Район Жетысу (Семиречья) а именно предгорье Алматы благодаря особым благоприятным природно-климатическим условиям занимает важное место в регионе. Тысячелетия назад здесь сформировался один из основных политических, духовных и религиозных центров кочевого населения. На территории Алматы и его окрестностей археологами выявлены остатки культовых мест и храмов. К сожалению, большая часть их уничтожена временем, но часть памятников все же сохранились. Среди них выделяется величественный сакский некрополь кочевой элиты – по названию близлежащего поселка Боралдай (Бурундай).
Могильник находится на северо-западе города Алматы, между реками Улкен Алматы (Большая Алматинка) и Боролдай, и состоит из 47-ми сакских и усуньских курганов. Памятник до настоящего времени сохранил свой культурный и природный ландшафт, избежал застроек и разрушений и является единственным памятником эпохи раннего железного века, сохранившимся на территории мегаполиса, каким является Алматы. Уникальность могильника не только в его сохранности. Ряд курганов-доминант (диаметром 80-150 м, высотой 10-14 м), являющихся системообразующими элементами некрополя, позволяют характеризовать его как династийный царский погребальный комплекс.
Как показали первые разведки, вокруг курганов находятся различные внекурганные объекты: ограды, поминальные кольца, жертвенники. Для более полного понимания памятника необходимо тщательно исследовать всю территорию могильника, включая скрытые под толщей напластований внекурганные выкладки. Все это дало основание ставить вопрос о сохранности не только курганов, но и всей территории комплекса и создания на данной территории музея под открытым небом.
Идея сохранения этого уникального памятника возникла давно. В течение последних десятилетий не раз ставился вопрос о сохранении некрополя, и предложение о создании на его месте археологического парка. Однако, вопрос никогда не переходил в практическую плоскость. Более того, до 2006 года этот памятник даже не стоял в Государственном Списке памятников историко-культурного наследия Казахстана.
Постановлением акимата г. Алматы №1/185-390 от 28 марта 2006 года территория, занимаемая курганами, площадью 430 га передана под юрисдикцию Музея Алматы для создания уникального музея под открытым небом – Археологического парка «Боролдайские сакские курганы», который будет включать в себя собственно археологический парк и этнопарк «Памятники кочевой архитектуры и быта казахского народа».
Археологический парк – оптимальная форма сохранения природного и историко-культурного наследия, качественно новое явление по отношению к другим видам музея под открытым небом. На его территории предполагается организация трех зон. Первая из них будет состоять из самого некрополя, в том числе трех курганов, которые предполагается исследовать и полностью восстановить, то есть курганы будут тщательно раскопаны а затем музеефицированы. Музеефикация предполагает документальную реконструкцию не только культурного ландшафта, внешнего облика курганов, но и внутрикурганного устройства, погребального комплекса.
Восстановленные археологические объекты органично впишутся в естественную природную среду, посетители ознакомятся с реконструированными археологическими объектами. Остальные курганы будущего парка должны сохраниться в первозданном виде.
Во второй зоне, свободной от режима консервации и не содержащей подлинных памятников археологии, будет интересно создать макеты археологических объектов различных эпох в натуральную величину (Тамгалы, поселение Бутакты).
В этой же зоне предполагается размещение экспозиции по казахской традиционной кочевой культуре – этнопарка «Памятники кочевой архитектуры и быта казахского народа».
На территории, свободной от подлинных памятников и музейной экспозиции, окружающей некрополь и музеефицированные объекты, будет садово-парковая зона, где будут размещены основные объекты туристического обслуживания.
В целом предполагается не только восстановление природного и культурного ландшафта с полной реконструкцией наземных и внутримогильных конструкций, но и организация соответствующей музейно-туристической инфраструктуры.
Археологический парк располагается на территории Алатауского района Алматы и является памятником историко-культурного наследия Казахстана.
Сакские курганы
Алматы сегодня — один из немногих крупных городов мира, в черте которых сохранился огромный древний некрополь — 47 курганов сакской элиты и вождей усуньских племен. Самый большой из курганов достигает в диаметре 102, а в высоту 14,8 метра, а возраст их составляет примерно 2,5 тысячи лет.
Некрополь, который находится недалеко от поселка Боролдай, принадлежит к древней культуры номадов и вызывает огромный интерес. Сегодня курганы называют пирамидами кочевников и специалисты считают это название верным. Несмотря на огромное расстояние между Египтом и Степью, при строительстве курганов были использованы конструктивные особенности, схожие с египетскими, только вместо камней использовался дёрн с глиной (в средней полосе России большое количество таких объектов).
