Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов
Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить
и умереть в зоне сейсмической активности

Стихия

Землетрясение, Извержения вулканов, Ледяной дождь, Лесные пожары, Ливни, Наводнения, Огненный смерч, Паводок, Смерчи (Торнадо), Тайфуны, Тектонический разлом, Ураганы, Цунами, град, ледоход

Вулканы

Авачинский, Асо, Безымянный, Везувий, Йеллоустоун, Кампи Флегрей, Карангетанг, Килауэа, Ключевская Сопка, Мерапи, Мон-Пеле, Невадос-де-Чильян, Питон-де-ла-Фурнез, Сабанкая, Тавурвур, Толбачик, Фуэго, Хурикес, Шивелуч, Этна

Тайфуны

Тайфун Нору

Наводнения

Наводнение в Приморье

Районы вулканической активности

Вулканы Камчатки, Вулканы Мексики, Курилы

Грязевые вулканы и гейзеры

Локбатан

Природа

Вулканы, Изменение климата, Красота природы

Наука

Археология, Вулканология

Наша планета

Живая природа, Спасение животных

Ураганы

Тайфун Мэттью, Ураган Ирма, Ураган Харви, ураган Мария

Районы сейсмической активности

Землетрясение в Италии, Землетрясение в Китае, Землетрясение в Турции

Солнечная система

Венера, Марс, Меркурий, Планета Земля, Плутон, Сатурн, Юпитер

Космос

экзопланеты

Астрономические события

Лунное затмение, Метеориты, Противостояние Марса, Суперлуние

Антропогенные факторы

Климатическое оружие

Землетрясения

Прогноз землетрясений

2017-09-18 07:12

Алматинские (Боралдайские) сакские курганы

археологические находки

Район Жетысу (Семиречья) а именно предгорье Алматы благодаря особым благоприятным природно-климатическим условиям занимает важное место в регионе. Тысячелетия назад здесь сформировался один из основных политических, духовных и религиозных центров кочевого населения. На территории Алматы и его окрестностей археологами выявлены остатки культовых мест и храмов. К сожалению, большая часть их уничтожена временем, но часть памятников все же сохранились. Среди них выделяется величественный сакский некрополь кочевой элиты – по названию близлежащего поселка Боралдай (Бурундай).

Могильник находится на северо-западе города Алматы, между реками Улкен Алматы (Большая Алматинка) и Боролдай, и состоит из 47-ми сакских и усуньских курганов. Памятник до настоящего времени сохранил свой культурный и природный ландшафт, избежал застроек и разрушений и является единственным памятником эпохи раннего железного века, сохранившимся на территории мегаполиса, каким является Алматы. Уникальность могильника не только в его сохранности. Ряд курганов-доминант (диаметром 80-150 м, высотой 10-14 м), являющихся системообразующими элементами некрополя, позволяют характеризовать его как династийный царский погребальный комплекс.

Как показали первые разведки, вокруг курганов находятся различные внекурганные объекты: ограды, поминальные кольца, жертвенники. Для более полного понимания памятника необходимо тщательно исследовать всю территорию могильника, включая скрытые под толщей напластований внекурганные выкладки. Все это дало основание ставить вопрос о сохранности не только курганов, но и всей территории комплекса и создания на данной территории музея под открытым небом.

Идея сохранения этого уникального памятника возникла давно. В течение последних десятилетий не раз ставился вопрос о сохранении некрополя, и предложение о создании на его месте археологического парка. Однако, вопрос никогда не переходил в практическую плоскость. Более того, до 2006 года этот памятник даже не стоял в Государственном Списке памятников историко-культурного наследия Казахстана.

Постановлением акимата г. Алматы №1/185-390 от 28 марта 2006 года территория, занимаемая курганами, площадью 430 га передана под юрисдикцию Музея Алматы для создания уникального музея под открытым небом – Археологического парка «Боролдайские сакские курганы», который будет включать в себя собственно археологический парк и этнопарк «Памятники кочевой архитектуры и быта казахского народа».

Археологический парк – оптимальная форма сохранения природного и историко-культурного наследия, качественно новое явление по отношению к другим видам музея под открытым небом. На его территории предполагается организация трех зон. Первая из них будет состоять из самого некрополя, в том числе трех курганов, которые предполагается исследовать и полностью восстановить, то есть курганы будут тщательно раскопаны а затем музеефицированы. Музеефикация предполагает документальную реконструкцию не только культурного ландшафта, внешнего облика курганов, но и внутрикурганного устройства, погребального комплекса.

Восстановленные археологические объекты органично впишутся в естественную природную среду, посетители ознакомятся с реконструированными археологическими объектами. Остальные курганы будущего парка должны сохраниться в первозданном виде.

Во второй зоне, свободной от режима консервации и не содержащей подлинных памятников археологии, будет интересно создать макеты археологических объектов различных эпох в натуральную величину (Тамгалы, поселение Бутакты).

В этой же зоне предполагается размещение экспозиции по казахской традиционной кочевой культуре – этнопарка «Памятники кочевой архитектуры и быта казахского народа».

