Лесополоса — понятие почти обыденное: вон их сколько, вдоль дорог, по периметру полей… Когда едешь из Ростова в Волгодонск, периодическое мелькание этих узких полос посадок деревьев даже немного раздражает. И их присутствие кажется нам понятным, очевидным и как-то само собой разумеющимся. Но внимательный человек обратит внимание на то, что эти лесопосадки высажены примерно в одно время — где-то около 60 лет назад.
Можно много спорить о правильности или ошибочности той революционной политики преобразований, которые происходили в СССР во время правления Сталина. Хочеться обратить внимание читателя на одну из сторон этой политики, плодами которой мы пользуемся до сих пор, незамечая этого и воспринимая это как должное.
Старики южных областей Белоруссии отлично помнят то время, когда с территории Украины периодически накатывали, так называемые "Черные пылевые бури". Это был сметенный сильными ветрами плодородный слой чернозема. Например во время пыльной бури в апреле 1928 года в степных и лесостепных областях Украины ветер поднял с площади 1 млн. км2 более 15 млн. т чернозема. Мощность черноземного слоя в степных областях Украины после этой бури уменьшилась на 10-15 см.
В 50-х годах они постепенно стали сходить на нет. Что же произошло? Что их предотвратило? А вот что!
В 1948 г., когда Европа восстанавливалась после войны, в СССР по инициативе Сталина вышло постановление «О плане полезащитных лесонасаждений, внедрения травопольных севооборотов, строительства прудов и водоёмов для обеспечения высоких устойчивых урожаев в степных и лесостепных районах Европейской части Советского Союза». Программа, не имеющая аналогов в мире, впоследствии получила название «Сталинский план преобразования природы».
Целью данного плана было предотвращение засух, песчаных и пыльных бурь путём строительства водоёмов, посадки лесозащитных насаждений и внедрения травопольных севооборотов в южных районах СССР .
План основывался на идеях Васи?лия Васи?льевича Докуча?ева (1846г-1903г) основателя национальной школы почвоведения и географии почв.
После 1891 года Докучаев разработал комплексную программу борьбы с засухами. Главной причиной засух и неурожаев было бессистемное с/хэксплуатация чернозёмов, неумеренная распашка степей, вырубка лесов на водоразделах и, как следствие этого, развитие плоскостной и овражной эрозии, понижение уровня грунтовых вод, разрушение комковато-зернистой структуры почвы, ухудшение вводно-воздушных свойств чернозёмов, из – за чего они начинают хуже удерживать атмосферную влагу, а засухе легче её отнимать.
Первоначально Докучаевым предполагалась экспериментальная проверка его метода «лечения ландшафта» на трех участках: Каменной степи, Великоанадольском и Старобельском участках. Эксперимент был согласован и одобрен правительством, получено необходимое финансирование, и Докучаев получил возможность реализации своего проекта. По замыслу Докучаева облесению подлежало 10–20% от общей территории степных участков. Закладывались лесополосы разной ширины от 6 до 200 м. К 1898 году экспериментальные участки были облесены. В 1903 году Докучаев умирает, и вместе с его смертью прекращается реализация его проекта, хотя посаженные им лесополосы продолжают поддерживаться в составе казенных лесничеств.
Идеи Докучаева продолжают жить в обществе, активно поддерживаются советской властью, и в 30-е годы на Каменостепской станции был организован НИИ с/х чернозёмной зоны им.Докучаева, его метод отшлифован и доведён до кондиции. На землях института агроэкосистемы были не сплошными, а мозаичными, чередовались пашни, лесополосы, пруды, водоисточники и противоэрозионные устройства. Проводилась правильная обработка почв, удобрения вносятся по нормам, без пересыпа и недосыпа, соблюдаются севообороты (это было в новинку - до 30-х годов крестьянин не умел и не хотел хозяйствовать «по науке»). Даже в самые засушливые годы на полях Института выращивали высокие (25-30 ц/га), а, главное, устойчивые урожаи зерновых и других с/х культур.
То есть ещё в 30-е годы был дан пример, как должен быть реконструирован степной ландшафт, чтобы получать устойчивые урожаи при минимальной опасности их гибели в случае засухи. Оказывается, не всё нужно распахивать: 10%-15% площади надо оставлять природе, большие массивы полей недопустимы из-за потери плодородного слоя, небольшие пятна полей должны пересекаться лесополосами, и сеть лесополос должна покрыть всю область рискованного земледелия.
