(мегалиты на Севере Шотландии в шаговой доступности от поля битвы при Каллоден, недалеко от Инвернесса)
Из моего перевода шотландской книги Хью Дж. Аллисона "Culloden Tales":
Добрые камни
Южный берег реки Нэрн защищен от превратностей приморской погоды хребтом Драммоси, но не накрыт его тенью. Здешняя терраса, покрытая гравием, была излюбленным местечком, безопасным ото всего, наихудшим из чего было наводнение, в Бронзовый век оно было превосходным местом для сельского хозяйства.
Примерно за 2.000 лет до н.э. кого-то из общины обуял образ потрясающей значимости. После взволнованного обсуждения этого с остальными, он подвергся детализации и переработке, пока для него не нашлась подходящая форма. Работая сообща, община снесла свое небольшое поселение, которое было перестроено в другом месте, и используя комплекс имеющихся материалов, а также некий специфический камень, добытый для этой цели, они воздвигли ритуальный ландшафт, исключительный по своему замыслу и одухотворенности. Вдохновленные этим порывом монументы, приурочили к небесным событиям, отметив таким образом значимые годовщины календаря.
Люди продолжали воздвигать разнообразные постройки, включая увенчанные куполом коридорные гробницы в виде каирнов - пирамид из камней, а также кольцевые каирны с лучами, или насыпными дорогами; каждый каирн был окружен впечатляющим каменным кругом. Самые огромные стоячие камни были добыты и привезены с холмов по над рекой Нэрн, - задача, требующая, по меньшей мере, дюжины работников.
За прошедшие годы вуаль мрака покрыла некоторые аспекты этого примечательного места, и это вызывает вопросы. Каждая из коридорных гробниц использовалась лишь на протяжении краткого периода времени, и каждая из них, похоже, вмещает лишь одно захоронение. Кем могли быть эти люди? Возможно ли, что они были очень известны в свое время? Или их выбрали по некой иной причине? Кольцевые каирны так и не были ничем покрыты и могли быть местом различных церемоний, относимых к погребениям или поворотным точкам года. Какую форму принимали такие церемонии? Кому и как в ходе них поклонялись? В каждом из каирнов имеются отмеченные чашей камни (cup-marked): были ли эти камни в повторном употреблении с древнейших времен, могли ли они вмещать ритуальные подношения для духов, такие как молоко или сыр? Эти вопросы среди прочих, похоже, так и останутся без ответа, и в связи с этим лишь добавят ореола тайны этим камням. В то же время, однако, некоторые детали этого места настолько рельефны, что, похоже, способны поведать свою историю даже тысячи лет спустя.
Балнуаран из Клавы – это название места, где стояли эти монументы. Один из переводов словосочетания Каирны Клавы – «добрые камни» кажется подходящим для них, дающим ясную ассоциацию с сезонным циклом и сельскохозяйственным годом.
Существует достаточно доказательств тому, что эти каирны, подобно многим другим, были ориентированы по расположению Луны на небе, особенно значительна их связь с такими событиями, как малое и большое луностояние (minor and major lunar standstills), когда Луна находится в своей самой южной точке. Необычность Клавы заключается в том, что она также ориентирована на солнце. Каирны стоят задней частью на северо-восток, и между ними открывается проход на юго-запад. Они выстроены правильными линиями в расчете на зимнее солнцестояние, во время коего в ясные вечера лучи заходящего солнца падают на проход, и яркий свет фокусируется на задней стене центральной залы. Солнце, как оно видно с северо-восточного каирна в это время, заходит за юго-западный каирн. Ось, проходящая через северо-восток/юго-запад, по этим каирнам указывает также на тот факт, что они имели важное значение в ходе летнего солнцестояния.
Самой уникальной особенностью Каирнов Клавы является то, что при сличении их с другими прочными постройками неолитического периода проект этой конструкции выглядит, по меньшей мере, экстравагантно. Выбор непрочных строительных материалов, недостаточная стабильность конструкции и использование ступенчатых колонн демонстрируют, что важность прочностной устойчивости была принесена в жертву соображениям эстетики, ориентировки в пространстве и ритуальному значению проекта.
