Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов
Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить
и умереть в зоне сейсмической активности

Стихия

Землетрясение, Извержения вулканов, Ледяной дождь, Лесные пожары, Ливни, Наводнения, Огненный смерч, Паводок, Смерчи (Торнадо), Тайфуны, Тектонический разлом, Ураганы, Цунами, град, ледоход

Вулканы

Авачинский, Бромо, Булусан, Везувий, Иджен, Йеллоустоун, Карымский, Ключевская Сопка, Мерапи, Мутновский, Невадос-де-Чильян, Ньирагонго, Питон-де-ла-Фурнез, Сабанкая, Толбачик, Турриальба, Фуэго, Хурикес, Шивелуч, Этна

Тайфуны

Тайфун Нору

Наводнения

Наводнение в Приморье

Районы вулканической активности

Вулканы Камчатки, Вулканы Мексики, Курилы

Грязевые вулканы и гейзеры

Локбатан

Природа

Вулканы, Изменение климата, Красота природы

Наука

Археология, Вулканология

Наша планета

Живая природа, Спасение животных

Ураганы

Тайфун Мэттью, Ураган Ирма, Ураган Харви, ураган Мария

Районы сейсмической активности

Землетрясение в Италии, Землетрясение в Китае, Землетрясение в Турции

Солнечная система

Венера, Марс, Меркурий, Планета Земля, Плутон, Сатурн, Юпитер

Космос

экзопланеты

Астрономические события

Лунное затмение, Метеориты, Противостояние Марса, Суперлуние

Антропогенные факторы

Климатическое оружие

Землетрясения

Прогноз землетрясений

2017-10-25 22:33

ВЕРХНИЙ ПОСАД ЗВЕНИГОРОДА КАК ОХРАНЯЕМЫЙ ПАМЯТНИК АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ XII-XVII ВВ

 

Памятник располагается на территории современного микрорайона Верхний Посад, напротив Городка и Саввино-Сторожевского монастыря, на правом коренном берегу и первой надпойменной террасе р. Москва, между берегом реки и современной ул. Калинина. Культурный слой распространен вдоль береговой полосы.

Обследовался в 1955 г. А.В. Успенской, в 1978 г. – А.А. Юшко; 1986 г. – исследования И.О. Гавритухина, Г.Л. Новиковой (шурфовка территории). 1998 г. – осмотр краеведом Е.А. Ремизовой (сбор подъемного материала на территории огородов и размываемых склонов коренного берега р. Москва). Коллекция хранится в ЗИАиХМ.

Площадь распространения культурного слоя составляет около 150х1200 м. мощность культурных напластований достигает 0.3-0.4 м. Высота над уровнем воды в реке – 6-10 м.

В ходе археологического обследования территории Верхнего Посада были вскрыты остатки постройки, датируемой XIV в.; в центральной части – открыт гончарный горн XV в., в восточной части территории Посада – кладбище из 42 захоронений с фрагментами надгробных плит XVI в.

В ходе раскопок собрана представительная коллекция керамики XIV в.

К востоку от древнейшей приречной территории посада располагается каменный храм Рождества Христова постройки нач. XIX в. со следами прилегающего некрополя более раннего времени.

Слой Верхнего Посада нарушен строительством, распахивается под огороды.

Общая площадь культурных напластований XIV-XVII вв. на территории современного микрорайона Верхний Посад составляет около 200 тыс. кв. м. Площадь Верхнего Посада XII-XIII вв. точно не определена. В ходе археологического обследования территории Верхнего Посада были найдены многочисленные фрагменты керамики, датируемые XIV-XVII вв. (красноглиняная, белоглиняная, мореная), встречены единичные фрагменты сосудов домонгольского времени XII-XIII вв.

При рытье колодца на земельном участке по ул. Набережная, д. 28 (владения А. Струченкова), на глубине около 1.5 м был найден целый экземпляр небольшого древнерусского кругового горшка и фрагменты двух других горшков XII в., сопровождавшиеся древесным углем. Слой Верхнего Посада нарушен строительством, распахивается под огороды.

На западной окраине современной застройки Посада исследовано полуразрушенное карьером жилище XVI в. На кромке первой надпойменной террасы, западнее территории современного Верхнего Посада открыто два поселения: первое, площадью 30х40 м, удалено от Посада на 300 м и содержит керамику XV-XVII вв.; второе поселение того же времени расположено на 250 м дальше. Все эти поселения следует считать единым археологическим комплексом. В 1986 г. охранными исследованиями на Верхнем посаде занимался И.О. Гавритухин.

