Во введении к «Повести временных лет» отмечено, что кривичи занимали Смоленское Поднепровье и верховья Волги и Западной Двины.
Однако есть основания считать, что указанная область не охватывала всей территории расселения кривичей.
В «Повести временных лет» под 862 г. сказано, что «перьвии насельници... в Полотьски кривичи» ;
полотские князья в Ипатьевской летописи под 1140 и 1162 гг. и в Воскресенской летописи под 1129 и 1162 гг. названы кривичскими.
Из летописной легенды о призвании варягов можно догадываться что и Изборск был кривичским городом, а в Архангелогородском летописце сохранилось прямое известие об Изборске - городе кривичей.
Таким образом, судя по письменным документам, кривичи занимали те области, где впоследствии образовались Смоленская, Полоцкая и Псковская земли. Как раз на всей этой территории известны своеобразные погребальные памятники второй половины I тысячелетия н. э.- длинные курганы, которые большинством исследователей (начиная с А. А. Спицина) рассматривалась как кривичские.
Определение длинных курганов как погребальных памятников кривичей в этих исследованиях основано на совпадении археологической области расселения кривичей с летописной.
Но не все исследователи считают возможным относить эти памятники к кривичским, а некоторые даже оспаривают их славянскую принадлежность.
Так, сам А.А. Спицин, несколько раз возвращаясь к вопросу о длинных курганах, высказывал противоречивые мнения. Обнаружение единичных длинных курганов вне основной территории расселения кривичей позволило А.А. Спицыну отнести эти погребальные памятники к финскому населению восточной Европы.
В 1928 г. А.А. Спицын, подводя итоги изучения длинных курганов, подчеркивал распространение их в «старом кривичском районе», но вместе с тем отмечал, что «культура длинных курганов литовская».
Ю.В. Готье рассматривал длинные курганы как погребальные памятники литовского племени. В последние годы в связи с находками в длинных курганах Смоленщины украшений, сходных с предметами украшений латгальских могильников, высказываются сомнения в возможности отнесения этих курганов к славянскому населению. Поэтому в настоящей работе следует прежде всего рассмотреть еще раз вопрос об этнической принадлежности населения, оставившего длинные курганы.
Абсолютное большинство длинных курганов находится в составе могильников, включающих круглые курганы древнерусского времени, славянская принадлежность которых не может вызывать никаких возражений.
В настоящее время длинные курганы известны в 317 могильниках, в том числе совместно с древнерусскими круглыми курганами - в 283 могильниках. Могильники, состоящие исключительно из длинных курганов, единичны и расположены в основном вне первоначальной области расселения кривичей.
Эволюционная связь длинных курганов с бесспорно кривичскими круглыми курганами с трупосожжением ярко подчеркивается при изучении ДЕТАЛЕЙ ПОГРЕБАЛЬНОГО ОБРЯДА.
Как в круглых, так и в ддинных курганах остатки трупосожжения (сожжение и в том и о другом случаях совершалось на стороне) помещались или в погребальных насыпях, или в неглубоких ямках под курганными основаниями.
Зольно-угольная прослойка, характерная для длинных курганов Псковщины, связывает эти памятники с круглыми курганами IX-X вв., с трупосожжениями, и с псковскими курганами XI-XIII вв. В основаниях этих курганов всегда имеется такая же прослойка. Ритуальные кострища под отдельными погребениями в длинных курганных насыпях Смоленщины и Полотчины связывают эти памятники с кривичскими круглыми курганами тех же областей, в которых подобные кострища обычны как при сожжениях IX-X вв., так и при трупоположениях XI в., в том числе и с теми, где найдены браслетообразные височные кольца с завязанными концами, характерные для кривичей.
Эволюционная связь ДЛИННЫХ КУРГАНОВ с КРУГЛЫМИ КУРГАНАМИ кривичей показана на таблице.
Цифры показывают, во скольких могильниках тот или иной тип погребения встречен с соответствующими типами погребения и с браслетообразными височными кольцами с завязанными концами.
