АРТЕФАКТЫ ПРОШЛОГО. НОВЫЕ НАХОДКИ КУРСКИХ АРХЕОЛОГОВ.
ГОЧЕВО.
Сезон археологических раскопок в самом разгаре. Пока позволяет погода, ученые исследуют территории древних поселений.
Сотрудники НИИ археологии Юго-Востока Руси изучают РАТСКОЕ ГОРОДИЩЕ под Курском, экспедиция областного археологического музея – Царский дворец в Гочево Беловского района.
«Монгольский город» возле Беседино
У села Беседино Курского района исследуется Ратское городище , где первые поселения появились еще до нашей эры. С каждым годом ученые открывают новые страницы прошлого нашего края.
– Активные работы идут с начала июля, – говорит директор НИИ археологии Юго-Востока Руси КГУ, доктор исторических наук Владимир Енуков.
– В этом сезоне у нас две основные задачи: посмотреть, что было внутри первой линии укреплений на селище, также продолжаем разведочные работы, чтобы определить западную и северо-западную границы комплекса. Это поможет проследить его развитие в динамике: что и когда из себя представлял комплекс, кто жил на этом месте, чем занимались люди...
О состоятельности жителей Ратского городища говорят найденные украшения: бусы, стеклянные браслеты, кольца...
Ратское городище – один из крупнейших археологических комплексов площадью порядка 50 гектаров – включает непосредственно городище (по площади около 5000 квадратных метров), несколько селищ, могильник...
Сложнее обстоят дела с курганами – разновидностью погребальных памятников. В свое время они были уничтожены. В этом плане Курской области «не повезло»: еще в советские времена каждый свободный участок плодородной земли обязательно распахивали. Поэтому на территории губернии осталось не так много курганов.
– Селище – это место, сохранившее следы древнего неукрепленного поселения (села, деревни), – поясняет Владимир Васильевич.
– На Ратском же городище мы встречаем части укрепительных сооружений, и это парадоксально!
Как утверждают ученые, впервые люди появились здесь еще в эпоху бронзы, затем в скифское время, когда возведено первое укрепление на городище.
Позднее, в IX–X веках в этом месте обосновались северяне, комплекс увеличился в размерах.
Существовал он и в древнерусское время.
В 1239 году городище было сожжено монголами. Но жизнь продолжилась – место облюбовали ордынцы.
В конце XIII – начале XIV веков здесь появился большой монгольский город.
– Только его укрепленная часть достигает площади порядка 19 гектаров, это очень много, – поясняет Енуков.
– В ходе наших исследований установлено: город с присутствием ордынской аристократии занимал площадь не менее 50 гектаров! Явление уникальное.
Результаты раскопок свидетельствуют о том, что в так называемом «монгольском мегаполисе» проживало довольно много состоятельных людей. Это подтверждают фрагменты поливной ордынской керамики, которую привозили издалека с других территорий. Пользовались такой посудой исключительно знатные люди. О состоятельности жителей Ратского городища говорят и найденные украшения: бусы, стеклянные браслеты, кольца...
Мужской перстень поражает размерами – судя по всему, принадлежал он настоящему богатырю!
– Еще при раскопках обнаружили долото, ножи, мотыгу, нательные крестики, которые были потеряны нашими далекими предками, – перечисляет Владимир Васильевич.
– Натолкнулись и на хранилище монгольского времени, по сути – погреб, превращенный в мусорную яму. Для нас, археологов, это милое дело! Именно там и нашли фрагменты ордынской керамики, в том числе парадной, украшения...
Встречаются хозяйственные ямы, в которых славяне хранили зерно, остатки жилых построек. Одна, к примеру, была сожжена, о чем свидетельствует внушительный слой углей. Конструкции разрушились, обрушились внутрь котлована и сверху были засыпаны. Больше эта постройка не использовалась.
Под властью ордынцев курский край находился более ста лет, пока в 60-х годах XIV века не был отвоеван у татар литовским князем. После этого на протяжении почти полутора веков Курск, как и все Северские земли, являлся составной частью могучего Великого княжества Литовского.
ГВОЗДИ, НАКОНЕЧНИКИ СТРЕЛ И... камни
Сотрудники областного музея археологии продолжают изучать Гочевский комплекс в Беловском районе. А именно – городище Царский дворец – цитадель древней крепости, защищавшей поселение от иноземцев.
Возведен пограничный замок был, предположительно, в 60-е или 70-е годы XIV века, когда курские земли перешли под юрисдикцию Великого княжества Литовского. Построили его буквально за пару лет – ранее при исследовании вала ученые нашли следы лишь одного весеннего размыва грунта. Спешка возведения крепости объяснима – нападение было еще в ходе строительства. Об этом можно судить по наконечникам стрел, впившихся в нижние венцы бревен укрепления с внешней стороны.