Для выяснения характера культурного слоя Гавритухин заложил 11 шурфов, часть из которых в процессе раскопок была расширена. В результате этих работ исследователю удалось выявить следы средневекового кладбища, прекратившего существование во время польско-литовской интервенции.

Так, в шурфе 2, ниже дерна и подстилающего его гумусированного слоя толщиной 10–15 см залегал слой более-менее однородной светло-серой супеси, не содержащий культурных остатков, мощностью 40–60 см. По мнению И.О. Гавритухина, это слой речных наносов, образовавшийся в результате повышения уровня паводков в XVI и XVII в., что, возможно, являлось следствием интенсивной вырубки лесов, связанной с внутренней колонизацией региона. Ниже находился слой темно-серой супеси с редкими вкраплениями глины от светло-серого до оранжевого цвета. На поверхности этого слоя, в кв. 3 и кв. 8 залегали надгробные плиты из белого камня, украшенные розеткой и каймой из «волчьего зуба», а в кв. 2 находилась грубо отесанная плита из такого же белого камня без орнамента и четыре крупных валуна, очевидно, доставленных сюда издалека; ещё один такой же валун располагался в кв. 7.

Тонкие надгробные плиты, декорированные геометрическим орнаментом, традиционно датируются XV–XVI вв., валуны же можно рассматривать как надгробные сооружения более раннего времени.

В шурфе площадью 16,75 кв. м было вскрыто 32 погребения. Для исследованной части некрополя характерен единый христианский обряд погребения (западная ориентировка, руки сложены на груди или животе, отсутствие инвентаря). Постоянно встречаемое отклонение ориентации погребений на юг связано, возможно, с отклонениями в ориентировке церкви, которая находилась на кладбище или неподалеку от него. Остатки гроба были прослежены только в погребении 15 (прослойка древесного тлена в нижней части погребения).

Помимо целых, в шурфе были встречены нарушенные кладбищенским перекопом захоронения, что указывает на довольно продолжительное функционирование некрополя.

Здесь же неоднократно фиксировались скопления разрозненных человеческих костей. Так, семь погребений представляют собой скопления нескольких черепов и крупных костей скелетов, причем, в одном случае удалось проследить яму, в которой захоронили одно из этих скоплений. Это была обычная могильная яма длиной около 2 м и шириной до 60 см, и вытянутая по линии восток–запад. Все эти погребения представляют собой перезахоронения, а их большое количество (в 7 скоплениях содержались разрозненные останки не менее 18 человек) объясняется сокращением размеров кладбища, когда затопляемые или размываемые в половодья могилы с окраин переносились на более высокое место. Керамический материал был более-менее равномерно распределен в слое захоронений, не образуя скоплений. Поэтому, считать его как-то непосредственно связанным с погребениями нельзя. Хотя, вероятно, какая-то часть сосудов попадала и разбивалась на кладбище во время поминок. Встреченная керамика (красноглиняная грубая с волнистым и линейным орнаментом, ангобированная, белоглинянная грубая и шероховатая) аналогична керамике, собранной в жилой части Верхнего посада .

Средневековый некрополь обнаруженный и исследованный в 1986 г. И.О. Гавритухиным является древним посадским кладбищем при храме Трёх святителей. В XVII в. этой церкви уже не существовало, а место, где она находилась, использовалось жителями Верхнего посада под огороды: «Тресвятское церковное место на посаде в городе Звенигороде. Из приходных оброчных книг Патриаршего Казенного приказа видно, что “Тресвятское церковное огородное место в Звенигороде на посаде” отдавалось на оброк с 1621 по 1740 г. посадским людям города Звенигорода и писалась под Звенигородскою десятиною» .

Похожая ситуация была зафиксирована здесь во время Генерального межевания: «Внутри градской выгонной земли на Верхнем Посаде пустой Тресвяцкой погост, владение Коллегии экономии, ныне в оброке, межевал 11 сентября 1766 г. Перхуров. Сенной покос 1 д. 393 с., дороги 105 с., всего 1 д. 498 с.» .

На Верхнем посаде располагались еще две деревянные церкви, которые были разрушены во время Смуты. Это Никольский храм «что на Уском конце», стоявший в районе ныне существующей каменной церкви Рождества Христова, и Рождественский храм, который находился на берегу Москва-реки, недалеко от ц. Трёх святителей. Упоминания о них мы встречаем в документах, приводимых В. и Г. Холмогоровыми: «По писцовым книгам 7132 (1624) г. значится церковная земля “Николы Чудотворца, что на Уском конце, в Звенигороде на Посаде …”.

