В генах древних жителей острова Пасхи не нашли южноамериканских следов.
Моа?и – так называются каменные монолитные статуи, которыми остров Пасхи известен в первую очередь. (Фото: Terry Hunt.)
‹ › Кто не знает каменные статуи с острова Пасхи – гигантские носатые изваяния, сделанные из спрессованного вулканического пепла? По поверьям местных жителей, в них заключена сверхъестественная сила предков первого короля острова Пасхи. Всего статуй известно около 900; считается, что их возвели между 1250 и 1500 годами н. э.
Но кто были эти люди, создавшие статуи, как они заселили остров? До ближайшего континентального побережья (Чили) – около 3,5 тыс. км, до ближайшего населенного острова – более 2 тыс. км. Благодаря Туру Хейердалу мы знаем, что проплыть по океану между Полинезией и Америкой можно на самодельном плоту. Вероятно, на острове Пасхи в свое время могли перемешаться популяции из Полинезии и Америки, а полинезийцы-путешественники могли заселить Америку. «Но вероятность – не доказательство», – говорит Ларс Ферен-Шмитц (Lars Fehren-Schmitz), профессор антропологии из Калифорнийского университета в Санта-Крузе.
Он и его коллеги решили поискать американские корни у древних аборигенов острова Пасхи с помощью палеогенетического анализа. Исследователи работали с фрагментами костей пяти людей, трое из которых жили на острове до его открытия европейцами в 1722 году, а двое – после. Однако, как ни странно, американских корней в останках не нашли.
В более ранних работах на эту тему удалось установить, что у современных жителей острова Пасхи есть генетическое родство с американскими индейцами. Тогда же возникло предположение, что американские гены были привнесены на остров между 1280 и 1425 годом. Но если верить новому исследованию, получается, что смешение в действительности произошло намного позже. Как отмечает Ферен-Шмитц, перемешиванию генов весьма способствовали рабство, китобойный промысел, массовый насильственный вывоз аборигенов и другая деятельность европейцев – потому сегодня мы и видим генетику местных жителей острова такой, какая она есть.
В статье в Current Biology говорится, что с 1722 по 1862 год остров Пасхи и другие острова Полинезии посетили, по крайней мере, 53 корабля из Америки и Европы. А сколько раз сюда приплывали незадокументированные судна, можно только гадать. Китобои, которые останавливались на островах в поисках еды и лёгкой наживы, обычно несли на своём борту весьма разношёрстную публику. В состав бортовой команды очень часто входили туземцы из Южной Америки, которые вполне могли оставаться жить на острове Пасхи.
Однако самое серьезное вмешательство в генетику жителей острова Пасхи случилось позже. В 1860-х годах перуанцы совершали налеты на полинезийские острова, похищая местных жителей и продавая их в рабство. В 1884 году Перу принудили освободить тех полинезийцев, которых тут держали, и отправить их обратно. Но выжили на обратном пути очень немногие, и их в итоге высадили на остров Пасхи – так здесь оказались люди из других мест. Мало того, вместе с освобожденными полинезийцами на остров завезли оспу, которая выкосила местное население, уже и так пострадавшее от завезенных европейцами инфекций, таких как туберкулёз и венерические заболевания. В живых остались всего около 100 человек.
Критическое уменьшение численности порождает эффект бутылочного горлышка, хорошо известный популяционной генетике. Эффект заключается в том, что когда популяция восстанавливает свою численность, в ней распространяются те гены, которые были у выживших. Выжить могли особи с такими вариантами генов, которые в прежней популяции были достаточно редкими – значит, сейчас такие редкие гены будут активно распространяться. В результате генетическая структура популяции меняется. И если раньше на острове Пасхи южноамериканских генов было немного, то после прохода сквозь бутылочное горлышко их частота легко могла возрасти до нынешних 5–6 %.
В дальнейших исследованиях группа Ферен-Шмитца собирается определить более точно, когда произошел приток южноамериканских генов и откуда именно эти гены родом. Также исследователи собираются изучить генетику древних народов с других полинезийских островов, если удастся найти подходящие образцы. По словам Ферен-Шмитца, технологический прогресс, случившийся за последние пять лет, позволяет работать с образцами, на которых раньше сразу ставили крест. Богатый материал для применения новых технологий представляют собой старые музейные коллекции – например, сейчас образцы для исследования брали из останков, которые были раскопаны ещё в 1980-х и хранились в музее «Кон-Тики» в Осло.
Источник: www.nkj.ru