Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов
Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить
и умереть в зоне сейсмической активности

Стихия

Землетрясение, Извержения вулканов, Ледяной дождь, Лесные пожары, Ливни, Наводнения, Огненный смерч, Паводок, Смерчи (Торнадо), Тайфуны, Тектонический разлом, Ураганы, Цунами, град, ледоход

Вулканы

Авачинский, Безымянный, Бромо, Булусан, Везувий, Иджен, Йеллоустоун, Килауэа, Ключевская Сопка, Мерапи, Мон-Пеле, Невадос-де-Чильян, Питон-де-ла-Фурнез, Сабанкая, Тавурвур, Толбачик, Турриальба, Хурикес, Шивелуч, Этна

Тайфуны

Тайфун Нору

Наводнения

Наводнение в Приморье

Районы вулканической активности

Вулканы Камчатки, Вулканы Мексики, Курилы

Грязевые вулканы и гейзеры

Локбатан

Природа

Вулканы, Изменение климата, Красота природы

Наука

Археология, Вулканология

Наша планета

Живая природа, Спасение животных

Ураганы

Тайфун Мэттью, Ураган Ирма, Ураган Харви, ураган Мария

Районы сейсмической активности

Землетрясение в Италии, Землетрясение в Китае, Землетрясение в Турции

Солнечная система

Венера, Марс, Меркурий, Планета Земля, Плутон, Сатурн, Юпитер

Космос

экзопланеты

Астрономические события

Лунное затмение, Метеориты, Противостояние Марса, Суперлуние

Антропогенные факторы

Климатическое оружие

Землетрясения

Прогноз землетрясений

2017-08-25 13:33

Как в СССР разрабатывали первую успешную сверхтяжелую ракету и чем это кончилось

Как в СССР разрабатывали первую успешную сверхтяжелую ракету и чем это кончилось

Ответный удар

Еще до запуска первого космического многоразового корабля «Колумбия» в апреле 1981 года советское космическое руководство готовилось ответить на вызов американцев. Программе «Спейс шаттл» было решено противопоставить свою систему многоразовых космических кораблей — только лучше.

Изначально советская сторона считала, что шаттлы создавались исключительно с военной целью. Однако после принятия решения президента США о начале широкомасштабных работ по программе «Спейс шаттл» в 1972 году, стало понятно, что это не столько военный проект, сколько удобный и простой способ построения моста «Земля—космос—Земля». О расходах американской стороны, которые впоследствии и привели к закрытию проекта, еще не было ничего известно, а потому советские конструкторы предложили создавать симметричный вариант.

Попутно стояла задача создать новую сверхтяжелую ракету. Она появилась немного раньше, сразу после провала программы первой советской сверхтяжелой ракеты Н-1 и окончания периода «лунной гонки».

Разработчиком многоразовой системы стало ОКБ «Энергия», сформированное в 1946 году как ОКБ-1. Тогда его главным конструктором был Сергей Королев, а впоследствии руководителем стал Валентин Глушко. Исходя из двоякой задачи «не уступим челнокам» и «сделаем советский сверхтяж», было решено создать многоразовую космическую систему военно-гражданского назначения с характеристиками, аналогичными американской, но использующую особо тяжелую ракету.

Первый вариант системы 1975 года (орбитальный самолет ОС-120) практически ничем не отличался от «Спейс шаттла». Разве что вместо пары американских твердотопливных ускорителей предлагалось поставить четыре жидкотопливных. Впрочем, спустя год двигатели второй ступени перенесли с космоплана на ракету-носитель. Так к 1976 году система обрела знакомые нам очертания — большая ракета, используемая как гигантский ускоритель для будущего «Бурана». В отличие от американской программы, где космоплан являлся неотъемлемой частью ракеты-носителя, «Энергия» была гораздо более гибкой: она могла выводить на орбиту различные грузы, а «Буран» был лишь одним из вариантов программы.

Это автоматически страховало будущее проекта от последствий сбоев и глобальных неудач, подобных тем, что испытала программа шаттлов. При внедрении США отказались от имевшегося и уже готового сверхтяжа — ракеты «Сатурн-5», доставившей человека на Луну. Когда челноки оказались слишком дорогими и аварийными, пришлось сворачивать все наработки целиком. «Сатурны» к тому моменту стали историей: перерыв в их производстве достиг 40 лет, большинство субподрядчиков либо закрылось, либо уже давно не делало такую продукцию.

«Энергия» — «Буран»


Двигатель РД-170. Фото из книги Б.И. Губанова «Триумф и трагедия „Энергии“»

Технические характеристики «Энергии» впечатляют. Она могла вывести на низкую околоземную орбиту до ста тонн полезного груза, а в нереализованном варианте «Вулкан» — вдвое больше, немыслимые 200 тонн. Обеспечивалась такая мощь множеством новых для мировой и советской космонавтики решений.