В приходных книгах Патриаршего Казённого приказа “пустовых церковных земель” с 7146 (1638) г. значится: “с церковной земли Рождества Христова в Звенигороде, на посаде, на Игнатье Шапилове, оброку 23 алтына 2 деньги”.

На церковной земле, принадлежавшей Николаевской церкви Уского конца, построена церковь во имя Рождества Христова с приделом Николая Чудотворца. В приходной книге Патриаршего Казённого приказа за 7150 (1642) г. под оброчною статьёю церковной земли Николая Чудотворца, Уского конца, написано: “в нынешнем во 150-м (1642) году, по выписке за пометою дьяка Григорья Одинцова, на той (Николаевской) церковной земле, по челобитью звенигородских посадских людей Гришки Винокурова с товарищи, поставлена церковь Рождества Христова, да в приделе Николы Чудотворца, Ускаго конца с церковным строением они построили и попа призвали и у той церкви дворы переписаны, а по переписным книгам Звенигородского старосты поповскаго Троицкаго попа Никиты, положено дани 20 алтын, десятильничьих три алтына, две деньги, и генваря 24-й день, на нынешний 150 год, те деньги взято, платил тоя церкви поп Пётр”.

Церковная земля Рождества Христова в Звенигороде, на посаде, с дворовым местом той же церкви числилось на оброке по 1652 год, на посадском человеке Фомке Анисимове и на звенигородце сыне боярском Елизарье Карпове.

В 7160 (1652) году “по государеву патриархову указу и по челобитной за пометою дьяка Ивана Кокошилова с той (Никольской) церковной земли – с дворового места, оброчных денег имать не велено, потому что на той церковной земле, в прошлом, во 150-м (1642) году, по челобитью звенигородцев посадских людей, поставлена церковь и обложена данью и писана в приходной книге жилых данных церквей, а на дворовом месте живёт поп Иван и платит за оброк данью и впредь того церковнаго места в оброчной книге не писать”; а церковная Рождественская земля по прежнему находилась на оброке у звенигородских посадских людей по 1739 год» .

И.О. Гавритухин в своем отчете приводит любопытную информацию о нахождении человеческих костей и надгробных плит с геометрическим рисунком на участках юго-восточнее фабрики игрушек. От жителей Верхнего посада им были получены сведения о том, что при земляных работах здесь часто находились фрагменты древних надгробий, которые использовались при сооружении фундаментов различных построек или при устройстве ступенек в сарай .

При осмотре места расположения древнего Рождественского погоста весной 2007 г. был найден фрагмент керамического сосуда для елея последнего помазания. Это придонная часть красноглиняной чашечки-«слезницы», стенки которой были покрыты прозрачной зеленовато-желтой глазурью. Внешняя поверхность имеет характерную волнистость. Подобные сосуды хорошо известны в Москве, где неоднократно встречались при раскопках средневековых некрополей. В эти поливные чашечки сливалось масло, оставшееся после соборования умирающего. Как правило, они ставились в гроб с погребенным. Сосуды подобного типа датируются XVI в.

Ранее в этом же районе был случайно найден и передан в Звенигородский музей медный литой крест-тельник XV–XVI вв. с килевидным завершением нижнего конца и рельефным изображением Распятия на лицевой стороне.

В 2009–2011 гг. при производстве земляных работ в районе храма Рождества Христова на Верхнем посаде неоднократно находились погребения средневекового времени и разрозненные человеческие кости.

Территория Верхнего Посада, датирующаяся по археологическим данным XII-XIII – XIV-XVII вв., представляет значительный научный интерес для изучения структуры планировки посадов средневекового города в домонгольский и золотоордынский периоды.

Вновь выявленный памятник археологии – Верхний Посад – находится на Государственной охране согласно Распоряжению МКМО №238-р от 13.07.2005 г.

Архивный материал, библиография:

Успенская А.В. Отчет о раскопках и разведках в Звенигородском районе Московской области в 1955 г./ Архив ИА РАН, Р-1, № 1166.

Юшко А.А. Отчет об археологических разведках на территории Московской области в 1978 г./ Архив ИА РАН, Р-1, № 7991.

Гавритухин И.О. Отчет о работах на Верхнем посаде г. Звенигорода в 1986 г. / Архив ИА РАН, Р-1, № 11147

Гавритухин И.О. Отчет о спасательных работах на территории г. Звенигорода в 1988 г. / Архив ИА РАН, Р-1, № 13509.

Новикова Г.Л. Отчет о работе в Одинцовском районе Московской области в 1986 г./ Архив ИА РАН, Р-1, № 11502.


Источник: vk.com