У южного побережья Исландии находится небольшой архипелаг Вестманнаэйяр: дюжина необитаемых островков и Хеймаэй, который можно обойти весь за два часа и на котором живет около 5000 человек. Несколько историй о нем: про ирландских рабов, про алжирских пиратов и про самый молодой вулкан в мире.
Вестманнаэйяр в переводе со старонорвежского значит «Земля западных людей», и под западными людьми здесь имеются в виду ирландцы. В девятом веке, вскоре после заселения Исландии норвежцами ирландские рабы Хьорлейва Арнарсона убили своего хозяина и сбежали на архипелаг. Ингольф догнал убийц и всех их уничтожил, отомстив за смерть троюродного брата. Подробности этого случая мы знаем из «Книги о заселении Исландии», написанной на двести лет позже.
А летом 1627 года, во время так называемого турецкого нападения на Исландию, на Хеймаэй высадились три корабля берберских пиратов. 234 человека были вывезены в Алжир и проданы там в рабство, а старые, больные и те, кто оказывал сопротивление, были убиты на месте. Лютеранскому священнику Олафу Эгильссону удалось выбраться из плена и он написал об этом автобиографическую книгу. В 1636 году датский король Кристиан IV заплатил выкуп за часть пленников и 34 человека вернулись домой — через Тунис, Италию, Германию и Данию.
Самой знаменитой пленницей была Гудрид Симонардоттир (Турецкая Гудда), после возвращения в Исландию ставшая женой Халльгрима Петурссона, великого исландского поэта, который был вдвое её младше. Про ее сложную жизнь Якоб Йонссон в 1952 году написал известную пьесу, а в 2001 году стала бестселлером книга Стейнун Йоханнесдоттир «Скитания Гудрид».
Исландия вообще и Вестманнаэйяр в частности находятся в области сейсмической активности. В 1963 году в результате подводного извержения вулкана архипелаг пополнился островом Суртсей, который стал самой южной точкой Исландии. А через десять лет после этого уже на населенном острове Хеймаэй, на лугу, в непосредственной близости от поселка, образовался новый, на сегодняшний день самый молодой в мире, вулкан Эльдфедль, неожиданно и для жителей, и для сейсмологов, которые заметили слабые подземные толчки за день или два до начала извержения, но не успели их локализовать.
Тем не менее, сразу же после начала извержения население острова было эвакуировано «на материк» (так жители называют Исландию): благодаря шторму за день до этого весь рыболовный флот находился в гавани, а единственную взлетную полосу местного аэропорта пепел засыпал не сразу. В итоге все люди остались живы, и жертвами извержения стал только домашний скот.
Дальше начинается совсем уж фэнтези, героическая сказка о борьбе людей против дракона. Хеймаэй — рыбацкий городок, и поэтому гавань для него имеет крайне важное значение. Нет гавани — нет рыбы — нет жизни на острове. Поэтому добровольцы из числа жителей города и большой Исландии в течение нескольких месяцев перекачивали морскую воду и поливали из пожарных рукавов кипящую лаву, не давая ей тем самым затопить гавань и городские улицы. Через полгода вулкан затух, гавань была спасена и даже стала более удобной из–за того, что лава, застывая, увеличивала площадь острова и прикрывала гавань от Атлантического океана. Поскольку все это происходило уже в современном мире, есть множество документальных съемок, они были собраны в фильм, его показыают в специальном кинотеатре на острове.
Жители постепенно вернулись на Хеймаэй, очистили улицы от пепла, восстановили дома. Инженеры разработали экспериментальную энергетическую систему, использующую жар земли, так что отопление почти для всех домов поселка и сколько–то электрической энергии на протяжении многих лет обеспечивалось потухшим вулканом. Тефра использовалась для того, чтобы укрепить грунт под новыми домами и взлетными полосами аэропорта, откуда сегодня можно долететь до Исландии за 8 минут. Сам вулкан засеивают травой, чтобы предотвратить его выветривание. Исландцы прозвали остров Северными Помпеями и создают полноценный музей у подножия вулкана, в засыпанных домах. А на юге острова выросла колония тупиков, которых сейчас на Вестманнаэйяре живет больше, чем людей.