Специально для «Энергии» был создан самый мощный в мире жидкостный ракетный двигатель РД-170. Мощность этого четырехкамерного агрегата составила рекордные 20 миллионов лошадиных сил. Он мощнее, чем однокамерный F-1 американской ракеты-носителя «Сатурн-5», летавшей на Луну. Мощности современных двигателей РД-180 (используется в американских ракетах «Атлас») и РД-191 (российская ракета «Ангара») составляют всего лишь половину и четверть от мощности РД-170.

Над созданием «Энергии» и «Бурана» работали более миллиона человек. 1206 предприятий и организаций почти ста различных министерств и ведомств были задействованы в создании многоразовой космической системы. Программа обошлась в 14 миллиардов рублей (не считая еще 400 миллионов на постройку «Бурана» и сам запуск), что составляет около двух триллионов в ценах 2017 года. Для сравнения: бюджет десятилетней Федеральной космической программы, главного источника средств для современного российского космоса, — 1,4 триллиона рублей.

Короткая жизнь

Первый полет «Энергии» был запланирован на 1987 год. Расхождение с первоначальным графиком создания системы составило меньше четырех лет, что для проекта такого размаха — совсем немного. Транспортный самолет ВМ-Т «Атлант», переоборудованный из стратегического бомбардировщика М-3, сделал более 150 полетов, доставляя на «Байконур» составные части 60-метровой «Энергии» и сам «Буран».

Однако в свой первый полет «Энергия» ушла без «Бурана». Было решено не рисковать космопланом, и вместо него полезным грузом «Энергии» стал спутник «Полюс». Под этим названием скрывался первый экспериментальный прототип орбитальной лазерной платформы «Скиф-ДМ». Предполагалось, что с ее 100-киловаттным газодинамическим лазером она станет мощным козырем для СССР в «звездных войнах» с США. Восьмидесятитонная махина, вооруженная лазером, могла в короткое время уничтожить практически любой космический аппарат на земной орбите. В вакууме лазеру не мешает атмосфера и облака, а цели он достигает намного быстрее, чем пушечный снаряд.


Старт ракетно-космической транспортной системы «Энергия» — «Буран». Фото Альберта Пушкарева и Валентина Кузьмина /Фотохроника ТАСС

Старт состоялся 15 мая 1987 года. Две ступени «Энергии» отработали успешно. Через 460 секунд после старта «Скиф-ДМ» отделился от ракеты-носителя на высоте 110 километров. Однако из-за ошибок в электрической схеме он не вышел на необходимую орбиту и упал в Тихий океан. Тем не менее, по отчетам специалистов, почти 80 процентов всех запланированных опытов удалось выполнить за короткое время падения платформы по баллистической траектории. Таким образом, в 1987 году СССР впервые удачно запустил свою первую сверхтяжелую ракету.

Следующий полет «Энергии», уже с «Бураном», состоялся 15 ноября 1988 года. Свой первый и последний полет многоразовый ракетоплан «Буран» совершил в автоматическом режиме, без участия людей. Это радикально отличало его от «Спейс шаттла» — тот в автоматическом режиме летать не мог, из-за чего даже на испытательных полетах приходилось рисковать людьми.

«Энергия» удачно вывела космический корабль «Буран» на околоземную орбиту. В течение 205 минут он сделал два витка и приземлился на специально созданный для этого аэродром Юбилейный на территории космодрома Байконур. На всякий случай были подготовлены два запасных аэродрома — гражданский Симферополь в Крыму и военный Хороль в Приморье. А для посадки «Бурана» в экстренном режиме подготовили и усилили еще четырнадцать военных аэродромов. К счастью, ни один из запасных аэродромов не пригодился.

По живому

Никому и в голову прийти не могло, что больше ни одна «Энергия» не полетит в космос. Но начавшуюся перестройку, а вслед за ней и урезание космических бюджетов проект не выдержал. Сначала его заморозили, а в 1993 году закрыли окончательно.

В этот момент на Байконуре находилось пять ракет-носителей «Энергия» в разной степени готовности. Две из них для полета требовалось только заправить. После развала Советского Союза они стали собственностью Казахстана. Поэтому и простояли до 2002 года, пока не погибли при обрушении крыши ангара. Оставшиеся ракеты разрезали и продали на металлолом. А те части советской сверхтяжелой ракеты, что не удостоились этой чести, до сих пор тихонько ржавеют — проект оказался никому не нужен. Такая же судьба постигла и летавший в космос «Буран».

Можно понять сложности переходного периода экономики и проблемы с финансированием. Однако подобное отношение к проекту иначе как разгильдяйством на грани предательства назвать нельзя. Очевидно, что сверхтяжелые проекты в космосе в конечном счете придется делать вновь, а значит всю ту работу, что уже сделали в 80-е и не смогли сберечь в 90-е, придется повторить заново.

Вместо эпилога

В августе 2016 года в новостях появилась информация о том, что в госкорпорации «Роскосмос» приступили к проектированию новой ракеты сверхтяжелого класса, создать которую планируется, используя задел программы «Энергия — Буран» — в частности, двигатели РД-171. Остается задать только один вопрос: во сколько раз проще и дешевле было бы вернуться к этой теме, если бы наследие единственного успешного советского сверхтяжа в свое время удалось сохранить.


Источник: chrdk.ru