Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов
Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить
и умереть в зоне сейсмической активности

Стихия

Землетрясение, Извержения вулканов, Ледяной дождь, Лесные пожары, Ливни, Наводнения, Огненный смерч, Паводок, Смерчи (Торнадо), Тайфуны, Тектонический разлом, Ураганы, Цунами, град, ледоход

Вулканы

Авачинский, Бромо, Булусан, Везувий, Иджен, Йеллоустоун, Карымский, Ключевская Сопка, Мерапи, Мутновский, Невадос-де-Чильян, Ньирагонго, Питон-де-ла-Фурнез, Сабанкая, Толбачик, Турриальба, Фуэго, Хурикес, Шивелуч, Этна

Тайфуны

Тайфун Нору

Наводнения

Наводнение в Приморье

Районы вулканической активности

Вулканы Камчатки, Вулканы Мексики, Курилы

Грязевые вулканы и гейзеры

Локбатан

Природа

Вулканы, Изменение климата, Красота природы

Наука

Археология, Вулканология

Наша планета

Живая природа, Спасение животных

Ураганы

Тайфун Мэттью, Ураган Ирма, Ураган Харви, ураган Мария

Районы сейсмической активности

Землетрясение в Италии, Землетрясение в Китае, Землетрясение в Турции

Солнечная система

Венера, Марс, Меркурий, Планета Земля, Плутон, Сатурн, Юпитер

Космос

экзопланеты

Астрономические события

Лунное затмение, Метеориты, Противостояние Марса, Суперлуние

Антропогенные факторы

Климатическое оружие

Землетрясения

Прогноз землетрясений

2017-10-08 13:36

На колесах в броне на Эльбрус

Эти горные вершины не для праздных путешествий. Обычно на такую высоту забираются лишь поклонники экстремальных видов спорта. 5 642 м, высочайшая точка континента – гора Эльбрус, расположенная на российском Северном Кавказе. Впервые в истории российской армии рубежи, доступные только профессионалам-альпинистам, покорила военная автомобильная техника.

О том, как армейские грузовики и бронеавтомобили шли к своему рекорду, как выдержали этот экзамен горами люди и машины, расскажет журналист Алексей Егоров в очередном выпуске программы «Военная приемка» на телеканале «Звезда».

Здесь вам не равнина…

Это не просто автомобили – это полноценные броневики, тяжелые тягачи, в общем, транспорт «особого назначения». Вес самой легкой из машин превышает десять тонн. Нынешний поход, организованный Научно-исследовательским центром Минобороны России, оказался одной из самых сложных автоэкспедиций, хотя до этого были и берег Северного Ледовитого океана, и экстремальные испытания на полигонах, и гонки по пустыне. И все же восхождение на Эльбрус не идет ни в какое сравнение с предыдущими путешествиями. Ведь здесь не просто не было дорог – здесь от нехватки кислорода задыхались и люди, и моторы, здесь экстрим порой был на грани жизни и смерти...

Вызов высочайшей точке Европы бросили два десятка военных автомобилистов. От подмосковных Бронниц, где находится Научно-исследовательский центр, до Эльбруса колонна шла две недели. Зачем этим тяжеловесам подобные тесты? На самом деле покорение горных вершин – это самый сложный экзамен, который только можно придумать для автотехники. Каждый узел ходовой части, колеса, моторы, корпуса перенесли во время испытания не просто максимальные – запредельные нагрузки. И если эти машины справились с подобной задачей, значит, они выдержат любые сложности в процессе своей будущей эксплуатации.

Старший нынешний экспедиции подполковник Михаил Сибиляев перед началом покорения горного этапа призывает личный состав обеспечить максимальное соблюдение мер безопасности. Всегда быть на связи, работать только по команде, самостоятельно не останавливаться. Чтобы начать подъем на Эльбрус, техника въезжает на горнолыжную трассу. Этот склон – единственно возможный путь наверх для автомобилей.

…Здесь климат иной

Поляна Азау, откуда стартовала группа, – уже высокогорье, 2 300 м над уровнем моря. Недостаток кислорода даже здесь заметно влияет на самочувствие экипажей. Ощущаются слабость, головокружение. Неслучайно за день до выезда был организован тренировочный выход, где автомобилисты пешком поднялись на высоту 3 100 м. На следующий день машинам пришлось взбираться по склонам, больше напоминающим узкоколейку на краю пропасти. Водитель не имеет права отклоняться от накатанной снежной колеи, чтобы не рухнуть вниз. А Михаил Сибиляев предупреждает: за подъемом последует еще и спуск, а это не менее сложно.