Это было место, где строители были намерены показать торжество духа над физической формой.
Итак, что же оказалось настолько важным, чтобы получить преимущество над крепкой каменной кладкой? Таких факторов было 5: ориентировка в пространстве, цвет, арифметика, декор и сам замысел.
Помимо привязки к положению солнца и Луны на зимнее и летнее солнцестояние, это место использовалось для наблюдений за тем, как солнце движется по небу на протяжении года, тени особых стоячих камней (на восходе и закате) касаются отмеченных чашей камней по краям каирнов. Эти тени указывают на время весеннего и осеннего равноденствия, а также и древних кельтских празднеств Белтайна (май), Лугназада (август), Самайна (ноябрь) и Имболка (Bride, февраль).
Все стороны этих строений были окрашены, когда они были новыми. Каменные круги и каирны были построены из камней насыщенно красного цвета с юго-западной стороны и должны были светиться красками заката. С северо-восточной стороны они были построены из более белого камня, включая гнейс и кварц, который должен был сверкать и искриться на восходе солнца.
Число 12 (или кратные ему числа) появляется во многих частях каирнов, таким было количество камней в кругах, или по внешнему их краю, или по внутреннему краю кольца каирна, или число камней при строительстве прохода в каждом из каирнов.
Известно, что украшение осуществлялось за счет камней, отмеченных чашей, возникающих на некоторых из стоячих камней кругов, а также на самих каирнах.
По своей конструкции все основные компоненты этого места различаются по высоте. Каменные круги, края каирнов и даже камни фундамента центральной залы бывают меньше сзади (или на северо-востоке) и возвышаются до высочайшей точки конструкции спереди (или на юго-западе). Вокруг каирнов имеются платформы из каменной кладки, появившиеся, вероятно, когда проходы закрыли, а духов оставили спать мирным сном на следующие несколько столетий.
Минули поколения, и, к сожалению, климат начал ухудшаться. За прошедшие в довольствии годы количество людей сильно увеличилось. Теперь неурожай бывал довольно часто, а количество ртов, которые было нужно прокормить, стало даже слишком велико. Что же им было делать? Похоже, ответом на этот вопрос стало повторное использование старых монументов и храмов, а также строительство новых. Возможно, с возрождением надлежащих священных обрядов урожай должен был стать лучше.
Это одна из теорий, объясняющих повторное использование прохода между могилами для кремации и погребения, а также сооружение краевого каирна Клавы. Построенный около 1.000 лет до н.э., этот каирн имеет более грубую конструкцию, чем те, что построены на 1.000 лет раньше, и возможно, что он составлял лишь 30 футов в диаметре. Однако некоторые похожие детали появились и в этом строении тоже, среди них цвет, в основе своей розовый здесь, и красные валуны, как альтернатива белому цвету. Первоначально камни могли очерчивать низкую земляную насыпь, а камни, отмеченные чашей и кольцом (взятые, вероятно, где-то в другом месте) были помещены с краю.
Ничто из этого не улучшило урожаи, и невзирая ни на что, настало неминуемое. Доброе время прошло. Стали изготовлять больше оружия, и укреплять поселения, или, по крайней мере, огораживать их. Земля стала богатством, а сила - единственным, что позволяло владеть ей. По мере того, как все больше усилий и времени направлялись на защиту, наступил упадок в сооружении искусной работы каменных кругов или храмов, а люди стали рассматривать родники, деревья и другие природные объекты, как места силы, а так же, как места для ритуалов.
Строения Клавы, воздвигнутые с такой дальновидностью и с такими усилиями, были заброшены, и снова на столетия погрузились в сон. Те головокружительные дни мощи, красок и силы прошли, но никогда не были совершенно забыты. Некоторые люди еще будут продолжать ритуалы среди Добрых Камней даже и тысячу лет спустя.
3-е фото от конца - вход в 3-й каирн в ночь Самайна.
Заключительное фото - мое - от 12.07.2017. Вид на 2-й и 3-й каирн.