Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов
Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить
и умереть в зоне сейсмической активности

Стихия

Землетрясение, Извержения вулканов, Ледяной дождь, Лесные пожары, Ливни, Наводнения, Огненный смерч, Паводок, Смерчи (Торнадо), Тайфуны, Тектонический разлом, Ураганы, Цунами, град, ледоход

Вулканы

Авачинский, Бромо, Булусан, Везувий, Иджен, Йеллоустоун, Карымский, Килауэа, Ключевская Сопка, Мерапи, Невадос-де-Чильян, Питон-де-ла-Фурнез, Сабанкая, Тавурвур, Толбачик, Турриальба, Фуэго, Хурикес, Шивелуч, Этна

Тайфуны

Тайфун Нору

Наводнения

Наводнение в Приморье

Районы вулканической активности

Вулканы Камчатки, Вулканы Мексики, Курилы

Грязевые вулканы и гейзеры

Локбатан

Природа

Вулканы, Изменение климата, Красота природы

Наука

Археология, Вулканология

Наша планета

Живая природа, Спасение животных

Ураганы

Тайфун Мэттью, Ураган Ирма, Ураган Харви, ураган Мария

Районы сейсмической активности

Землетрясение в Италии, Землетрясение в Китае, Землетрясение в Турции

Солнечная система

Венера, Марс, Меркурий, Планета Земля, Плутон, Сатурн, Юпитер

Космос

экзопланеты

Астрономические события

Лунное затмение, Метеориты, Противостояние Марса, Суперлуние

Антропогенные факторы

Климатическое оружие

Землетрясения

Прогноз землетрясений

2017-10-26 09:00

На Ветлуге раскопали древнее судно

На Ветлуге раскопали древнее судно

Размеры и возраст находки поражают воображение

Вторая экспедиция к обнаруженным на берегах Ветлуги останкам древнего судна подтвердила и опровергла данные проведенного учеными георадарного исследования. Скрытая несколькими слоями песка находка действительно является уникальным сохранившимся до наших дней памятником деревянного кораблестроения, но она гораздо больше, чем предполагалось.

 

А это значит, что найденная лодка с большой вероятностью является легендарной беляной, предназначенной для перевозки леса. Родиной беляны считаются Красные Баки, где их строили огромными. Но ходили по Ветлуге и суда поменьше. Одно из таких, вероятно, и обнаружено на ее берегах.

Провидение на стороне ученых

Первая экспедиция состоялась около года назад. Произвести масштабные раскопки тогда не удалось, но даже беглый осмотр показал, что объект сделан топором, без использования пилы, то есть является очень древним, а проведенное следом георадарное исследование выявило, что в ширину сооружение достигает восьми, а в длину – около 32 метров. Стало ясно, что под землей находится нечто, представляющее большую историческую ценность.

Одновременно пришло понимание, что извлечение, сохранение и музеефицирование памятника будет стоить недешево. Казалось бы, не перевелись еще на нижегородской земле меценаты, которым небезразлична история родного края, да и местные государственные мужи должны были обратить внимание, но... Ответом на многочисленные запросы было в лучшем случае молчание.


Подмога пришла откуда не ждали. В феврале текущего года Госдума приняла поправки в законодательство, одна из которых писана как по заказу нижегородских ученых. Деревянные суда, найденные под землей или под водой, были признаны археологическими объектами с правом на государственное финансирование раскопа. Правда, при этом госсредства выделены не были. Тяжелую финансовую ношу взял на себя Нижегородский государственный историко-архитектурный музей заповедник.

Лето текущего года выдалось холодным и дождливым, поэтому вторую, на этот раз археологическую, экспедицию пришлось отложить. Дождь лил, уровень воды в Ветлуге держался аномально высоким, но к концу августа потеплело, и, наконец, в сентябре начались раскопки.

Верхний слой давался тяжело. За минувшие столетия судно занесло более чем полутораметровым слоем песка и земли, на котором выросла небольшая роща. Погода тоже не баловала, но, несмотря на трудности, работа продолжалась. А результат никак не наступал.

Экспедиция подходила к концу. До отбытия оставалось несколько дней. Археологами овладевало уныние, появились мысли о том, что отрицательный результат для науки тоже результат. Но когда уровень раскопа опустился близко к уровню воды, из песка начали появляться верхние части опруг. Настроение исследователей мгновенно улучшилось.

Удача улыбается

«Когда из-под земли показалась верхняя часть опруги днища, это был настоящий праздник, – рассказывает заведующий отделом истории Нижегородского государственного историко-архитектурный музея-заповедника, профессор Юрий Филиппов. – Затем одна за другой стали появляться и другие конструкции. Каково же было наше удивление, когда мы увидели, насколько широко они расходятся в стороны и уходят далеко под место, которое даже не планировалось нами под раскопки. Опираясь на новые данные, были сделаны предварительные расчеты, согласно которым длина судна составляет около 45, а ширина – примерно 12 метров».


Археологи размыли деревянные конструкции мотопомпой, и они «заиграли». Оказалось, что в найденном судне применялась как крепеж укосина, которая в русской традиции использовалась для украшения матицы – потолочной балки в доме. Но главное, выяснилось, что все останки несут на себе следы пожара. Картину дорисовало воображение – построенная в Ветлуге беляна сгорела в результате неаккуратного обращения с огнем во время шумной и веселой «отвальной».

Между тем работы вышли практически на уровень воды. Ученым оставалось поставить геометки, сделать зачистку и фотографирование раскопа, взять материал для исследования датировки – пока датой создания судна считается ориентировочно XVIII век – и законсервировать, то есть буквально закопать объект сырым песком, который бережно его хранил в течение стольких лет. Но перед рекультивацией раскопа археологи при помощи металлического щупа, «вслепую», наметили контуры днищевых конструкций, которые находятся ниже уровня воды. Это было проделано в условиях начинающегося осеннего паводка – вода в Ветлуге стала снова прибывать, и пришлось даже строить защитную дамбу.

Третья экспедиция станет решающей. Ценность судна ясна. Продолжать исследовательские раскопки нет смысла. Теперь необходимо извлечь находку и доставить ее в Нижний Новгород в качестве музейного экспоната. Для этого нужны деньги и осознание региональными властями ценности найденной беляны. В настоящее время это единственный хорошо сохранившийся памятник русского деревянного судостроения, найденный в русле реки.



Источник: nn.mk.ru