Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов
Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить
и умереть в зоне сейсмической активности

Стихия

Землетрясение, Извержения вулканов, Ледяной дождь, Лесные пожары, Ливни, Наводнения, Огненный смерч, Паводок, Смерчи (Торнадо), Тайфуны, Тектонический разлом, Ураганы, Цунами, град, ледоход

Вулканы

Авачинский, Безымянный, Бромо, Булусан, Везувий, Иджен, Йеллоустоун, Килауэа, Ключевская Сопка, Мерапи, Мон-Пеле, Невадос-де-Чильян, Питон-де-ла-Фурнез, Сабанкая, Тавурвур, Толбачик, Турриальба, Хурикес, Шивелуч, Этна

Тайфуны

Тайфун Нору

Наводнения

Наводнение в Приморье

Районы вулканической активности

Вулканы Камчатки, Вулканы Мексики, Курилы

Грязевые вулканы и гейзеры

Локбатан

Природа

Вулканы, Изменение климата, Красота природы

Наука

Археология, Вулканология

Наша планета

Живая природа, Спасение животных

Ураганы

Тайфун Мэттью, Ураган Ирма, Ураган Харви, ураган Мария

Районы сейсмической активности

Землетрясение в Италии, Землетрясение в Китае, Землетрясение в Турции

Солнечная система

Венера, Марс, Меркурий, Планета Земля, Плутон, Сатурн, Юпитер

Космос

экзопланеты

Астрономические события

Лунное затмение, Метеориты, Противостояние Марса, Суперлуние

Антропогенные факторы

Климатическое оружие

Землетрясения

Прогноз землетрясений

2017-10-01 23:41

Подболотьевский могильник в Муромском Поочье


Подболотьевский могильник известен науке более 100?лет, и с его раскопок фактически начинается академическое изучение финно-угорских древностей. Памятник был открыт в 1910?г. при строительстве дороги из Мурома в Меленки и раскопан В.А. Городцовым — исследованы 276?погребений, могильник отнесен к финноязычной муроме, проживавшей в Муромском Поочье до прихода славян.

Новые раскопки памятника в 2012?г., как и 100?лет назад, были вызваны строительством автодороги и продолжены в 2013–2014?гг. Они стали новым открытием летописной муромы и первыми за последние 40?лет раскопками, проведенными на современном уровне, с подробной фиксацией погребений, особенностей погребального обряда и серией естественно-научных исследований.

Могильник занимает всхолмление коренного берега р. Илевна на южной окраине пос. Вербовский (округ Муром); к югу от него, за двумя овражками находится одновременное селище. За три года исследовано 208?грунтовых погребений, в том числе 9?захоронений коней и 1 собаки.

Большинство погребений совершено по обряду ингумации (около 91%): вытянуто на спине, ориентировка головой в северном направлении. Почти десятая часть захоронений кремационные, когда со­жжения осуществлялись на стороне, а кремированные останки, очищенные от золы и углей, помещались в могилу.

Погребальный инвентарь включал в себя украшения, предметы быта и оружие. Женский набор отличается обилием металлических украшений, некоторые из них служат этнокультурными маркерами муромы. Это налобные венчики, головные жгуты, височные кольца «муромского» типа, лунницы, коромысловидные украшения кос и др. Присутствуют в женском уборе вещи, характерные для поволжско-финских древностей в целом: пластинчатые дисковидные нагрудные и ажурные бляхи, сюлгамы, спиральные браслеты и перстни.

Мужской костюм более универсален и состоит из набора, характерного для поволжского финского населения в целом: железные топоры, наконечники копий, стрел, ножи, кресала, фи­тильные трубки. Из украшений — только браслеты, перстни и поясные наборы.

Погребения расположены рядами, идущими с запада на восток, причем центральная, возвышенная часть могильника отличается высокой плотностью захоронений. Эта часть памятника, судя по анализу инвентаря, наиболее ранняя. Именно здесь В.А. Городцовым были раскопаны погребения с геральдическими поясными наборами, с крестовидными фибулами, известными в рязано-окских и безводнинских древностях, которые позволили автору первых раскопок обозначить начало функционирования могильника VI–VII вв. В наших раскопах была исследована серия ранних женских погребений с нагрудными дисковидными бляхами и гривнами ранних типов. В мужском погребении 205 найден пояс, украшенный тончайшими серебряными накладками, относящийся к поясам ранневизантийского круга. В целом основной массив исследованных захоронений в центральной части могильника датируется VIII–IX вв.

Западная периферия отличается более свободным расположением погребений. Грунтовые захоронения здесь сохраняют устойчивые черты муромской погребальной обрядности. Анализ вещевого материала (широкосрединные «усатые» перстни, гривны «глазовского» типа, подковообразые спиралеконечные фибулы, шиферное пряслице, монеты) позволяет датировать их X в. Здесь же помимо традиционно муромских грунтовых погребений раскопаны подкурганные захоронения.

Курганы полностью распаханы и определяются по углубленным в материк остаткам курганных ровиков, заполненных углистым грунтом. Ровики ограничивали округлые площадки, в центре которых располагалось грунтовое погребение. В двух курганах зафиксированы кольцевые канавки от оградок. Всего на окраине могильника исследовано восемь курганов. Подкурганные захоронения ориентированы головой на запад или на север. Для мужских захоронений характерен достаточно универсальный для того времени набор инвентаря: топоры, узколезвийные ножи, калачевидные кресала, перстневидные височные кольца, лировидные пряжки. В данных погребениях присутствуют вещи и украшения, имеющие аналогии в материалах владимирских и Тимеревских курганов.

На западной окраине могильника помимо подкурганных исследованы грунтовые погребения с западной ориентировкой. Среди них выделяется женское с набором украшений, чуждым для этих территорий. Он состоял из височных колец бусинных, а также с S-видными концами, перстней с завязанными концами, плоской коньковой подвески.

Эти погребения, как и подкурганные захоронения, знаменуют новую эпоху и отражают крупные изменения в регионе в конце X — начале XI в. Трансформация погребального обряда свидетельствует о появлении нового населения в Нижнем Поочье и формировании здесь новой общности. Это выразилось в появлении на окраине финского муромского могильника погребений пришлого населения с иными элементами материальной и духовной культуры. В то же время фиксируются захоронения с синкретическим погребальным обрядом и инвентарем, которые демонстрируют процессы ассимиляции местного населения и вовлечения его в орбиту Древнерусского государства.

О.В. Зеленцова, С.И. Милованов


Источник: nep2014.ru