Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов
Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить
и умереть в зоне сейсмической активности

Стихия

Землетрясение, Извержения вулканов, Ледяной дождь, Лесные пожары, Ливни, Наводнения, Огненный смерч, Паводок, Смерчи (Торнадо), Тайфуны, Тектонический разлом, Ураганы, Цунами, град, ледоход

Вулканы

Авачинский, Асо, Безымянный, Везувий, Йеллоустоун, Кампи Флегрей, Карангетанг, Килауэа, Ключевская Сопка, Мерапи, Мон-Пеле, Невадос-де-Чильян, Питон-де-ла-Фурнез, Сабанкая, Тавурвур, Толбачик, Фуэго, Хурикес, Шивелуч, Этна

Тайфуны

Тайфун Нору

Наводнения

Наводнение в Приморье

Районы вулканической активности

Вулканы Камчатки, Вулканы Мексики, Курилы

Грязевые вулканы и гейзеры

Локбатан

Природа

Вулканы, Изменение климата, Красота природы

Наука

Археология, Вулканология

Наша планета

Живая природа, Спасение животных

Ураганы

Тайфун Мэттью, Ураган Ирма, Ураган Харви, ураган Мария

Районы сейсмической активности

Землетрясение в Италии, Землетрясение в Китае, Землетрясение в Турции

Солнечная система

Венера, Марс, Меркурий, Планета Земля, Плутон, Сатурн, Юпитер

Космос

экзопланеты

Астрономические события

Лунное затмение, Метеориты, Противостояние Марса, Суперлуние

Антропогенные факторы

Климатическое оружие

Землетрясения

Прогноз землетрясений

2017-08-21 15:43

«Пронеси, Господи!». Старая дорога в Красную Поляну

Планета Земля

Первая дорога на Красную Поляну сразу после сдачи её в эксплуатацию в 1898 году стала не только жизненно важной артерией для горного посёлка, но и замечательной достопримечательностью. Что представляла собой старая дорога? Сегодня совершая поездку в Красную Поляну на электричке или автомобиле по ультрасовременной магистрали, построенной в преддверии сочинской Олимпиады, даже представить невозможно насколько раньше путешествие по старой дороге захватывало дух. Шестьдесят километров живописного горного шоссе, во многих участках проходящего буквально по краю пропасти. Страшный трёхкилометровый скальный участок ущелья Ах-Цу, высеченный прямо в скале, где с одной стороны, нависающие небезопасные скалы, а с другой – крутое ущелье по которому несёт свои воды река Мзымта. Тоннели прямо в скалах. Все эти живописные виды не могли не волновать путешественников. Ещё в начале двадцатого века туристы нанимали извозчика, приезжали в Красную Поляну и в этот же день возвращались на побережье. И всё это лишь для того, чтобы увидеть одну из самых красивых дорог Кавказа, которая больше века оставалась настоящей визитной карточкой этих мест.

Поездка по старой дороге была совсем небезопасной. И хотя автобусы, курсирующие по этому маршруту, имели специальные защитные металлические сетки, спасающие от камнепадов, во многих особо опасных местах были обустроены защитные навесы из бетона, а на протяжении всей дороги со стороны крутого обрыва в ущелье было установлено ограждение, аварийность оставалась высокой. Особо опасным был пресловутый скальный участок, который в народе прозвали «Пронеси, Господи!», где чаще всего случались камнепады. Доставалось Красной Поляне зимой, во время снегопадов, когда дорогу закрывали, посёлок попросту оставался отрезанным от цивилизации, а хлеб доставлялся вертолётами. Вообще с 60-х годов прошлого века вплоть до начала 90-х между аэропортом Адлера и Красной поляной курсировали рейсовые вертолёты. Стоило это удовольствие недёшево, но многие в целях безопасности предпочитали именно этот вариант проезда. Неудобство было и в межсезонье, когда горные потоки несли с собой оползни и обвалы, нередко перекрывавшие дорожное полотно. Небезопасно было на дороге и летом, с летящими с высоты камнями разной величины, представляющими реальную угрозу для транспорта и пассажиров. В последние годы существования дороги режим движения по ней вообще стал реверсивным, что немного снизило аварийность, но увеличило время в пути.

Сегодня эта, некогда визитная карточка Адлера и Красной Поляны превратилась в заброшенный участок горной дороги, на который вход воспрещён. По состоянию самого дорожного полотна видно, что оно уже давно не эксплуатируется. Повсеместно встречаются обвалы дороги, следы камнепадов, осыпей и сломанные ими дорожные ограничители. Во многих местах дорога заросла. А глядя вверх, на вертикальные скалы, нависающие прямо над головой, которые давно не обрабатывались и в любую секунду угрожают обвалом, невольно произносятся слова: «Пронеси, Господи!». Правда, это не мешает любителям острых ощущений совершать по нему пешие или велосипедные прогулки и любоваться этой своеобразной природно-урбанистической достопримечательностью. Чтобы попасть на этот участок старой дороги они, двигаясь со стороны Красной Поляны, сворачивают левее основного шоссе перед въездом в Кепшенский тоннель, или, соответственно, направо, если едут из Адлера.

Здесь можно наглядно видеть, как человек боролся со скалами, вырубая в них тоннели и ровные площадки для дороги, орудуя лишь киркой и ломом. По пути можно встретить бронзовый барельеф Константинову – руководителю работ по строительству дороги, а также памятник в честь бойцов Красной Армии, погибших в этом месте за Власть Советов. Здесь можно полакомиться дикой ежевикой и инжиром, увидеть старый узкий тоннель в скале и выходы современных подземных эвакуационных рукавов нового тоннеля, полюбоваться бушующей внизу Мзымтой, послушать пение птиц и проникнуться красотой запустения. Отсюда получаются великолепные фотографии.

В планах властей – восстановление этого объекта и превращение его в замечательный туристический маршрут. Однако пока всё это одни слова, поэтому существует реальная угроза исчезновения этого интересного места. Остаётся только надеяться, что планы всё же будут реализованы и скальный участок старой дороги в Красную Поляну станет достопримечательностью, доступной широкому кругу туристов.


Источник: крым-сочи.СЂС„