Древнейшая на земле степная цивилизация саков еще недостаточно изучена, и каждое новое археологическое открытие, наподобие Золотого человека из Иссыкского кургана, позволяет заглянуть в глубь веков. Археологические исследования прошлых лет показали, что вероятно именно Жетысу, где сегодня находится Алматы, стал духовным и религиозным сакральным центром для всего скифо-сакского мира.
Из Сибири, Причерноморья, Восточной Азии, с Алтая и других мест сюда съезжались правители и знатные саки в сопровождении своих воинов. Провожая в последний путь кого-то из знати или славных воинов, они проводили ритуальные обряды. Таким образом, на протяжении многих столетий, начиная с VI века до нашей эры, формировались могильники саков, а позднее усуней, известные сегодня как Боралдайские (Алматинские) курганы
Есть ли у Алматы перспективы удивить археологов чем-либо еще, или разросшийся мегаполис закрыл доступ к перспективным местам раскопок?
Есть проект, который, безусловно, осуществится, сделать замечательный парк-музей под открытым небом — Алматинские (боролдайские) Сакские курганы. И, естественно, музей этот должен быть новым, современным. Чтобы там можно было не только ходить и смотреть на курганы, заросшие ковылем и бурьяном, а чтобы там была инфраструктура. Подобные музеи есть в Венгрии, в Южной Корее, где можно и отдохнуть, и посмотреть, и прикоснуться к истории. Алматы давно пора уже превращать в крупный центр туризма. Есть исторические памятники, есть прекрасная природа, озера, горы.
Кроме того, сейчас археологи, работавшие над программой ЮНЕСКО "Великий Шелковый путь", в которой участвуют Китай и страны Центральной Азии, номинировали в список наследия ЮНЕСКО первый участок Великого Шелкового пути. Это сразу же породит огромный интерес к региону. На территории Жетысу уже имеется 8 памятников, которые вошли в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Великий Шелковый путь сыграл колоссальную роль в формировании городов, он сейчас активно изучается. Это своеобразный бренд в мировой истории. Не зря Китай реализует программу Экономического пояса Великого Шелкового пути. Великолепный автобан, который через территорию Казахстана соединяет Китай с Европой, — это дорога, возрождающая Шелковый путь. Когда-то там шли караваны верблюдов с товарами, сейчас по этому автобану едут автобусы с туристами в Отрар, Туркестан, Сауран, Тараз, Алматы.
На территории Казахстана находится более 32 тысяч памятников истории, археологии, искусства и старинной архитектуры.
Однако отечественные и зарубежные историки считают, что под международную защиту должны попасть и другие древние храмы и некрополи.
Особенно интересуют ученых знаменитые Алматинские (Боролдайские) сакские курганы. Этот некрополь – единственный памятник железного века, сохранивший свой культурный и природный ландшафт и сумевший избежать застроек. Некрополь, который находится недалеко от поселка Боролдай, принадлежит к древней культуры номадов и вызывает огромный интерес. Сегодня курганы называют пирамидами кочевников и специалисты считают это название верным. Несмотря на огромное расстояние между Египтом и Степью, при строительстве курганов были использованы конструктивные особенности, схожие с египетскими. Древнейшая на земле степная цивилизация саков еще недостаточно изучена, и каждое новое археологическое открытие, наподобие Золотого человека из Иссыкского кургана, позволяет заглянуть в глубь веков. Археологические исследования прошлых лет показали, что именно Жетысу, где сегодня находится Алматы, стал духовным и религиозным сакральным центром для всего скифо-сакского мира. Из Сибири, Причерноморья, Восточной Азии, с Алтая и других мест сюда съезжались правители и знатные саки в сопровождении своих воинов. Провожая в последний путь кого-то из знати или славных воинов, они приносили жертвы своим богам. Таким образом, на протяжении многих столетий, начиная с VI века до нашей эры, формировались могильники саков, а позднее усуней, известные сегодня как Боролдайские курганы.
