это делают местные жители: на оленях, на собаках…

Я не ставил себе временных рамок, сначала думал, что экспедиция займет три года. Она затянулась на четыре. Что ж, значит, четыре. За это время я полностью изменился,пересмотрел всю свою жизнь, все свое прошлое. Когда ты идешь по тундре день за днем и прокручиваешь в голове воспоминания, поначалу они вызывают какие-то эмоции, но в конце концов чувствуешь, что сыт по горло своим прошлым, и теряешь к нему всякий интерес. Ты начинаешь жить настоящим моментом. Тем более что заняться есть чем: автономное путешествие в Арктике — это тяжелый физический труд и постоянный риск. Ты можешь продумать свои действия на ближайшее время, но ты зависишь от погоды, от тысячи разных обстоятельств, так что быстро отвыкаешь от беспокойства о далеком будущем, зато полностью проживаешь настоящий момент. Ты становишься такой же частью природы, как твои собаки или олени, как медведи и нерпы...

Моя нынешняя экспедиция в этом смысле сложнее по организации. Яхта, конечно, дает больше возможностей, больше комфорта, позволяет путешествовать по-настоящему автономно в течение долгого времени. Но мне пришлось отказаться от духа свободного скитальчества, который так вдохновлял меня раньше.

Идея экспедиции заключалась в том, чтобы повторить маршрут Нансена, которым он прошел в 1893–1896 гг. на «Фраме». Стартовав из Киркенеса (Северная Норвегия), Жиль собирался дойти до Земли Франца-Иосифа, а оттуда — к Северной Земле. Далее, вморозив яхту в лед, лечь в дрейф (течение должно было нести «Арктику» по направлению к полюсу). Несколько сот километров до полюса планировалось идти на собачьей упряжке. Семь собак отправились в путь вместе с Жилем, его женой и еще одним членом команды. Но именно из-за присутствия собак на борту и возникли определенные сложности.

— Основная проблема заключается в том, что собаки плохо переносят качку. Мы, люди, можем при качке, например, опираться руками, держаться, а собаки просто беспомощны в этих условиях. Идти приходилось много осторожнее, чем если бы мы были сами по себе. Осторожнее и медленнее, пережидая плохую погоду. В итоге получилось так, что в сентябре 2016 г. мы попали в длительный шторм к северо-востоку от Шпицбергена, и у нас произошла поломка. Я принял решение встать на зимовку. Это вполне рабочий вариант: у нас всё для этого есть. Ремонт мне по силам, и весной мы бы продолжили путь. Просто экспедиция заняла бы не два года, а три.

Жиль рассказывает, а я ему жутко завидую. Помимо всего прочего, завидую этой божественной легкости. Действительно, почему бы не провести лишний год под переливами полярных сияний? Куда торопиться?

Француз называет экспедиционную команду человеко-cобачьей и относится к своим питомцам с удивительной теплотой и заботой. Самое потрясающее, что они являются прямыми потомками тех спутников Жиля, которые тянули его сани по арктическому побережью России в начале 2000-х. Элкаим так полюбил своих верных мохнатых спутников и так привязался к ним, что взял их после экспедиции с собой и даже зарегистрировал новую породу собак — таймыр. Собственно, разведение ездовых собак — основное занятие Жиля, когда он не в пути. Его питомник расположен на севере Финляндии, и там его дожидается несколько десятков будущих четвероногих путешественников.

— Мы высадились на берег в Дуве-фьорде на Северо-Восточной Земле (второй по площади остров архипелага Шпицберген) и, честно говоря, пришли в ужас. Столько мусора мы не ожидали увидеть! Обрывки сетей, пластик — все это приносит сюда и Гольфстрим с юго-запада, и восточное течение со стороны России. Мало того что это выглядит отвратительно, так это еще и очень опасно для любой живности: птицы и звери в поисках пищи глотают пластик и потом погибают в мучениях. Тридцать лет я путешествую по Арктике, но никогда еще не видел мертвых белых медведей. Здесь мы увидели сразу двух. Часто мы встречали живых медведей, и многие выглядели больными, истощенными.

Конечно, я понимаю: основная проблема для медведей — это таяние арктических льдов. Исчезает естественная среда их обитания, им все труднее найти пищу. Эту проблему не могут решить ни отдельно взятая Норвегия, ни администрация Шпицбергена, но в наших силах хотя бы дать им возможность жить в чистом мире. Что стоит организовать уборку мусора, если уж это национальный парк, на содержание которого выделяются большие средства! Но на деле все сводится лишь к тому, чтобы никого сюда не пускать.

Жиль говорит об этом с такой болью в голосе! Он искренне переживает из-за невозможности уберечь тот мир, который он страстно любит.

— Мы успели очистить часть берега, собрали кучу мусора, и, если бы нас оставили в покое, могли бы сделать гораздо больше. Я сообщил губернатору Шпицбергена о нашем

местонахождении и попросил разрешения остаться здесь на зимовку. Но за нами неожиданно прислали сначала вертолет — забрали наши паспорта, а потом корабль — чтобы эвакуировать нас «в цивилизацию». Мы об этом не просили, и, надо отметить, вреда от нашего пребывания в этом месте было бы куда меньше, чем от этой «спасательной операции». А мусор, что мы собрали, так и остался лежать...

Элкаиму предъявлено обвинение в нарушении режима посещения Шпицбергена: то место, где он высадился после недельного шторма (как, собственно, большая часть территории архипелага) — национальный парк, и там нельзя находиться без разрешения. Судебное разбирательство длится уже несколько месяцев. Жиль переживает не столько из-за того, что ему грозит штраф, сколько из-за ощущения несправедливости и той безрадостной картины, которую он наблюдал на побережье.

— Я не ожидал этого. Менее всего мы были готовы к таким проблемам именно здесь, в Норвегии. Страна великих полярных путешественников, о которой мы всегда думали

как о хранительнице природного наследия, повернулась к нам совсем другой стороной. Получается, что дух исследования, поиска новых путей безвозвратно ушел в прошлое,а сейчас пришло время безраздельного господства бюрократии и политики?!

В декабре 2016 г. Жиль перебрался из Лонгиербуена (главное поселение Шпицбергена, где проживает около двух тысяч человек и находится норвежская администрация) в Баренцбург. Его собаки, которые должны были везти упряжку по льду на финальном этапе экспедиции к Северному полюсу, живут в вольере неподалеку, и путешественник большую часть времени проводит с ними: кормит, выгуливает, тренирует. Яхта стоит на берегу. Куда она отправится дальше: по задуманному маршруту к полюсу или обратно, в Европу, — пока не ясно. Жиль старается воспринимать происходящее как очередной вызов, на этот раз брошенный ему не стихиями, а современной цивилизацией. Образ Фритьофа Нансена — полярного исследователя и гуманиста — по-прежнему является для француза вдохновляющим примером.