Раскопки в Патриаршем саду во Владимире ведутся с 2016 года. Среди открытий, сделанных на этом участке, — останки горожан XII-XV вв. — всего более 80 костяков.
Прямо над захоронениями горожан XII века жители Владимира, жившие лет на 50 позже, сделали высокую насыпь, и бывшее кладбище превратилось то ли в оборонительный вал, примыкавший к Козлову валу, то ли в сторожевой пост, прикрывавший город со стороны Клязьмы. А еще позднее, в XIV-XV веках, в этом месте опять начали хоронить прямо в оборонительной насыпи.
Все эти захоронения XII-XV веков производились по христианскому обычаю: в гробах, со сложенными на груди руками, с ориентацией «восток-запад», инвентарь в погребениях практически отсуствовал.
Четыре погребения удивили археологов сохранившимися фрагментами шелковых византийских воротников 12 века, вышитых золотой нитью с ликами Богоматери Оранты и языческих грифонов.
Однако в нескольких метрах от «кладбища-вала» археологи нашли совершенно другой тип погребения. В глубокой (больше 3 метров) узкой траншее длиной 20 метров в несколько рядов лежали 10 гробов с останками, ориентированными с севера на юг. Нарушение христианского обряда захоронения навело ученых на мысль, что эти умершие могли быть иноверцами.
В одном из раскопов были найдены останки, предположительно мужчины, завернутые в бересту.
Специалист «Владимирского областного центра археологии при ВлГУ» Светлана Очеретина рассказывает, что в результате раскопок стало понятно, что тело этого покойника сначала обернули в бересту, затем положили в гроб и гроб еще раз обернули в бересту.
По словам ученых, на территории Владимира подобный тип захоронения найден впервые. Он характерен скорее для некоторых языческих финно-угорских племен. Костяки, завернутые в бересту, встречались в раскопках курганов в Петушинском районе Владимирской области.
«Это свидетельство смешанного культа. Он положен по христианской традиции, то есть — положен с востока на запад. Но завернут в бересту, что является как бы демонстрацией культа финно-угров и язычников», — рассказала генеральный директор «Владимирского областного центра археологии при ВлГУ» Лариса Гальчук.
Другая сенсационная находка была сделана 6 июля. Под тремя слоями захоронений XII-XV веков неожиданно показались контуры венчика горшка. Аккуратно сняв еще несколько сантиметров земли, археологи застыли в изумлении. Внутри горшка явственно просматривались обожженные фрагменты человеческих костей.
Это ни что иное, говорят ученые, как языческая кремация — сожженные останки умершего жителя древнего Владимира.
«Что касается антропологии. Мало что можем сказать. Мы понимаем, что это человек. Скорее всего, пожилой человек. Вероятнее — женщина. Но это под вопросом. Пожилой, потому что есть ряд изменений возрастных на коленной чашечке. Все, что мы видим пока — это длинные кости рук и ног, недогоревшие, но прокаленные. По видимому, сожгли где-то на стороне, сложили в горшок, и ритуально закопали», — говорит известный антрополог, старший преподаватель кафедры антропологии биологического факультета Московского Государственного Университета Наталья Гончарова, которую пригласили во Владимир оценить «сенсационность» открытия.
Стоит отметить, что в прошлом году в Патриаршем саду в одном из классических христианских захоронений XII-XIII веков в ногах у покойника, лежащего в гробу, уже находили горшок. Но он был пустой. В нем ученые увидели отголоски языческого обряда.
Останки, завернутые в бересту, и горшок с кремированным человеком добавили еще несколько деталей к пестрой картине погребального культа во Владимире домонгольской эпохи. Разнообразие обрядов захоронения: чисто языческие, христианские с отголосками язычества и классические христианские — говорит о том, что в те времена на одной небольшой территории достаточно мирно уживались различные группы людей.
«Разные захоронения разных групп людей. Мы бы сейчас сказали, что это были разные этносы. Но это не были разные этносы. Это разные культуры, разные культурные ветви в одном «древнерусском» этносе.
Другой аспект. Если мы говорим, что это строительство города, люди приехали строить столицу, собрали лучших из лучших из разных мест (княжества). Но они настолько друг друга уважали, и градостроители к ним уважительно относились, что захоронение не разграничивали (носители языческих культов и христиане хоронили своих умерших на одном кладбище). Потому что самое священное было есть и будет - это обряд захоронения. Они позволяют хоронить людей разной веры на одном месте. Это древнерусский мультикультурализм, это дружелюбность, либерализм и веротерпимость раннесредневековых владимирцев», - говорит Лариса Гальчук.
Источник: Зебра-тв