Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить и умереть в зоне сейсмической активности
Как в СССР разрабатывали первую успешную сверхтяжелую ракету и чем это кончилось
Как в СССР разрабатывали первую успешную сверхтяжелую ракету и чем это кончилось
Ответный удар
Еще до запуска первого космического многоразового корабля «Колумбия» в апреле 1981 года советское космическое руководство готовилось ответить на вызов американцев. Программе «Спейс шаттл» было решено противопоставить свою систему многоразовых космических кораблей — только лучше.
Изначально советская сторона считала, что шаттлы создавались исключительно с военной целью. Однако после принятия решения президента США о начале широкомасштабных работ по программе «Спейс шаттл» в 1972 году, стало понятно, что это не столько военный проект, сколько удобный и простой способ построения моста «Земля—космос—Земля». О расходах американской стороны, которые впоследствии и привели к закрытию проекта, еще не было ничего известно, а потому советские конструкторы предложили создавать симметричный вариант.
Попутно стояла задача создать новую сверхтяжелую ракету. Она появилась немного раньше, сразу после провала программы первой советской сверхтяжелой ракеты Н-1 и окончания периода «лунной гонки».
Разработчиком многоразовой системы стало ОКБ «Энергия», сформированное в 1946 году как ОКБ-1. Тогда его главным конструктором был Сергей Королев, а впоследствии руководителем стал Валентин Глушко. Исходя из двоякой задачи «не уступим челнокам» и «сделаем советский сверхтяж», было решено создать многоразовую космическую систему военно-гражданского назначения с характеристиками, аналогичными американской, но использующую особо тяжелую ракету.
Первый вариант системы 1975 года (орбитальный самолет ОС-120) практически ничем не отличался от «Спейс шаттла». Разве что вместо пары американских твердотопливных ускорителей предлагалось поставить четыре жидкотопливных. Впрочем, спустя год двигатели второй ступени перенесли с космоплана на ракету-носитель. Так к 1976 году система обрела знакомые нам очертания — большая ракета, используемая как гигантский ускоритель для будущего «Бурана». В отличие от американской программы, где космоплан являлся неотъемлемой частью ракеты-носителя, «Энергия» была гораздо более гибкой: она могла выводить на орбиту различные грузы, а «Буран» был лишь одним из вариантов программы.
Это автоматически страховало будущее проекта от последствий сбоев и глобальных неудач, подобных тем, что испытала программа шаттлов. При внедрении США отказались от имевшегося и уже готового сверхтяжа — ракеты «Сатурн-5», доставившей человека на Луну. Когда челноки оказались слишком дорогими и аварийными, пришлось сворачивать все наработки целиком. «Сатурны» к тому моменту стали историей: перерыв в их производстве достиг 40 лет, большинство субподрядчиков либо закрылось, либо уже давно не делало такую продукцию.
«Энергия» — «Буран»
Технические характеристики «Энергии» впечатляют. Она могла вывести на низкую околоземную орбиту до ста тонн полезного груза, а в нереализованном варианте «Вулкан» — вдвое больше, немыслимые 200 тонн. Обеспечивалась такая мощь множеством новых для мировой и советской космонавтики решений.
Специально для «Энергии» был создан самый мощный в мире жидкостный ракетный двигатель РД-170. Мощность этого четырехкамерного агрегата составила рекордные 20 миллионов лошадиных сил. Он мощнее, чем однокамерный F-1 американской ракеты-носителя «Сатурн-5», летавшей на Луну. Мощности современных двигателей РД-180 (используется в американских ракетах «Атлас») и РД-191 (российская ракета «Ангара») составляют всего лишь половину и четверть от мощности РД-170.
Над созданием «Энергии» и «Бурана» работали более миллиона человек. 1206 предприятий и организаций почти ста различных министерств и ведомств были задействованы в создании многоразовой космической системы. Программа обошлась в 14 миллиардов рублей (не считая еще 400 миллионов на постройку «Бурана» и сам запуск), что составляет около двух триллионов в ценах 2017 года. Для сравнения: бюджет десятилетней Федеральной космической программы, главного источника средств для современного российского космоса, — 1,4 триллиона рублей.