На территории, свободной от подлинных памятников и музейной экспозиции, окружающей некрополь и музеефицированные объекты, будет садово-парковая зона, где будут размещены основные объекты туристического обслуживания.

В целом предполагается не только восстановление природного и культурного ландшафта с полной реконструкцией наземных и внутримогильных конструкций, но и организация соответствующей музейно-туристической инфраструктуры.

Археологический парк располагается на территории Алатауского района Алматы и является памятником историко-культурного наследия Казахстана.

Сакские курганы

Алматы сегодня — один из немногих крупных городов мира, в черте которых сохранился огромный древний некрополь — 47 курганов сакской элиты и вождей усуньских племен. Самый большой из курганов достигает в диаметре 102, а в высоту 14,8 метра, а возраст их составляет примерно 2,5 тысячи лет.

Некрополь, который находится недалеко от поселка Боролдай, принадлежит к древней культуры номадов и вызывает огромный интерес. Сегодня курганы называют пирамидами кочевников и специалисты считают это название верным. Несмотря на огромное расстояние между Египтом и Степью, при строительстве курганов были использованы конструктивные особенности, схожие с египетскими, только вместо камней использовался дёрн с глиной (в средней полосе России большое количество таких объектов).

Древнейшая на земле степная цивилизация саков еще недостаточно изучена, и каждое новое археологическое открытие, наподобие Золотого человека из Иссыкского кургана, позволяет заглянуть в глубь веков. Археологические исследования прошлых лет показали, что вероятно именно Жетысу, где сегодня находится Алматы, стал духовным и религиозным сакральным центром для всего скифо-сакского мира.

Из Сибири, Причерноморья, Восточной Азии, с Алтая и других мест сюда съезжались правители и знатные саки в сопровождении своих воинов. Провожая в последний путь кого-то из знати или славных воинов, они проводили ритуальные обряды. Таким образом, на протяжении многих столетий, начиная с VI века до нашей эры, формировались могильники саков, а позднее усуней, известные сегодня как Боралдайские (Алматинские) курганы

Есть ли у Алматы перспективы удивить археологов чем-либо еще, или разросшийся мегаполис закрыл доступ к перспективным местам раскопок?

Есть проект, который, безусловно, осуществится, сделать замечательный парк-музей под открытым небом — Алматинские (боролдайские) Сакские курганы. И, естественно, музей этот должен быть новым, современным. Чтобы там можно было не только ходить и смотреть на курганы, заросшие ковылем и бурьяном, а чтобы там была инфраструктура. Подобные музеи есть в Венгрии, в Южной Корее, где можно и отдохнуть, и посмотреть, и прикоснуться к истории. Алматы давно пора уже превращать в крупный центр туризма. Есть исторические памятники, есть прекрасная природа, озера, горы.

Кроме того, сейчас археологи, работавшие над программой ЮНЕСКО "Великий Шелковый путь", в которой участвуют Китай и страны Центральной Азии, номинировали в список наследия ЮНЕСКО первый участок Великого Шелкового пути. Это сразу же породит огромный интерес к региону. На территории Жетысу уже имеется 8 памятников, которые вошли в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Великий Шелковый путь сыграл колоссальную роль в формировании городов, он сейчас активно изучается. Это своеобразный бренд в мировой истории. Не зря Китай реализует программу Экономического пояса Великого Шелкового пути. Великолепный автобан, который через территорию Казахстана соединяет Китай с Европой, — это дорога, возрождающая Шелковый путь. Когда-то там шли караваны верблюдов с товарами, сейчас по этому автобану едут автобусы с туристами в Отрар, Туркестан, Сауран, Тараз, Алматы.

На территории Казахстана находится более 32 тысяч памятников истории, археологии, искусства и старинной архитектуры.

Однако отечественные и зарубежные историки считают, что под международную защиту должны попасть и другие древние храмы и некрополи.

Особенно интересуют ученых знаменитые Алматинские (Боролдайские) сакские курганы. Этот некрополь – единственный памятник железного века, сохранивший свой культурный и природный ландшафт и сумевший избежать застроек. Некрополь, который находится недалеко от поселка Боролдай, принадлежит к древней культуры номадов и вызывает огромный интерес. Сегодня курганы называют пирамидами кочевников и специалисты считают это название верным. Несмотря на огромное расстояние между Египтом и Степью, при строительстве курганов были использованы конструктивные особенности, схожие с египетскими. Древнейшая на земле степная цивилизация саков еще недостаточно изучена, и каждое новое археологическое открытие, наподобие Золотого человека из Иссыкского кургана, позволяет заглянуть в глубь веков. Археологические исследования прошлых лет показали, что именно Жетысу, где сегодня находится Алматы, стал духовным и религиозным сакральным центром для всего скифо-сакского мира. Из Сибири, Причерноморья, Восточной Азии, с Алтая и других мест сюда съезжались правители и знатные саки в сопровождении своих воинов. Провожая в последний путь кого-то из знати или славных воинов, они приносили жертвы своим богам. Таким образом, на протяжении многих столетий, начиная с VI века до нашей эры, формировались могильники саков, а позднее усуней, известные сегодня как Боролдайские курганы.

