АРХЕОЛОГИЯ БЕЛОРУССИИ. 2017год.
В Полоцке ведутся масштабные археологические раскопки.
МОНЕТЫ, ГАЛЕРЕИИ ФРЕСКИ: МАСШТАБНЫЕ РАСКОПКИ ПРОХОДЯТ ВОЗЛЕ ПРЕОБРАЖЕНСКОЙ ЦЕРКВИ В ПОЛОЦКЕ
Археологи обнаружили, что древняя Спасо-Преображенская церковь в Полоцке была гораздо шире. Во время раскопок у южной стены храма найден фундамент XII века.
Реставрационные работы продолжаются и внутри церкви, там почти полностью восстановлены фрески времён Евфросинии Полоцкой.
Средства на завершение работ в этом году выделены из фонда Президента по поддержке культуры и искусства. Сантиметр за сантиметром – и всё вручную.
За два месяца просеяны горы грунта.
Впервые масштабные археологические раскопки ведутся у стен самого древнего храма Беларуси.
Обнаружено более полусотни артефактов: монеты, гвозди.
Главная находка – огромные валуны, которые являются частью фундамента храма. Два года назад учёные наткнулись на строительную кладку в стороне от основной стены.
Догадки, что храм был гораздо шире, наконец, подтвердились. Алексей Коц, преподаватель кафедры истории и туризма Полоцкого государственного университета:
«Мы видим не то, что на самом деле сохранилось на поверхности. Это не то, что было придумано преподобной Евфросинией. Храм был другим. И наши раскопки подтверждают это».
Ширина пристройки составляет три метра, а вот какой была высота, учёным ещё предстоит установить.
Также предстоит воссоздать древние росписи. Их обнаружили на фрагментах стен.
Внутри храма уникальные фрески удалось восстановить почти полностью. Реставраторы закончили работу в главном зале и перебрались в узкие лестничные проходы.
За всю историю древний храм расписывали трижды.
Первый раз это было во времена Евфросинии Полоцкой.
Затем в XVIII и XIX веках.
Чтобы сохранить уникальное художественное наследие, учёные и придумали специальный метод расслоения фресок. Эту живопись сегодня можно увидеть в выставочном зале художественной галереи Полоцка.
Для сохранения фресок XII века в древнем храме создан специальный климат-контроль.
Евгений Торшин, старший научный сотрудник Эрмитажа (г. Санкт-Петербург): «Это общее достояние для всех. Здесь мы не только получаем уникальную информацию, здесь апробируют многие методы реставрации и научные работы. Мы сами стараемся собрать здесь международный коллектив».
Для учёных ценность представляет не только настенная живопись, но и автографы.
Инна Калечиц, доцент кафедры Белорусского государственного педагогического университета им М. Танка: «Год письменности мы празднуем. И если взять этот храм, то не только фресками он знаменит, но и как памятник письменности. Нет больше по датировке более ранних надписей, чем здесь. И в таком большом количестве».
Храм, построенный по велению Евфросинии Полоцкой, признан жемчужиной древнебелорусского зодчества.
Сейчас в Спасо-Преображенской церкви работают художники-реставраторы, геологи и архитекторы. Все собранные научные сведения лягут в основу окончательного проекта реконструкции церкви XII века.
«До работы в этом храме нам казалось, что все известно» - говорит Иван Сарабьянов.
- Покажете, что больше всего впечатляет вас? - залазим с Владимиром Дмитриевичем по узкой лестнице и лесам в ту часть храма, где Евфросиния, скорее всего, жила. Садимся рядом с ее кельей.
- Здесь все впечатляет, - реставратор в отличие от меня забирается быстро и ловко, по пути доставая занозу из пальца.
- Почему?
- XII век - период расцвета церковной культуры и искусства во всем мире, и в Византии в первую очередь. На Руси интенсивно строят церкви. И что сохранилось от этого XII века?
Нам известно, что в Полоцке было в то время около десятка церквей. Но чтобы церковь стояла на своем месте, не перестраивалась - большая редкость. До нас дошли крохи, остатки того великого, что было раньше. А здесь храм, который сохранил с минимальными изменениями всю свою архитектуру и роспись. До работы в этом храме нам казалось, что все известно, мы все раскрыли, все знаем. И вдруг раскрывается вот это чудо из чудес: сохранилась вся роспись снизу и доверху за исключением самых небольших утрат. Абсолютно уникальное явление не только для Древней Руси, но и для других центров цивилизации.
«Масляную запись снимаем скальпелем, как шкуру»
- Масляные краски, которыми закрыли фрески, не испортили их?
- С одной стороны, подпортили. С другой - масляная краска оказалась консервантом для этой живописи. Что обычно происходит?
Штукатурка, на которой написана фреска, со временем начинает отслаиваться от стен. Образуются пузыри, и раньше их просто сбивали. Поэтому до нас росписи всегда доходят во фрагментах. Здесь очень качественная штукатурка. Мастера ее делали, что называется, на века. На небольшие утраты не смотрите - вы не представляете себе, как бывает в других местах, где мы реставрировали: там прикоснуться нельзя, все тут же рассыпается.
«Мы раскрыли памятник самой Евфросинии»
- Что вы почувствовали, когда увидели, каким храм был в XII веке?
- Это какое-то откровение. И каждый день преподносит что-то новое. Вся живопись невероятно насыщена мыслью. Она абсолютно нестандартная, ее сразу не прочтешь. Тут есть большое количество сопровождающих текстов, КОТОРЫЕ МЫ НЕ УМЕЕМ ЧИТАТЬ. Перед нами открывается какой-то невероятный мир...