Связь длинных курганов с кривичскими круглыми курганами прослеживается и на керамическом материале.
Близость керамического материала ранних длинных курганов с керамикой длинных курганов VIII- IX вв. несомненна. Керамика же длинных курганов VIII - IX вв. очень похожа на лепные сосуды, происходящие из кривических круглых курганов с трупосожжениями IX - X вв. Вместе с тем, керамика длинных курганов СУЩЕСТВЕННО ОТЛИЧАЕТСЯ от керамики, происходящей из балтийских и финских археологических памятников того же времени.
Чаще всего остатки трупосожжений, помещенные и в длинных, и в круглых курганных насыпях, не сопровождаются вещами, а если и встречаются мелкие единичные предметы, то они в большинстве случаев расплавлены на погребальном костре.
Материальная культура населения, оставившего длинные курганы и круглые курганы с трупосожжениями, по существу не может быть охарактеризована в отдельных деталях.
ИСКЛЮЧЕНИЯМИ являются некоторые длинные курганы Смоленщины и Полотчины, в которых встречены вещи, не побывавшие в огне, отличные от материала других длинных курганов и имеющие аналогии среди латгальских древностей конца I тысячелетия н. э.
Эта особенность отдельных погребений смоленских и полоцких длинных курганов находит объяснение ПРИ РАССМОТРЕНИИ ИСТОРИИ КРИВИЧЕЙ второй половины I тысячелетия н. э. и будет рассмотрена ниже.
Вторым ВАЖНЕЙШИМ ВОПРОСОМ в изучении длинных курганов является ХРОНОЛОГИЯ этих памятников. Датировку длинных курганов трудно определить из-за малого количества вещевого материала. Особенно трудно установить начальную дату сооружения этих погребальных насыпей. Верхняя дата существования длинных курганов, т. е. время перехода от захоронений в длинных курганах к погребениям в круглых курганах, не вызывает возражений и определяется всеми исследователями концом VIII-IX вв..
До недавнего времени начальная дата сооружения длинных курганов определялась VI в. С.А. Таракановой была сделана попытка перенести начальную дату захоронений в длинных курганах ко II-III вв. н. э., что никак нельзя признать убедительным, так как построения автора в данном случае методологически ошибочны .
Для определения первоначального времени сооружения длинных курганов следует рассмотреть скудный вещевой инвентарь древнейших погребальных памятников этого типа. Небольшие круглые выпуклые бронзовые бляшки (бляшки-скорлупки) являются наиболее характерными предметами древнейших длинных курганов.
Для каменных могильников Эстонии и северной Латвии характерны бляшки несколько иного типа. Но, вместе с тем, в некоторых каменных могильниках найдены и единичные экземпляры бляшек-скорлупок типа длинных Курганов. Исследователь каменных могильников Эстонии М.X. Шмидехельм рассматривает эти находки как свидетельство наличия связей между племенами эстов и кривичей.
Каменные могильники Эстонии датируются I-VI вв. н. э. и характеризуются коллективным способом погребения, что не допускает точной датировки инвентаря. Бляшки-скорлупки не найдены в оградах каменных могильников, относящихся к первому периоду существования этих памятников. Так, в могильнике «В» в Ябара в оградках I-III, относящихся к первому периоду существования могильника, бляшек-скорлупок не встречено.
Такие бляшки обнаружены в оградке IV, использовавшейся для погребений начиная с конца II в. до конца IV в. и в более поздних восточных оградках VII и VIII, последние захоронения в которых относятся к началу VI в. Таким образом, наиболее поздней датой бляшек-скорлупок, судя по материалам эстонских каменных могильников, является VI в., но так как эти бляшки были встречены в оградке IV, захоронения в которой прекратились в IV в., в целом дату этих предметов нужно определить IV-VI вв. В более поздних погребениях при балтийско - финских племен бляшки-скорлупки НЕИЗВЕСТНЫ, как, впрочем, и в длинных курганах в комплексах с вещами моложе VI в.