На маршруте неожиданно сдался самый легкий из внедорожников – УАЗ. Впрочем, машина подтвердила свои способности, ведь по паспорту она не должна подниматься выше 3 000 м, а она дошла до 3 100 м. Тем временем колонна выходит на участок, где крутизна склона достигает критической отметки в 30 градусов. К счастью, эта цифра уже была опробована на испытаниях. А вот к закипанию охлаждающей жидкости в двигателе одной из машин никто оказался не готов. Колонна встала прямо на склоне, ожидая, пока мотор остынет. К счастью, серьезной неисправности не возникло.

На пути к Эльбрусу экспедиция встретила местных спасателей. Те предупреждают: гора коварная, только в этом году здесь погибли девять альпинистов. Спасатель Азнаур Непеев отмечает: «Погода в этих местах очень переменчивая. В любой момент может случиться так, что она испортится». Кстати, местные весьма скептически относятся к перспективам военных автомобилистов подняться выше 3 800 м. Там – уже лед.

Кто здесь не бывал, кто не рисковал…

Эти места – уникальная высокогорная зона для испытаний автомобильной техники, аналога которой нет ни в одной из стран НАТО. В Европе самая высокая дорога доходит до высоты 3 392 м. Кстати, при советской власти автомобильные экспедиции ходили даже на Памир. Правда, там речь шла либо об обычных грузовиках, либо вообще о легких машинах. А чтобы на горные кручи взбирались тяжелые броневики – об этом и мысли не возникало.

Колеса машин пришлось немного спустить: это позволяет цепляться за ледник. По словам подполковника Михаила Сибиляева, предыдущие экспедиции достигали высоты 3 800 м, но нынешняя должна покорить все четыре тысячи. Правда, в этих местах нет даже признаков дорог. И все же броневики едут, проходят «каменные трассы».

Интересно, что все время восхождения за колонной наблюдали местные спасатели. Дело в том, что, хотя Эльбрус и является популярным курортом – зимой здесь катаются горнолыжники, а летом на вершины поднимаются экстремалы, – увидеть подобный поход в исполнении тяжелых машин никто не ожидал. При этом испытывается не только колесная техника. Например, свой участок сложного маршрута прошел армейский бронетрактор весом 18 т, предназначенный для расчистки завалов во время городских боев. Как сообщил начальник отдела ЦНИИ инженерных войск Олег Иванюшенко, КДБМ – колесная дорожная бронированная машина – в рамках испытаний прошла проверку работоспособности в условиях высокогорья. «Машина показала свою работоспособность на высоте три тысячи метров, – отмечает представитель института. – В рамках проверки мы провели расчистку дороги от камней и от насыпи, которые образовались после летних дождей. Совместили проверку нашей техники в реальных условиях высокогорья и сделали добро людям – обеспечили проход к обсерватории на высоте 3 100 м».

…Тот сам себя не испытал

На Эльбрус идут все члены экспедиции. Все, кто ранее прошел в этом походе и пустыню, и жару, и песок. Автомобиль БАЗ, грузовая платформа «Торнадо», броневик «Тайфун-У». При этом испытывается не только техника, но и снаряжение. Например, в этих горах был протестирован аварийный запас для экипажей. Раньше ничего подобного в нашей армии не было, водителям выдавали разве что обычный сухпаек. Сейчас личный состав получает специальные наборы, сравнимые по содержимому, пожалуй, с питанием космонавтов. Кроме того, экипажи экипируются в специальные костюмы, в которых можно лежать на снегу, получают теплые бахилы, нож, а также новинку – электрическое термобелье. Правда, прежде чем попасть в войска, этот комплект пройдет еще десятки испытаний. И нынешний поход – один из таких этапов.

Последний рубеж похода – высота 4 500 м. Сюда поднимается один из участников экспедиции – армейский снегоход. Это абсолютно стандартный образец, который поступает в войска. Подполковник Сергей Золотарев выводит его на старт. В некоторых местах склон настолько крут, что буксует даже снегоход. Пределом для этой техники оказалась высота 4,5 км. И это – абсолютный рекорд экспедиции, на такую высоту наша техника еще не поднималась. Машины, которые приняли участие в походе, длившемся целый месяц, сделали невозможное, показав в итоге, на что они способны. А способны они, как выясняется, практически на все.