Короткая жизнь
Первый полет «Энергии» был запланирован на 1987 год. Расхождение с первоначальным графиком создания системы составило меньше четырех лет, что для проекта такого размаха — совсем немного. Транспортный самолет ВМ-Т «Атлант», переоборудованный из стратегического бомбардировщика М-3, сделал более 150 полетов, доставляя на «Байконур» составные части 60-метровой «Энергии» и сам «Буран».
Однако в свой первый полет «Энергия» ушла без «Бурана». Было решено не рисковать космопланом, и вместо него полезным грузом «Энергии» стал спутник «Полюс». Под этим названием скрывался первый экспериментальный прототип орбитальной лазерной платформы «Скиф-ДМ». Предполагалось, что с ее 100-киловаттным газодинамическим лазером она станет мощным козырем для СССР в «звездных войнах» с США. Восьмидесятитонная махина, вооруженная лазером, могла в короткое время уничтожить практически любой космический аппарат на земной орбите. В вакууме лазеру не мешает атмосфера и облака, а цели он достигает намного быстрее, чем пушечный снаряд.
Старт состоялся 15 мая 1987 года. Две ступени «Энергии» отработали успешно. Через 460 секунд после старта «Скиф-ДМ» отделился от ракеты-носителя на высоте 110 километров. Однако из-за ошибок в электрической схеме он не вышел на необходимую орбиту и упал в Тихий океан. Тем не менее, по отчетам специалистов, почти 80 процентов всех запланированных опытов удалось выполнить за короткое время падения платформы по баллистической траектории. Таким образом, в 1987 году СССР впервые удачно запустил свою первую сверхтяжелую ракету.
Следующий полет «Энергии», уже с «Бураном», состоялся 15 ноября 1988 года. Свой первый и последний полет многоразовый ракетоплан «Буран» совершил в автоматическом режиме, без участия людей. Это радикально отличало его от «Спейс шаттла» — тот в автоматическом режиме летать не мог, из-за чего даже на испытательных полетах приходилось рисковать людьми.
«Энергия» удачно вывела космический корабль «Буран» на околоземную орбиту. В течение 205 минут он сделал два витка и приземлился на специально созданный для этого аэродром Юбилейный на территории космодрома Байконур. На всякий случай были подготовлены два запасных аэродрома — гражданский Симферополь в Крыму и военный Хороль в Приморье. А для посадки «Бурана» в экстренном режиме подготовили и усилили еще четырнадцать военных аэродромов. К счастью, ни один из запасных аэродромов не пригодился.
По живому
Никому и в голову прийти не могло, что больше ни одна «Энергия» не полетит в космос. Но начавшуюся перестройку, а вслед за ней и урезание космических бюджетов проект не выдержал. Сначала его заморозили, а в 1993 году закрыли окончательно.
В этот момент на Байконуре находилось пять ракет-носителей «Энергия» в разной степени готовности. Две из них для полета требовалось только заправить. После развала Советского Союза они стали собственностью Казахстана. Поэтому и простояли до 2002 года, пока не погибли при обрушении крыши ангара. Оставшиеся ракеты разрезали и продали на металлолом. А те части советской сверхтяжелой ракеты, что не удостоились этой чести, до сих пор тихонько ржавеют — проект оказался никому не нужен. Такая же судьба постигла и летавший в космос «Буран».
Можно понять сложности переходного периода экономики и проблемы с финансированием. Однако подобное отношение к проекту иначе как разгильдяйством на грани предательства назвать нельзя. Очевидно, что сверхтяжелые проекты в космосе в конечном счете придется делать вновь, а значит всю ту работу, что уже сделали в 80-е и не смогли сберечь в 90-е, придется повторить заново.
Вместо эпилога
В августе 2016 года в новостях появилась информация о том, что в госкорпорации «Роскосмос» приступили к проектированию новой ракеты сверхтяжелого класса, создать которую планируется, используя задел программы «Энергия — Буран» — в частности, двигатели РД-171. Остается задать только один вопрос: во сколько раз проще и дешевле было бы вернуться к этой теме, если бы наследие единственного успешного советского сверхтяжа в свое время удалось сохранить.