В Бурятии лес в прямом смысле слова кормит людей. Особенно безработных. Мы не раз писали о том, как некоторые сельчане умудряются на деньги от продажи ягод, грибов, особенно кедрового ореха строить дома, покупать машины и жить безбедно всю зиму. Но это лето разрушило все надежды.
«Ягод нет, но вы держитесь!»
— такой статус в одном из популярных пабликов выставила одна из жительниц Бурятии.
Она пожаловалась на то, что осталась без надёжного источника дохода — дикоросов. И виной всему назвала засуху, режим ЧС, когда за вход в лес могут оштрафовать.
Чтобы убедиться в этом, мы сходили на Центральный рынок. Действительно, там лесных даров сегодня немного. Продавцы ревниво уверяют, что на улице продают не свежие орехи, а старый урожай, щедро вымоченный в воде (для внешнего лоска). Доказательств нет, но все, кто торгует в помещении, склоняются к единой версии: старые орехи продают под видом свежего урожая. Но в одном продавцы единодушны: не может свежий орех стоить всего 180 рублей за одно кило. В новый сезон хотя бы на десять рублей он должен подняться. Считается, что раз в несколько лет кедр должен отдыхать, во время отпуска он почти не плодоносит. В народе замечено: неурожай кедрового ореха обычно совпадает с неурожаем ягоды. Ее, как отмечают бывалые ягодники, в этом году совсем мало. И объясняют это не столько пожарами, сколько многолетней засухой. Отчего в таежных дебрях ягодные плантации просто высохли. А те, кому посчастливилось собрать ягоду для продажи, поднимают цену в разы. Неделю назад на рынках Улан-Удэ голубику продавали по 180 рублей за литр, а чернику и вовсе за 280 рублей. Ее в основном везут из Кабанского района.
- Прошлый год был более урожайным на чернику, ее продавали даже за 90 рублей за один литр. А сейчас цены взлетели. Сезон черники отошел, и я удивляюсь, откуда она в Улан-Удэ. Возможно, ее перекупщики закупали в самый сезон в конце июля – начале августа, когда местное население продавало за 100 - 150 рублей за литр. Чернику ведь можно заморозить, при этом она не теряет товарного вида и вкусовых качеств. На рынках, думаю, ягода из холодильника. А, может, люди знают места, где она растет до сих пор, - поделилась наблюдением жительница Бабушкина Анастасия Иванова.
Бурундуки «воруют» урожай
Между тем неурожай орехов и ягод – это не только высокие цены на рынке для людей. Это еще бескормица и голод для животных. В первую очередь страдают старые, ослабленные особи и молодёжь.
- Еще в 20-х числах августа я собирала огурцы в огороде. Смотрю, наша кошка бежит от забора, как-то голову наклонив. Пригляделась, а у нее в зубах бурундучок. Маня на моих глазах его съела, от зверюшки только хвостик остался. После этого я смотреть не могу на нашу кошку, не пускаю ее в дом, - рассказала жительница Бабушкина Даржана Целовальникова.
Ее дом с большим участком находится у самой кромки леса, и, по ее рассказам, бурундуки постоянно лезут в огород. Там они едят ягоды, опавшие ранетки, груши, полукультурки.
- Зверюшки бегут в огороды от бескормицы – ягод и шишек мало. Лесные пожары ни при чем. На линии Бабушкин - Выдрино их не было. Все из-за засухи, - уверяет женщина.
А совсем недавно в Выдрино был настоящий переполох. Вблизи поселка местные заметили медведя. Он нещадно рвал мох, а вместе с ним все, что попадалось ему по пути. Теперь выдринцы побаиваются ходить в лес.
- Медведь, прежде чем залечь на зиму в спячку, должен вдоволь наесться кедровых орехов и ягод. Значит, там нет ничего, поэтому он вышел к людям, - предполагают местные жители.
Неурожай бьет по предпринимателям
Без запланированной прибыли могут остаться и местные предприниматели, скупавшие у населения дикоросы для переработки.
- У нас заготовка дикоросов только начинается. Голубика пошла только в конце июля - не успеет налиться, поэтому урожай будет средний. Сейчас наступил сезон клюквы и брусники. Их мы закупаем в Кабанском районе. Трудно сказать, сколько соберем. С середины сентября начнется сбор кедрового ореха в Хоринском районе. Прогнозы средние по орехам. Если нам не хватит объема, будем закупать в Закамне и Краснокаменском районе Забайкальского края, - рассказал руководитель ООО «Заря» Андрей Горновской.