Кластер Алматы (город Алматы, часть Алматинской области). Ключевые места туристского интереса: археологический ландшафт Тамгалы с петроглифами (объект ЮНЕСКО); парк «Алтын-Эмель», включенный в предварительный список ЮНЕСКО; Чарынский каньон; Водохранилище Капчагай; горнолыжные зоны вблизи города Алматы с Иле-Алатауским ГНПП; туристский центр «Жана-Иле», петроглифы Ешкиольмес, включенными в предварительный список ЮНЕСКО, а также Иссыкские курганы и объекты, включенные в серийную транснациональную номинацию «Шелковый путь» (городище Талгар, Боралдайские сакские курганы. Курган для саков был как своеобразная модель мира, медиатор между верхним небесным и нижним подземным мирами. На вершинах курганов священнодействовали жрецы, проводя свои ритуалы. Саки поклонялись верховному богу Митре, которого олицетворяли с солнцем или крылатым конем Тулпаром. Именно поэтому у казахов до сих пор такое трепетное отношение к лошадям, а Тулпар является одним из национальных символов.
Сегодня Алматы - это единственный в мире крупный город, в черте которого сохранился курган. Самое удивительное, что курганы до сих пор практически не исследованы и потенциально хранят в себе огромное количество загадок, а быть может, и сенсационных открытий, которые расскажут много нового о древней культуре и истории Казахстан - Вся территория современного Алматы в древности была духовным и сакральным центром для всего сакского мира, куда съезжались знатные вожди из далеких уголков великой кочевой цивилизации - Сибири, Алтая, Причерноморья и многих других мест Великой степи. Здесь же саки хоронили своих вождей и прославленных воинов, именно так и появились Боралдайские курганы. Этот процесс растянулся на тысячи лет, если старейшие могильники датируются VIII в. до н.э., то более поздние уже III в. до н.э..
В Музее Алматы рассказали, что на территории Алматинских (Боралдайских) сакских курганов будет создан археологический парк и уже в ближайшее время будет проведено комплексное археологическое исследование. С помощью георадара и другого специального оборудования можно будет исследовать курганы, не нарушая их целостности. Потом будет создана трехмерная модель, необходимая для реконструкции первоначального культурного ландшафта и точного внешнего облика курганов. А уже после на территории погребального комплекса появится этнопарк «Памятники древней кочевой архитектуры и быта казахского народа».а памятники древней кочевой цивилизации Алматинские (Боралдайские) курганы до сих пор хранят в себе много загадок, которые ждут своего открытия.
Мы с вами живем на территории, которая в сакское время почиталась так же сильно, как сейчас почитается, например, мавзолей Ходжи Ахмеда Ясауи в Туркестане, Сейчас все ездят туда, а во времена саков такой же святыней и местом паломничества было место, на котором сейчас находится город Алматы. Можно смело сказать, что весь Алматы - это священное место, «место силы». Алматинские (Боралдайские) сакские курганы это последние и единственные сохранившиеся захоронения, большая часть была безвозвратно утеряна при строительстве города. Это частица древней сакральной зоны. Многие эзотерики и шаманы которые считают, что здесь были не только могилы. Курганы вместе с расположенными вокруг них каменными кольцами были для саков священным храмом, где они проводили свои религиозные сакральные обряды. Здесь и сейчас находится мощнейший энергетический канал. Да, практически все курганы разграблены, но до сих пор абсолютно не исследованы. Я уверен в том, что если тщательно и планомерно их исследовать, то мы можем найти для Казахстана бесценные исторические артефакты, например, второго Золотого человека
В начале 1 тыс. до н.э. (ранний железный век) в бескрайних степях Евразии появились могущественные племена, в персидских источниках известные под именем саки. Геродот (V в. до н.э.) и другие античные историки называли их азиатскими скифами. Одно из самых ранних упоминаний встречается в «Авесте», священной книге зороастрийцев, где под собирательным именем «туры» фигурируют все кочевые племена на территории Казахстана и Средней Азии, противопоставлявшиеся в древнеиранском эпосе обществу оседлых скотоводов и земледельцев -ариев. Саки относились к европеоидной расе, хотя, по данным антрополога О. Исмагулова, в антропологическом типе саков присутствовало и 20% монголоидных элементов. Общественным строем саков была военная демократия. В VII-III вв. до н.э. сакские племена объединяются в союзы во главе с верховными вождями царями. Хотя уже произошел переход к патриархату, сакские женщины пользовались большими правами. Они участвовали в войнах наравне с мужчинами и могли быть верховными вождями. Массагетами, одним из племен саков, в VI в. до н.э. управляла царица Томирис. Широко известно также имя сакской царицы Зарины. В сакском обществе выделялись три группы населения: воины, жрецы, остальные общинники (пастухи и земледельцы). Каждому сословию соответствовали свои традиционные цвета: воинам красный, жрецам белый, общинникам желтый и синий.