В конце июля появилась информация, что в историческом центре Воронежа, рядом с облдумой походят археологические работы. Поначалу такая информация порадовала – строители наконец осознали, что перед строительством нужно проводить археологические исследования. Однако радость была недолгой – выяснилось, что на сайте Министерства культуры РФ нет приказа о выдаче открытого листа (разрешение на работы) на проведение археологических работ. С целью прояснить ситуацию было сделано обращение в управление по охране объектов культурного наследия Воронежской области, т.к. именно этот государственный орган уведомляют археологи перед началом археологических работ. Пока обращение находится в работе управления, на 5 августа выясняется, что раскопки на улице Пушкинской 14б-16а уже проведены. Раскоп закончен, грунт выбран по материку, видно, что была проведена горизонтальная зачистка дна. При этом стенки раскопка сохранили следы работы землеройной техники – просматриваются полосы от зубцов ковша экскаватора. Повторюсь, что раскопки уже завершены, а достоверной информации о выданных открытых листах на город Воронеж и улицу Пушкинскую найти не получается.
В сложившийся ситуации в рамках деятельности общественной организации мы решили привлечь внимание Прокуратуры, Министерства культуры РФ (выдает открытые листы) и Института археологии РАН (осуществляют научный контроль за археологическими раскопками).
Ситуацию с раскопками без разрешения можно оценить крайне негативно. Во-первых, открытый лист – это гарантия того, что все полученные артефакты в ходе археологических работ попадут в государственный музейный фонд страны, во-вторых, выданный открытый лист – это обязанность соблюдения научной методики ведения археологических работ (по окончанию работ сдается научный отчет, который проверяется в институте археологии РАН), в-третьих, для профессионального научного сообщества открытый лист является важным краеугольным камнем с моральной, профессионально-этической стороны ремесла, проведение работ без лицензии опускает ученого-археолога до мародёра и «черного копателя». Будем надеяться, что эта история закончится более-менее нормально и последует реакция от профессионального сообщества и контролирующих структур. В-четвертых, раскопки на Пушкинской могут попасть под статью 7.15 КоАП РФ – проведение археологических полевых работ без полученного в установленном порядке разрешения (открытого листа) наказывается штрафом и конфискацией инструментов и приборов. Уголовная ответственность (ст. 243 УК РФ) может повлечь исправительные работы, либо даже лишение свободы на срок до двух лет. Ситуация отягощается тем, что «Культурный слой г. Воронежа» включен в реестр объектов культурного наследия, а археолог заведомо был в курсе всех правил и положений, административной и уголовной ответственности, а самое главное в наличие объекта культурного наследия. В отличие от «черных копателей» рассказывать сказки о том, что копали картошку не получится…
Но в этой истории все еще гораздо сложнее чем отсутствие разрешения на археологические работы. Есть еще два сложных нюанса.
Не понятно почему строители сначала пошли по законному пути, а потом вдруг оказалось, что ситуация на грани фола?! Застройщик или заказчик стройки на начальном этапе исполнил все требования 73 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Необходимое взаимодействие строителей и чиновников от охраны историко-культурного наследия все же было. В мае этого года государственным экспертом Сарапулкиной Т.В. была проведена историко-культурная экспертиза участка будущей стройки. Заказчиком экспертизы выступил АУК ВО «Государственная инспекция историко-культурного наследия» — это подведомственная организация управления по охране объектов культурного наследия Воронежской области. Скорее всего археолог или группа археологов пошла на уступки застройщикам и решали помочь им сократить время ожидания, а заодно и затраты от простоя стройплощадки. На получение открытого листа требуется время, бюрократическая машина работает стабильно, но не быстро. Пока археолог получит открытый лист, пока проведет раскопки, потом археолог составляет технический отчет, отчет проходит проверку и только после этого признается, что застройщик выполнил все требования по сохранению объекта культурного наследия и может приступать к строительству. А это по времени суммарно составит от полутора до трех месяцев минимум.
И напоследок, новая стройка офисного здания попадает между двух памятников архитектуры – «Дом Михайлова» (Пушкинская 14) и «Училищный дом» (Пушкинская 16). Судя по всему, для того что бы изыскать землю в центре города охранную зону памятников архитектуры ужали. Подобный пример архитектурного бандитизма воронежская общественность помнит по усадьбе Быстржинских (Платонова 11), когда выяснилось, что теплотрасса проходит практически по стене старинного особняка. Интересно, новое здание не несет ли угрозы для двух соседних «старичков»?
Источник: arhnasledie.ru