Сбором и переработкой ягод это предприятие занимается в Баунтовском, Еравнинском, Хоринском, Баргузинском и Кабанском районах. Сборщиками становятся жители районов. Да и само предприятие нанимает людей по трудовым соглашениям. Предприятие планирует заготовить 8 тонн ягоды и 2 тонны ореха. Этого объема достаточно, чтобы предприятие их переработало. В прогнозах руководитель предприятия осторожничает. Сказал, что бруснику и клюкву будут докупать в Иркутской области, там, по их данным, урожай выше. Причинами неурожая дикоросов Андрей Горновской назвал малоснежную зиму, низкий уровень грунтовых вод и засушливое лето.
Иного мнения предприниматель из Улан-Удэ Ольга Науменко. Она считает, что все из-за лесных пожаров.
- Два года назад город задыхался в дыму. Нынче вокруг Улан-Удэ совсем мало ягод. В Тарбагатайском и Иволгинском районах плохой урожай. К тому же ранние заморозки сказались, - сетует она.
Тем не менее ее небольшой цех по переработке ягод напрямую работает с поставщиками, в основном из близлежащих районов.
- Конечно, на рынке цена ягод выше той, что мы предлагаем населению при закупе. Но многие идут по наработанным связям. Сборщики в течение двух-трех недель собирают ягоды и сдают нам. Для них стабильность лучше, чем ехать в город и продавать на рынках, - пояснил Андрей Горновской.
Впрочем, слишком хороший урожай – это тоже плохо. Ведь если ягод и грибов будет много, закупочная цена упадет и сборщикам собирать придется в два раза больше.
Грибы из Забайкалья
Этот год оказался даже не грибным. Любители тихой охоты жалуются, что в лесу нет ни червивых грибов, ни даже поганок. Зато хороший урожай грибов выдался в Забайкальском крае. Оттуда их везут в Улан-Удэ. На Центральном рынке 7-литровое ведро маслят стоит 500 рублей.
- Это последние маслята за этот сезон. На следующей неделе привезем грузди. Их будем продавать еще дороже, - рассказала в прошлую пятницу Татьяна из Читы.
Она не скрывает, что даже при транспортных расходах торговля грибами окупается, потому что здесь на них большой спрос. Недалеко от Татьяны маринованными груздями торгует баба Тома. Трехлитровые банки она предлагает за 500 рублей.
- Из Бичуры привезла. Не будет больше грибов. Покупайте, пока есть, - предложила она.
На вопрос, в какой местности Бичуры она собрала, бабушка не стала отвечать, лишь посетовала, что местных грибов все меньше, поэтому ей приходится стряпать пирожки и пироги с купленными в магазинах шампиньонами и опятами.
«Продукт с берегов Байкала»
Между тем с самого начала своего президентства Вячеслав Наговицын одним из направлений экономики республики называл переработку дикоросов. Дикие лесные ягоды, грибы и кедровые шишки предполагалось сделать элитным экспортным товаром.
- Будет бренд «Продукт с берегов Байкала» - продукция будет расходиться влет! - на совещаниях делился такими планами Наговицын и даже не раз отправлял бурятскую делегацию для изучения опыта в родную Томскую область, где сбор и переработка дикоросов стали локомотивом экономики региона.
- Дай бог нам разобраться с ягодами, не до грибов. Мы не можем их перерабатывать в тех объемах, как на Алтае и в Томской области. Там привозят контейнер-холодильник прямо в лес, и люди идут с мешками, корзинами грибов. Переработчики за две недели набирают весь объем. У нас затраты большие, да и нет здесь грибных полян и плантаций. Выгоднее сегодня выращивать грибы в промышленных масштабах и перерабатывать их - технологии позволяют, - поделился мнением руководитель ООО «Заря» Андрей Горновской.
И все же ни тогда, ни сейчас планам Наговицына не суждено сбыться по одной простой причине – засуха и лесные пожары последних лет погубили всё на корню. А ведь из-за природных катаклизмов несут потери не только аграрии. Люди остаются без привычных в рационе дикоросов, а значит, витаминов. Не говоря о том, что многие лишаются временного заработка.
Источник: www.infpol.ru