Каждая находка будет тщательно изучена
Сейчас археологи исследуют внушительную сгоревшую постройку: приблизительно 5 на 7 метров.
«Весьма большое для того времени 2- или 3-этажное строение, – говорит директор областного музея археологии Геннадий Стародубцев.
– Точно сможем сказать только после детального изучения».
Строение погибло в пожаре при штурме крепости в 1-й половине XV века.
«На верхнем этаже здания находилась глинобитная печь, которую использовали для обогрева помещения, – продолжает Геннадий Юрьевич.
– Когда деревянные перекрытия перегорели, она рухнула в цокольный этаж и рассыпалась на части. Помимо фрагментов печи, находим множество железных гвоздей, использовавшихся при строительстве. В слое пожара также обнаружили два наконечника стрел, нательный крестик, ордынскую монету. Наше исследование не богато на предметные находки, что вполне объяснимо – здесь располагался гарнизон защитников крепости, которые вряд ли носили украшения. К тому же после штурма все, что представляло хоть какую-нибудь ценность, растащили мародеры».
Сотрудники областного музея археологии продолжают изучать Гочевский комплекс в Беловском районе.
Археологи обратили внимание на большое число камней разного размера. «Это легко объясняется, – замечает Стародубцев.
– Щели между бревнами с внешней стороны были заделаны глиной с добавлением кварцитов и мергеля. Таким образом укрепляли здание, превращая его в мощное оборонительное сооружение».
Монеты и серебряные пластины уже отправлены на исследование, керамика и наконечники стрел собраны в полевом лагере, а контуры древней литовской крепости можно перенести только на чертежи. Завершается очередной сезон раскопок в Гочево. Это один из самых известных археологических памятников в наших местах.
Здесь была городская власть.
- Серебряные пластины были вырезаны грубо ножницами и приклепаны к чему-то железными заклепками.
Пришла другая власть. И кого не вырезала, того сожгла.
- Каменюки лежат - целый слой. Когда она сгорела, все это рухнуло. И камни рассыпались.
Речь про крепостную печь. Согревавшую гарнизон.
Период междоусобных войн в Литве - это наше...
Если не все, то многое - полтора века, начиная с середины XIV.
Геннадий Стародубцев, директор Курского областного государственного музея археологии: «В 60-70-е годы эта территория отошла к Великому княжеству Литовскому - неслучайно здесь начинается строительство крепости. Внутри укрепления размеры цитадели составляли где-то 20 на 40 метров».
Административный язык в Литовском княжестве - русский.
Время - вполне себе ордынское, деньги - всякие.
- Данг хана Булада 1410-1412 годов.
Найденные в Гочево монеты позволяют датировать время падения крепости началом XV века.
В XXI грянула гроза: лагерь археологов устоял, а воду из раскопа вычерпывали сутки. Можно представить, сколько людей потребовалось 600 лет назад, чтобы насыпать площадку для крепости. В этих отвалах встречаются находки гораздо более ранних времен: когда эти горшки бросали в строймусор, расстояние от гончара до Литвы было больше, чем от нас до Петра.
Александр Зорин, главный хранитель фондов Курского областного государственного музея археологии: «Фактически перед нами полная форма сосуда: есть его профиль - можно восстановить...
- Реконструировать.
- Да, и увидеть, каким он был на самом деле.
Нательный крестик каменный с такой маленькой тоненькой дырочкой. К сожалению, сейчас мы с ходу датировать его не можем - будем заниматься, вернувшись в музей».
Из века неопознанного - назад в Литву. Главная постройка крепости - действительно дворец. По старорусским понятиям. Пять метров на...
На сколько, пока не ясно: семь раскопано, остальное придется выяснять через год. По всей площадке городища - никаких гвоздей. Начали копать главный корпус - и вот! - на все вкусы: большие железные, маленькие бронзовые...
Геннадий Стародубцев, директор Курского областного государственного музея археологии: «Причем бронзовые с фигурными шляпками, вероятно, использовались для каких-то там обивочных работ».
Это роскошь - как «золотой унитаз» сегодня - не обязательно, но дорого и престижно. Да и многоэтажность постройки - свидетельство власти. Просуществовала она лет 50. Два поколения. Погибла героически. Подавляющее большинство убитых - мужчины от 25-ти до 45-ти.
Прошлогодние находки уже исследованы антропологами. У многих на костях следы оружейных травм. Которые успели зажить. Значит, перед страшным финалом защитники крепости из года в год рубились с такими же, как они, храбрыми воинами.
В надежде удержать под собой землю литовскую, «трудовое крестьянство» русское, контроль за дорогами и торговыми сборами.
В те времена в каждом гнезде сидел свой «коршун» и точил стрелу. Вильчатые - на птицу.
И всем привычные - на человека.
Иллюстрации к статье - «История Курска в находках». Курский археологический музей.