По некоторым оценкам у Юпитера 60-200 естественных спутников. Широкий разброс обусловлен лишь терминологией. Некоторые учёные считают спутниками мелкие объекты, другие же причисляют их к космическому мусору. Но 4 самых известных Галилеевых спутника не вызывают сомнений в правильности присвоенного им статуса. Потому что Ио, Европу, Ганимед и Каллисто видно в телескопы. В июне этого года мы без проблем разглядели все четыре в обсерватории.
Начнём знакомиться с Ио. Он расположен ближе всего к Юпитеру. Находится на таком же расстоянии, на каком Луна относительно Земли. Только представьте зрелище, которое увидел бы Юпитерианский Нил Армстронг! В отличие от Земли, которую можно прикрыть большим пальцем, стоя на поверхности Луны, Юпитер будет занимать примерно четверть (!) небосклона. Что-то подобное будет, если смотреть на Кремль, лёжа на брусчатке в пятидесяти метрах от входа. Мне сложно подобрать аналогию, просто дайте безгранично-космическую волю своему воображению.
Вы прилетели на Ио. Цель вашей миссии – изучение вулканической активности спутника. И вот вы выходите из космического аппарата, а над вами (справа от вас, слева от вас, даже ниже, чем линия вашего горизонта) огромный газовый гигант Юпитер. Его разноцветные слои кружатся в противоположных направлениях и вы детально можете разглядеть завихрения, такие, как Большое Красное Пятно. Почва под вашими ногами вибрирует и раздаётся гул сжимаемой коры. Это происходит потому, что колоссальная гравитация Юпитера растягивает Ио в своём направлении, а остальные спутники, пролетая мимо, тянут Ио в противоположную сторону. Коэффициент растяжения так же велик, как и океанические приливы на Земле. Хотя, нет, больше. Поверхность Ио способна подниматься и опадать на сто метров. Вокруг вас извергаются сернистые вулканы, диаметром до 200 км, а вещества, выбрасываемые на поверхность видно из открытого космоса. И посреди всего этого безумия вы. Эпично, не правда ли?)
Поверхность Ио – самый изменчивый ландшафт в СС, потому что именно здесь самая высокая вулканическая активность. Знаете, снимки Ио часто сравнивают с пиццей. Иногда с конкретной, пиццей пепперони, да. Вот уж не знаю, я такого не разглядела.
Дальше поговорим о Ганимеде, третьем спутнике Юпитера. Я намеренно оставляю второй спутник на следующий раз, на десерт. Так вот, Ганимед. Настолько крупный, что мог бы быть самостоятельной планетой в Солнечной Системе. По массе и размеру он обогнал Меркурий. Поверхность его изувечена бомбардировками, о чём шепчут нам частые кратеры.
Что примечательно – у Ганимеда есть своё магнитное поле. Для спутников это совершенно не типично, ведь магнитное поле появляется у тела, чьи недра и ядро раскалены. Откуда же внутри Ганимеда столько тепла и энергии, ведь солнце так далеко, а Юпитер, каким бы огромным и прекрасным не был, не излучает своей тепловой энергии (только лишь совсем чуть чуть). Учёные считают, что задолго до людей на Ганимеде произошла крупная катастрофа, которая смогла нагреть спутник изнутри. Поверхность так и остаётся ледяной и безжизненной. От - 203? С до – 121 ? С. Тем не менее, великие умы не покидает надежда найти жизнь в возможной жидкости под поверхностью коры.