- Евфросиния сама приглашала сюда художников?
- А как же! Она пригласила этих художников, она их выбрала. Я думаю, что это были греки. Большая часть композиций имеет СЛАВЯНСКИЕ ПОДПИСИ. Интересно, что они выполнены не художниками. Есть необычайно корявые подписи. А есть надписи - особенно на свитках, - которые сделаны четкой и твердой рукой. Создается ощущение, что это делал переписчик книг.
А кто тут был главный переписчик книг?
Она. Не исключено, что это она и делала надписи своей рукой. У меня есть такая догадка, которая ничем не подтвердится. Я приводил сюда филологов, говорят, что это точно рука переписчика книг - настолько все четко поставлено, как на печатной машинке...
Настолько нестандартные сюжеты и темы, что просто диву даешься. Когда нам говорят, что она ПРОСВЕТИТЕЛЬНИЦА, это воспринимается как часть жития о ней, легенды о ней.
Эти фрески подтверждают, что она была невероятно начитанным человеком, настоящей книжницей. Пыталась донести это до ближних и, возможно, несколько перестаралась - настолько все эти сюжеты сложны. Когда она была жива, конечно, всем, кто приходил, объясняла, что и где изображено, но когда ее не стало, это все забылось - настолько сложно. Вот просветительская деятельность - она перед нами. Мы раскрыли ей памятник.
Иван Сарабьянов восполняет утрату штукатурного основания там, где участок фрески утрачен навсегда. Фреска останется в таком же виде, ее категорически нельзя дорисовывать. Максимум - выкрасить вставку в чуть более теплый колер, чем оттенок штукатурки.
- Считается, что, пока на нашей земле есть крест, с Беларусью ничего не случится. Крест исчез в 1941 году. На алтаре храма хранится его копия. Может, с нами ничего не станет, пока есть храм?
- Наверное, храм помасштабней креста. Крест появился, когда все это уже существовало. Храм никуда не унесешь, в карман не положишь. Нам нужно его только беречь.
- Раскрытые фрески живут бесконечно?
- Если не нарушать режимы, следить, чтобы не протекала кровля, чтобы не гнил фундамент, все сохранится еще тысячелетия. Фреска - это вечная технология, ее только человек может испортить небрежным отношением.
Если их бесконечно тереть - сотрутся. Сюда толпы приходят, конечно, хватают руками, сколько их ни проси не дотрагиваться. Надо как-то оберечь и придумать систему, которая не позволит людям прикасаться к фрескам...
ЕВФРОСИНИЯ ПОЛОЦКАЯ (Предслава) - княжна, дочь витебского князя Святослава Всеславича. Точная дата рождения неизвестна - предположительно между 1101 и 1105 годами. Евфросиния с детства любила литературу.
В 12-летнем возрасте приняла монашеский постриг, поселилась в келье у полоцкого Софийского собора. Там занималась переписыванием книг на заказ - невиданное в то время дело для женщины. Заработанные деньги отдавала на благотворительность.
Основала монастырь, заказала в 1161 году у ювелира Лазара Богши крест, который считается главной святыней Беларуси. Скончалась в 1173, во время паломничества в Иерусалим. Мощи Евфросинии были перенесены в Полоцк, в основанный ею монастырь, в 1910 году.
Портрет Евфросинии
- Фреска XIII века. Это ктиторский портрет - Евфросиния преподносит храм Богу. Здесь точно повторена архитектура этого храма, все его кокошники. И это первое и единственное изображение и храма и монахини. Она изображена еще не как святая, а как ктитор - основатель, создатель храма. В храме еще не было ее мощей, но была память о ней.
Во время реставрационно-археологических работ у южной стены Спасо-Преображенского храма Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря найдена печать (XII век) преподобной Евфросинии.
Печать двухсторонняя. С одной стороны - изображение преподобной Евфросинии Александрийской - патронессы преподобной Евфросинии Полоцкой. В одной руке у нее крест, другая - поднята в благословляющем жесте.
По словам доцента кафедры всеобщей истории и методики преподавания истории БГПУ имени Максима Танка, кандидата исторических наук Инны Калечиц, найденную печать можно атрибутировать как принадлежащую преподобной Евфросинии Полоцкой.
Ученый обратила внимание на надпись "Иефросинья" по обеим сторонам изображения.
"Когда пишется о самой преподобной Евфросинии Полоцкой - пишется "Офросинья", видимо, чтобы отличить. Офросинья - так, скорее всего, преподобную называли. По кругу шла надпись, которая должна была читаться как "Господи, помози рабе Своей Офросинье на многая лета". Остался только небольшой кусочек "на многая лета".
Остальная надпись и лик намеренно были испорчены каким-то специальным инструментом. Возможно, получился не очень удачный оттиск печати", - рассказала Инна Калечиц. С обратной стороны печати изображение Христа Спасителя "Пантократор", которое практически полностью совпадает с изображением, находящемся в Спасо-Преображенском храме Полоцкой обители на фреске.
"То есть это печать и преподобной, и печать монастыря", - добавила специалист.
Печать нашел ведущий научный сотрудник научно-реставрационного отдела Полоцкого историко-культурного музея-заповедника Александр Соловьев. Находку будут исследовать ученые разных специальностей.
"Это вислая печать, такие обычно привешивали к документам того времени, когда перевязывали, чтобы никто их не прочитал. Внутри пропускался шпагат. Печать была найдена в открытой этим летом гробнице-аркосолии", - рассказал Александр Соловьев.
Источник: vk.com