|
Стихия Землетрясение, Извержения вулканов, Ледяной дождь, Лесные пожары, Ливни, Наводнения, Огненный смерч, Паводок, Смерчи (Торнадо), Тайфуны, Тектонический разлом, Ураганы, Цунами, град, ледоход Вулканы Авачинский, Безымянный, Бромо, Булусан, Везувий, Иджен, Йеллоустоун, Килауэа, Ключевская Сопка, Мерапи, Мон-Пеле, Невадос-де-Чильян, Питон-де-ла-Фурнез, Сабанкая, Тавурвур, Толбачик, Турриальба, Хурикес, Шивелуч, Этна Тайфуны Тайфун Нору Наводнения Наводнение в Приморье Районы вулканической активности Вулканы Камчатки, Вулканы Мексики, Курилы Грязевые вулканы и гейзеры Локбатан Природа Вулканы, Изменение климата, Красота природы Наука Археология, Вулканология Наша планета Живая природа, Спасение животных Ураганы Тайфун Мэттью, Ураган Ирма, Ураган Харви, ураган Мария Районы сейсмической активности Землетрясение в Италии, Землетрясение в Китае, Землетрясение в Турции Солнечная система Венера, Марс, Меркурий, Планета Земля, Плутон, Сатурн, Юпитер Космос экзопланеты Астрономические события Лунное затмение, Метеориты, Противостояние Марса, Суперлуние Антропогенные факторы Климатическое оружие Землетрясения Прогноз землетрясений
|
|
2017-08-28 09:12
Как русские моряки открыли Антарктиду
28 января 1820 года с бортов шлюпов «Восток» и «Мирный» люди впервые увидели антарктические берега После кругосветного плавания знаменитого английского исследователя Джеймса Кука вопрос о существовании «неизвестного Южного материка» — Terra Australia incognita — считался не просто закрытым, а неприличным. Кук, отправившийся в свое путешествие горячим сторонником существования материка южнее 50 параллели, вернулся из него столь же горячим противником этой идеи. И на основании его исследований и выводов и английские, и французские ученые постановили, что никаких материков в районе Южного полюса нет и быть не может. Однако множество явлений довольно ясно свидетельствовали об обратном. К тому же, как ни высок был авторитет Кука, но в начале XIX столетия он уже подвергался серьезной критике. И нет ничего удивительного в том, что русские моряки, для которых этот период стал временем выхода на просторы Мирового океана, замахнулись и на исследование южных полярных морей. В активе русского флота уже были первая в его истории кругосветная экспедиция Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского, предпринятая в 1803-1806 годах, и кругосветное путешествие Василия Головнина на шлюпе «Диана» в 1807-1809 годах, и кругосветка Отто Коцебу на бриге «Рюрик», растянувшаяся с 1815 по 1818 год. И все результаты этих путешествий говорили о том, что южный полярный материк должен существовать. Чтобы доказать это предположение, требовалась отдельная экспедиция, задача которой была бы исключительно узкой и сводилась бы к поиску южного материка. Именно так и сформулировал свою идею командир первой русской кругосветной экспедиции Иван Крузенштерн, направивший 31 марта 1819 года морскому министру России маркизу Ивану де Траверсе письмо о необходимости исследования полярных вод. Крузенштерн предлагал организовать сразу две экспедиции — к Северному и к Южному полюсу, и в каждую включить по два судна. Соответственно, эти пары получили названия «Южная дивизия» и «Северная дивизия». Командиром «Южной дивизии» по предложению Крузенштерна стал капитан второго ранга Фаддей Беллинсгаузен, которого вдохновитель экспедиции хорошо знал как подчиненного в своем первом кругосветном путешествии. Под непосредственное командование Беллинсгаузену передали шлюп «Восток» британской постройки, а командиром второго корабля — шлюпа «Мирный», построенного по проекту русских инженеров Колодкина и Курепанова, был лейтенант Михаил Лазарев. Примечательно, что его младший брат Алексей Лазарев вскоре тоже ушел в полярный поход: лейтенантом на шлюпе «Благонамеренный» в составе «Северной дивизии». Шлюпы «Южной дивизии», экипажи которых были полностью укомплектованы добровольцами — и надо заметить, что недостатка в желающих не было, скорее наоборот! — вышли в свое историческое плавание