Также к середине I тысячелетия н. э. относятся находки бляшек другого типа. Это - колпачкообразные бляшки с широкими закраинами и с припаянным стерженьком, расклепанным на противоположном конце. Бляшки подобного типа были найдены при раскопках городища Березняки (IV - начало VI в.) и в погребениях III - IV вв. на Борковском могильнике .
Бронзовые пинцетки - туалетные пружинные щипчики с широкими лопастями, покрытыми гравировкой, найдены в длинных курганах в юго-восточной Эстонии и в верховьях Западной Двины . Подобные инструменты имеют довольно широкий хронологический диапазон и известны в памятниках восточной Прибалтики с конца бронзового века . Наиболее поздние пинцетки, сходные с находками в длинных курганах, в Прибалтике относятся к середине I тысячелетия н. э..
В длинном кургане близ Линдора (юго-восточная Эстония) вместе с бронзовым пинцетом найдено кварцитовое огниво, охваченное железным обручем с ушком для привешивания. Подобные каменные огнива имеют широкое распространение в Швеции, Норвегии, Дании, Северной Германии, Финляндии, Латвии и Эстонии. А.М. Тальгрен отмечает, что эта форма огнива возникла в области Вислы примерно в начале нашей эры и между 300 и 500 гг. н. э. широко распространилась во всех балтийских странах . С начала среднего железного века в Прибалтике появляются V-образные железные кресала, которые к началу VIII в. полностью вытесняют каменные блоковидные огнива. Поэтому исследователь Линдорских .курганов X.А. Моора относит длинный курган с находкой блоковидного кресала к V-VII вв. н. э..
Других ранних датирующих предметов в длинных курганах нет. Следовательно, древнейшие длинные курганы нужно относить к середине I тысячелетия н. э. Малочисленность материала не позволяет определить их начальную дату точнее, чем середина I тысячелетия н. э., имея в виду при этом IV-VI вв. Таких курганов немного - Жеребятино, Светлые Вешки, Володи , Линдора, Севери , Березовый Рядок и некоторые курганы в верховьях Западной Двины. Сравнительно небольшое число выявленных курганов объясняется, с одной стороны, затруднительностью датировки вследствии отсутствия вещевого материала в ряде погребений, с другой - еще СЛАБОЙ ИЗУЧЕННОСТЬЮ ЭТИХ ПАМЯТНИКОВ.
Все древнейшие длинные курганы расположены в области расселения псковской группы кривичей, которую мы считаем старейшей кривичской территорией. Длинных курганов середины I тысячелетия н. э. нет ни в Смоленском Поднепровье, ни в Полоцком Подвинье, несмотря на то, что здесь к настоящему времени раскопано около сотни длинных курганов. Кроме датировки длинных курганов по вещевому материалу, имеются и другие данные, позволяющие утверждать, что Псковщина (бассейн р. Великой, побережье Псковского озера и верховья Западной Двины) была древнейшей территорией кривичей и что кривичи появились здесь именно в середине I тысячелетия н. э. То, что кривичская культура здесь являлась пришлой, представляется бесспорным. Об этом свидетельствуют своеобразный тип погребальных насыпей, керамический материал, появление нового типа жилых построек и др.
Поселения кривичей середины и второй половины I тысячелетия н. э. изучены еще довольно слабо. Тем не менее во всех случаях, где они изучались, исследователи пришли к одному и тому же выводу - первые славянские (кривичские) поселения в бассейне р. Великой и в верховьях Западной Двины появляются в середине I тысячелетия н. э., т. е. как раз в то время, когда здесь появляются длинные курганы. Городище на месте Псковского кремля было основано еще неславянским населением. По облику культуры нижние слои этого поселения относятся к поселениям ДЬЯКОВСКОГО ТИПА .
Керамический материал нижнего слоя этого городища - чисто дьяковский, преобладает костный инвентарь, жилыми постройками были небольшие четырехугольные полуземлянки с очагом из диких камней. В середине I тысячелетия н. э., отмечает автор раскопок этого памятника, в жизни Псковского городища произошли серьезные изменения: значительно увеличиваются размеры поселения, вместо полуземлянок появляются наземные постройки с глинобитным полом и каменным очагом.