Понятно, какая выгода от распространения этой практики почво- и природозащитного земледелия за пределы отдельных хозяйств на всю полосу, где бывают засухи.
Согласно плану, всего планировалось высадить более 4 млн га леса, и создать государственные полезащитные полосы длиной свыше 5300 км. Эти полосы должны были предохранять поля от жарких юго-восточных ветров — суховеев. Помимо государственных лесных защитных полос высаживались лесополосы местного значения по периметру отдельных полей, по склонам оврагов, вдоль уже существующих и вновь создаваемых водоёмов, на песках (с целью их закрепления). Помимо этого внедрялись более прогрессивные методы обработки полей: применение чёрных паров, зяби и лущения стерни; правильная система применения органических и минеральных удобрений; посев отборных семян высокоурожайных сортов, приспособленных к местным условиям.
План предусматривал также внедрение травопольной системы земледелия. Согласно этой системе, часть пашни в севооборотах засевалась многолетними бобовыми и мятликовыми травами. Травы служили кормовой базой животноводства и естественным средством восстановления плодородия почв. План предусматривал не только абсолютное продовольственное самообеспечение Советского Союза, но и наращивание со второй половины 1960-х годов экспорта отечественных зерно- и мясопродуктов. Созданные лесополосы и водоёмы должны были существенно разнообразить флору и фауну СССР.
Одновременно с устройством системы полезащитных лесонасаждений была начата большая программа по созданию оросительных систем. В СССР было создано около 4 тыс. водохранилищ, вмещающих 1200 км? воды. Они позволили резко улучшить окружающую среду, построить большую систему водных путей, урегулировать сток множества рек, получать огромное количество дешёвой электроэнергии, использовать накопленную воду для орошения полей и садов.
Таким образом, план совмещал в себе задачи охраны окружающей среды и получения высоких устойчивых урожаев. Всё это должно привести к получению устойчивых высоких урожаев, не зависящих от капризов погоды, на площади свыше 120 млн. гектаров. Такой урожай мог в то время прокормить половину жителей планеты.
План был рассчитан на 15 лет и успешно притворялся в жизнь. Осуществлённые мероприятия привели к росту урожайности зерновых на 25-30 %, овощей — на 50-75 %, трав — на 100—200 %. Также в результате роста капиталовложений в сельское хозяйство и улучшения технической оснащенности колхозов и совхозов удалось создать прочную кормовую базу для развития животноводства (значительную роль в этом сыграли машино-тракторные станции). Производства мяса и сала в 1951 г. по сравнению с 1948 г. возросло на 80%, в том числе свинины — на 100%, производство молока — на 65%, яиц — на 240%, шерсти — на 50%. В результате существенно увеличилась доля общественного животноводства колхозов и совхозов в производстве животноводческой продукции: в 1950 г. она составила 33 % по мясу, 25 % — по молоку, 11 % — по яйцам".
К 1952 году система была в основном создана и начала работать. Качество сельскохозяйственных земель, защищенных лесополосами, заметно возросло — уменьшилась эрозия, улучшился водный баланс, и как следствие, выросла урожайность полей… Но темп работ к 1952 году замедлился. В 1956 году программа была свёрнута, хотя первоначально была рассчитана до 1965 года. И лишь когда опять случилась беда (1967 год), было решено возобновить некоторые мероприятия. Кстати, меньше всего от засухи и суховеев 60-х пострадали районы, где система продолжала по инерции функционировать
В годы перестройки, c 1985 года работы по расширению и модернизации системы ирригации и лесопосадок, созданных в СССР, были прекращены, а сама система стала разрушаться и выводиться из строя. В результате снабжение сельского хозяйства водой стало снижаться и с 2004 года колеблется на уровне около 8 км? — в 3,4 раза меньше, чем в 1984 году. В 1980-е годы в лесополосах ещё проводилась посадка леса в размере 30 тыс. га в год, после 1995 года она колебалась на уровне около 2 тыс. га, а в 2007 году составила 0,3 тыс. га. Созданные лесополосы зарастают кустарником и теряют свои защитные свойства. Также, из-за бесхозности, лесонасаждения стали вырубаться.
Когда население нищает, оно начинает вырубать деревья в лесополосах. Население Украины нищает катастрофично быстрыми темпами. Значит следует ожидать значительного ускорения вырубки лесополос.
Положительным моментом является то, что лесополосы имеют свойство самовостанавливаться после, казалось бы полной вырубки. Но если от природы только брать, и ничего не давать взамен, запас ее прочности может кончиться и "Черные бури" вернуться.
Источник: fishki.net