Кластер Алматы (город Алматы, часть Алматинской области). Ключевые места туристского интереса: археологический ландшафт Тамгалы с петроглифами (объект ЮНЕСКО); парк «Алтын-Эмель», включенный в предварительный список ЮНЕСКО; Чарынский каньон; Водохранилище Капчагай; горнолыжные зоны вблизи города Алматы с Иле-Алатауским ГНПП; туристский центр «Жана-Иле», петроглифы Ешкиольмес, включенными в предварительный список ЮНЕСКО, а также Иссыкские курганы и объекты, включенные в серийную транснациональную номинацию «Шелковый путь» (городище Талгар, Боралдайские сакские курганы. Курган для саков был как своеобразная модель мира, медиатор между верхним небесным и нижним подземным мирами. На вершинах курганов священнодействовали жрецы, проводя свои ритуалы. Саки поклонялись верховному богу Митре, которого олицетворяли с солнцем или крылатым конем Тулпаром. Именно поэтому у казахов до сих пор такое трепетное отношение к лошадям, а Тулпар является одним из национальных символов.

Сегодня Алматы ­- это единственный в мире крупный город, в черте которого сохранился курган. Самое удивительное, что курганы до сих пор практически не исследованы и потенциально хранят в себе огромное количество загадок, а быть может, и сенсационных открытий, которые расскажут много нового о древней культуре и истории Казахстан - Вся территория современного Алматы в древности была духовным и сакральным центром для всего сакского мира, куда съезжались знатные вожди из далеких уголков великой кочевой цивилизации - Сибири, Алтая, Причерноморья и многих других мест Великой степи. Здесь же саки хоронили своих вождей и прославленных воинов, именно так и появились Боралдайские курганы. Этот процесс растянулся на тысячи лет, если старейшие могильники датируются VIII в. до н.э., то более поздние ­ уже III в. до н.э..

В Музее Алматы рассказали, что на территории Алматинских (Боралдайских) сакских курганов будет создан археологический парк и уже в ближайшее время будет проведено комплексное археологическое исследование. С помощью георадара и другого специального оборудования можно будет исследовать курганы, не нарушая их целостности. Потом будет создана трехмерная модель, необходимая для реконструкции первоначального культурного ландшафта и точного внешнего облика курганов. А уже после на территории погребального комплекса появится этнопарк «Памятники древней кочевой архитектуры и быта казахского народа».а памятники древней кочевой цивилизации Алматинские (Боралдайские) курганы до сих пор хранят в себе много загадок, которые ждут своего открытия.

Мы с вами живем на территории, которая в сакское время почиталась так же сильно, как сейчас почитается, например, мавзолей Ходжи Ахмеда Ясауи в Туркестане, ­ Сейчас все ездят туда, а во времена саков такой же святыней и местом паломничества было место, на котором сейчас находится город Алматы. Можно смело сказать, что весь Алматы - это священное место, «место силы». Алматинские (Боралдайские) сакские курганы ­ это последние и единственные сохранившиеся захоронения, большая часть была безвозвратно утеряна при строительстве города. Это частица древней сакральной зоны. Многие эзотерики и шаманы которые считают, что здесь были не только могилы. Курганы вместе с расположенными вокруг них каменными кольцами были для саков священным храмом, где они проводили свои религиозные сакральные обряды. Здесь и сейчас находится мощнейший энергетический канал. Да, практически все курганы разграблены, но до сих пор абсолютно не исследованы. Я уверен в том, что если тщательно и планомерно их исследовать, то мы можем найти для Казахстана бесценные исторические артефакты, например, второго Золотого человека

В начале 1 тыс. до н.э. (ранний железный век) в бескрайних степях Евразии появились могущественные племена, в персидских источниках известные под именем саки. Геродот (V в. до н.э.) и другие античные историки называли их азиатскими скифами. Одно из самых ранних упоминаний встречается в «Авесте», священной книге зороастрийцев, где под собирательным именем «туры» фигурируют все кочевые племена на территории Казахстана и Средней Азии, противопоставлявшиеся в древнеиранском эпосе обществу оседлых скотоводов и земледельцев -ариев. Саки относились к европеоидной расе, хотя, по данным антрополога О. Исмагулова, в антропологическом типе саков присутствовало и 20% монголоидных элементов. Общественным строем саков была военная демократия. В VII-­III вв. до н.э. сакские племена объединяются в союзы во главе с верховными вождями ­ царями. Хотя уже произошел переход к патриархату, сакские женщины пользовались большими правами. Они участвовали в войнах наравне с мужчинами и могли быть верховными вождями. Массагетами, одним из племен саков, в VI в. до н.э. управляла царица Томирис. Широко известно также имя сакской царицы Зарины. В сакском обществе выделялись три группы населения: воины, жрецы, остальные общинники (пастухи и земледельцы). Каждому сословию соответствовали свои традиционные цвета: воинам ­ красный, жрецам ­ белый, общинникам ­ желтый и синий.