Пение кашалота — самый громкий звук из издаваемых кем-либо в животном мире — имеет свой идентифицирующий диалект. На самом деле, согласно последнему исследованию, опубликованному в Nature Communications, киты не рождаются с принципиально различающимися голосовыми связками или в таких частях моря, где им требовались бы свои особенные виды «щелчков». Они просто перенимают диалекты своих сородичей, копируя то, что слышат, — так же, как люди перенимают акцент своих родителей.
Кашалот — не единственное животное, обучающееся подобным образом. На протяжении долгого времени я наблюдал за дельфинами-афалинами в разных частях мирового океана и заметил одну очень примечательную особенность. Этому виду дельфинов свойственно делать одни и те же вещи — охотиться, плавать или играть — вместе. И из поколения в поколение их повадки меняются лишь незначительно.
В конце 1990-х Энди Уайтен в своей работе о шимпанзе лучше всех описал эту «чувствительность», которая тревожила умы многих биологов на протяжении долгого времени. Этот труд является первым систематизированным исследованием поведенческих различий между разными популяциями.
Уайтен со своими коллегами на примере разных групп шимпанзе продемонстрировал отличия в выполнении ими одной и той же работы. За основу было взято изучение того, как эти группы использовали инструменты для поимки муравьев. Оказалось, что подобные различия пронизывали практически все сферы жизнедеятельности обезьян. Лучшим объяснением этому был следующий вывод: у шимпанзе есть своя культура.
Является ли подобная культура у животных врожденной?
Это открытие дало старт «культурным войнам» между зоопсихологами и антропологами. Основной темой споров было то, каким образом мы можем рассматривать культурные изменения в поведении животных.
Согласно научному подходу, необходимо выдвинуть предположение и проверить его при помощи экспериментов и наблюдений. В случае с культурой животных любые поведенческие различия не должны объясняться следующими механизмами. Первый из них — генетический фактор: подобные отличия могут быть «запрограммированы» в генетическом коде разных популяций. Второй механизм — различие мест обитания. Например, обезьяна не сможет научиться разбивать орехи камнем, если в ее среде обитания нет камней. Таким образом, исследуемые различия не должны объясняться отсутствием возможностей или потребностей животного, вызванных окружающей его средой.
С момента публикации работы Уайтена, люди стали замечать различия в поведении многих видов животных, которые нельзя было объяснить двумя указанными выше факторами. Например, детальное генетическое исследование, проведенное Майклом Крутценом и его командой, помогло отмести аргумент о «запрограммированности» на использование инструментов у дельфинов.
Культурные различия — это то, что приобретается и передается в процессе социального общения. Мы черпаем культурные привычки из нашего социального окружения и, что очень важно, не попадаем под влияние чужого. Для того, чтобы поведенческие различия можно было назвать культурными, необходимо, чтобы они распространялись на конкретную социальную группу. Как мы сейчас уже знаем, социальная адаптация присутствует у всех видов, предположительно обладающих культурой.
Но иногда культура может быть помехой для формирования социальных отношений; в нашем случае простой языковой барьер часто ограничивает взаимодействие между людьми. Таким образом, культура и социальная структура, в некоторых отношениях, тесно переплетены: вы можете перенимать привычки людей, с которыми общаетесь; и чем больше вы их перенимаете, тем труднее вам становится взаимодействовать с людьми вне вашей группы.
Один океан — разные кланы?
Вернемся к китам. В своем последнем исследовании Маурицио Кантор, Хэл Уайтхед и их коллеги объясняют, почему культурные различия являются лучшим объяснением существования многоуровневых обществ у кашалотов. Такую социальную структуру легче всего описать с помощью деления на уровни. В случае с кашалотами, особи живут большими семьями, а каждая семья принадлежит к конкретному клану. Уайтхед и его коллеги на основании двадцатилетних наблюдений доказали, что различия между кланами китов не могут быть объяснены без помощи культуры.
В своем новом исследовании ученые доказывают, что подобные кланы — это не просто пассивные объединения генетически связанных семей. Чтобы объяснить существование кланов, наблюдение за которыми заняло у Уайтхеда два десятилетия, мы должны взять в расчет влияние приобретенных во время социализации диалектов. Объединение происходит не только потому что одни особи учатся у других, но и потому что они пользуются самым распространенным в клане диалектом. Скорее всего, кланы формируются за счёт того, что кашалоты учат диалекты среди своих родичей. Многоуровневые общества возникают за счет культурных различий — это еще одно доказательство наличия культуры у животных.
Итак, у животных есть культура. Выглядит ли их культура так же, как наша? Нет. Представьте, что вы проводите все время под водой, при этом у вас ограниченное зрение, но отличный слух и тяга к кальмарам. Ваше общение с другими особями будет отличаться, так же как ваши занятия и возможности.
Если их культура отличается от нашей, то это не значит, что она хуже. Это значит, что нам придется хорошо потрудиться, чтобы отбросить человеческие предрассудки и постараться ее понять. Кашалоты учатся у своих собратьев привычкам и диалектам, которые формируют их жизни и влияют на структуру их обществ. Их культура так же уникальна, как и наша, то же самое относится к культуре дельфинов-афалин и шимпанзе.
Источник: inosmi.ru