Меняется общий облик хозяйственной деятельности (ее основой становится земледелие и скотоводство на месте прежних скотоводства, охоты и рыболовства), получает широкое развитие ремесленное производство, совершенно изменяется характер керамики (на смену текстильной и гладкостенной керамики дьяковского облика приходит глиняная посуда, тождественная с керамикой длинных курганов). В этом слое Псковского городища найдены предметы того же типа, что и в длинных курганах - бляшки-скорлупки, толстоконечные браслеты, некоторые типы пряжек, бусы голубого и зеленого стекла .
Серьезные изменения, происшедшие в жизни Псковского городища в середине I тысячелетия н. э., нельзя объяснить какими-либо другими причинами, кроме как колонизацией бассейна р. Великой славянами-кривичами. Правда, автор раскопок Псковского городища С.А. Тараканова, исходя из ошибочного положения, что нижний (дьяковский) слой городища оставлен тоже славянским населением, объясняет коренные изменения середины I тысячелетия н. э. социальными мотивами. В это время, предполагает С.А. Тараканова, Псковское городище становится племенным центром кривичей.
Однако для такого предположения нет никаких оснований. Такие резкие и одновременные перемены, как смена керамики, появление нового типа жилищ, изменение форм хозяйства, вместе с появлением длинных курганов (а С. А. Тараканова не отрицает одновременность происшедших изменений с появлением захоронений в длинных курганных насыпях), никак нельзя объяснить социальными причинами. Отсутствие же стерильной прослойки между нижним (дьяковским) слоем городища и вышележащими слоями и некоторая преемственность в формах глиняных сосудов нисколько не противоречит нашему выводу, а говорит о том, что жизнь на этом городище протекала почти беспрерывно. Преемственность же в керамических формах указывает на мирные взаимоотношения между дьяковским (финским) населением Псковщины и пришлым славянским населением.
Расположенное в 8 км к северо-западу от Пскова городище Камно основано кривичами также в середине I тысячелетия н. э. Датирующими предметами являются бронзовый браслет с утолщенными концами, по латгальским аналогиям датируемый IV-V вв. н. э., блоковидные кресала, описанные выше, керамический материал, одинаковый с глиняной посудой третьего слоя Псковского городища.
Основной тип кривичских поселений середины и второй половины I тысячелетия н. э.- селища - еще не изучен на побережье Псковского озера и в низовьях р. Великой.
В последние годы поселения этого времени изучались Я.В. Станкевич в бассейне верхнего течения Западной Двины. Многолетние полевые работы позволили исследователю прийти к тому выводу, что распространение первых славянских поселений и могильников на данной территории относится к IV-V вв. н. э.
В это время в бассейне верхнего течения Западной Двины распространяются открытые поселения с наземными постройками и керамическим материалом, существенно отличным и от дьяковской керамики, распространенной здесь на поселениях предшествующего времени, и от штрихованной керамики, характерной для белорусских городищ и встречающейся на верхнедвинских поселениях второй четверти I тысячелетия н. э. Очень часто рядом с древнейшими славянскими поселениями расположены курганные могильники, состоящие из длинных, удлиненных и круглых насыпей, содержащих трупосожжения. Наиболее ранние из этих курганов датируются Я.В. Станкевич концом IV-V в. н. э. .
Третий район, где были произведены разведывательные обследования поселений середины I тысячелетия н. э.- верховья р. Великой . В результате двухлетних полевых работ Ф.Д. Гуревич пришла к заключению, что для первой половины I тысячелетия н. э. здесь характерны мысовые городища с гладкостенной, реже шероховатой керамикой. Все эти городища прекращают свое существование в середине I тыс. н. э., когда здесь появляются неукрепленные поселения - славянские селища с прилегающими к ним могильниками, состоящими из длинных и круглых курганов.
В.В. Седов