из Кронштадта 16 июля 1819 года. В документах экспедиции ее цель была сформулирована кратко и довольно расплывчато: открытия «в возможной близости Антарктического полюса». В этой расплывчатости крылся свой смысл: предугадать результаты исследований не взялся бы ни один ученый того времени, а под «возможной близостью» скрывались все южные воды как Тихого и Атлантического, так и Индийского океанов — воды, которые интересовали русский флот как область возможной экспансии. Первой остановкой на далеком пути «Южной дивизии» стал английский Портсмут, где корабли задержались на месяц, дозакупаясь необходимым оборудованием и снаряжением. От берегов Британии «Восток» и «Мирный» двинулись в сторону Бразилии, сделав короткую остановку на острове Тенерифе, а потом добравшись до Рио-де-Жанейро. Этот путь русским морякам уже был знаком по прежним кругосветным плаваниям. А вот после Бразилии, по мере того, как шлюпы спускались все дальше на юг, начинались области совершенно новые. 27 января (по новому стилю) 1820 года русские шлюпы впервые в истории отечественного флота пересекли Южный полярный круг. А на следующий день «Восток» и «Мирный» подошли вплотную к ледяному барьеру Антарктического материка. В своем экспедиционном дневнике командующий «Южной дивизии» описал это событие так: «Продолжая путь на юг, в полдень на широте 9°21'28" и долготе 2°14'50" мы встретили льды, которые представлялись нам сквозь шедший снег в виде белых облаков». А командир шлюпа «Мирный» лейтенант Михаил Лазарев позднее в письме своему другу и однокашнику по Морскому корпусу Алексею Шестакову нашел более эмоциональные слова: «16 января достигли мы широты 69°23' S, где встретили матерый лед чрезвычайной высоты, и в прекрасный тогда вечер, смотря на салингу, простирался оный так далеко, как могло только достигать зрение… Отсюда продолжали мы свой путь к осту, покушаясь при всякой возможности к зюйду, но всегда встречали льдяной материк, не доходя 70°… Открылась, наконец, та матерая на юге земля, которую так долго искали и существование коей сидевшие филозофы в кабинетах своих полагали необходимым для равновесия земного шара». Но русские моряки не ограничились одним лишь первым знакомством с новым материком. Продолжая двигаться на восток и не оставляя попыток вновь и вновь продвинуться дальше на юг, они каждый раз натыкались на «матерый лед», убеждаясь, что имеют дело с материковым берегом, а не островами. В конце концов в начале февраля корабли развернулись на север и вскоре пришли в австралийский Сидней. Пополнив запасы и подправив рангоут и такелаж, шлюпы в мае на три месяца вышли в тропические воды Тихого океана, а затем, вновь вернувшись ненадолго в Сидней, 31 октября опять двинулись в сторону новооткрытой земли. Не оставляя попыток продвинуться как можно южнее, «Восток» и «Мирный» в конце концов обошли Антарктиду вокруг, окончательно доказав не только существование нового материка, но и то, что он, вопреки идеям некоторых географов, никак не соединяется с Южной Америкой. Во время второй фазы антарктического плавания были открыты остров Петра I (22 января 1821 года) и Земля Александра I (29 января 1821 года) — крупнейший остров Антарктики. Домой, на Балтику первооткрыватели Антарктиды вернулись 5 августа 1821 года. В этот день шлюпы «Восток» и «Мирный» вошли на рейд Кронштадта и вскоре встали на якоря на тех же местах, с которых снялись 751 день назад. За кормой у них были 49 720 морских миль — два с четвертью экватора, или почти 100 000 километров! Помимо Антарктиды, в ходе экспедиции «Южной дивизии» были открыты 29 островов и один коралловый риф, многие из которых получили имена русских моряков — участников уникального плавания. Но все-таки в истории и русского флота, и мировой науки все, кто был на борту шлюпов «Восток» и «Мирный», навсегда останутся как люди, совершившие крупнейшее географическое открытие после начала XIX века — открытие шестого материка, «неизвестной Южной земли», открытие Антарктиды. Автор Сергей Антонов
Источник: cont.ws
|