Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов
Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить
и умереть в зоне сейсмической активности

Стихия

Землетрясение, Извержения вулканов, Ледяной дождь, Лесные пожары, Ливни, Наводнения, Огненный смерч, Паводок, Смерчи (Торнадо), Тайфуны, Тектонический разлом, Ураганы, Цунами, град, ледоход

Вулканы

Авачинский, Асо, Безымянный, Везувий, Йеллоустоун, Кампи Флегрей, Килауэа, Ключевская Сопка, Мерапи, Мон-Пеле, Невадос-де-Чильян, Питон-де-ла-Фурнез, Сабанкая, Тавурвур, Толбачик, Турриальба, Фуэго, Хурикес, Шивелуч, Этна

Тайфуны

Тайфун Нору

Наводнения

Наводнение в Приморье

Районы вулканической активности

Вулканы Камчатки, Вулканы Мексики, Курилы

Грязевые вулканы и гейзеры

Локбатан

Природа

Вулканы, Изменение климата, Красота природы

Наука

Археология, Вулканология

Наша планета

Живая природа, Спасение животных

Ураганы

Тайфун Мэттью, Ураган Ирма, Ураган Харви, ураган Мария

Районы сейсмической активности

Землетрясение в Италии, Землетрясение в Китае, Землетрясение в Турции

Солнечная система

Венера, Марс, Меркурий, Планета Земля, Плутон, Сатурн, Юпитер

Космос

экзопланеты

Астрономические события

Лунное затмение, Метеориты, Противостояние Марса, Суперлуние

Антропогенные факторы

Климатическое оружие

Землетрясения

Прогноз землетрясений

2017-08-25 12:02

Хозяйка неба: где в Томской области чаще всего бывает гроза.

Грозовые дни в Томской области бывают нечасто, их всего 20-25 в году. Но даже в нашем регионе есть территории, словно притягивающие молнии. А есть такие, где за все лето их видят пару раз. За что гроза "любит" село Бакчар, почему лишь в Колпашеве можно верить прогнозам и как ученые Томского госуниверситета (ТГУ) пытаются обхитрить облака – в материале РИА Томск.

Опасность сверху

Гроза наносит серьезный ущерб хозяйству – горят дома, пропадает урожай, "вылетают" подстанции. А самое печальное – гибнут люди. По данным завкафедрой метеорологии и климатологии геолого-географического факультета (ГГФ) ТГУ Валентины Горбатенко, в Томской области с 1990-го по 2011 год молнии убили 23 человека.

"В Томской области фиксировали примерно 20-25 дней с грозой в год. А на экваторе – 140. В Африке есть зоны, где грозы наблюдаются 180 дней. Но когда стали практиковаться спутниковые наблюдения и метеорологи получили первые карты плотности разрядов молний в землю, стало очевидно: частота гроз – не основной фактор опасности", – рассказывает Горбатенко.

По ее словам, гораздо важнее знать, сколько молний может разряжаться на конкретной территории. Ведь гроза может эпично "полыхать" внутри облака, но при этом не оставлять после себя разрушительных последствий.

"В середине 1990-х я стажировалась в Германии, и там эта информация хорошо продавалась: компании – страховые, энергетические – готовы были платить за сведения о грозопоражаемости территорий. Если, например, строить подстанцию или линию электропередач в правильном месте, можно добиться меньшего числа аварий по вине гроз и сэкономить средства на дорогой молниезащите", – рассказывает Горбатенко.

Вернувшись в Россию, она решила заниматься этим вопросом здесь: российский рынок неизбежно должен был прийти к такому же цивилизованному планированию угроз.

И не ошиблась: в начале 2000-х энергетики стали заказывать карты грозоопасности территорий, чтобы узнать, где лучше строить объекты. Среди заказчиков, например, компания "Башкирэнерго". По словам ученого, метод определения грозоопасности территории запатентован и является основой ее докторской диссертации.

Карты составляются по результатам спутниковых наблюдений и работы радиопеленгационных систем. На крыше шестого корпуса ТГУ, в котором базируется геолого-географический факультет, установлен грозопеленгатор (кстати, единственный в Западной Сибири). Его функция – отслеживать, где, когда и какая была молния. Данные из разных источников сопоставляются и переносятся на карту территории.

"Если открыть карту, составленную для Томской области, то увидим: есть районы, где не каждый год случается разряд в землю. Это, например, Белый Яр (административный центр Верхнекетского района – Ред.), вокруг которого много торфяников. Или вот интересная картина: вдоль среднего течения Оби дней с грозой в целом мало (20-22), зато молний много – до пяти разрядов на квадратный километр в год, потому что река – проводник для электричества", – объясняет Горбатенко.

Рекордсмен по количеству гроз в Томской области – деревня Березовка Каргасокского района. Там за год в среднем 62 дня с грозой.

А рекордсменом по возникновению опасных гроз является село Бакчар (административный центр Бакчарского района): пять-шесть разрядов молний на квадратный километр в год. Связано это, скорее всего, с наличием в районе железнорудных месторождений, ведь руда (как и вода) – хороший проводник. Выделить одну причину грозоопасности нельзя. Более того, в мире до сих пор нет единой теории возникновения грозы.

"Поэтому при составлении карты мы всегда учитываем несколько факторов: сколько солнечной энергии приходится на единицу поверхности, есть ли поблизости источник влаги. Например, в Сахаре почти нет гроз, потому что без влаги не могут сформироваться кучевые облака. А для образования молнии должно быть мощное кучево-дождевое облако, с шапкой выше 6-километровой отметки", – говорит Горбатенко.

Карты в руки

По словам ученого, предсказывать грозы становится все сложнее. С одной стороны, меняется климат. Раньше считалось, что выше 70-й широты молний не бывает. Но 21 августа выпускники ГГФ ТГУ, работающие в Анадыре, прислали Горбатенко сообщение о том, что гроза наблюдалась на 71-й широте, на станции "Собетт", и прогретые воздушные массы все дальше забрасываются на север.

С другой стороны, в техническом плане Россия находится на уровне Африки.

"Весь цивилизованный мир покрыт громоотметчиками, а у нас я уже лет 20 слышу: скоро поставим, скоро поставим... Хорошо предсказать грозу можно при наличии метеорологического радиолокатора. Пять лет назад сломался радиолокатор, стоявший в районе (томского) аэропорта и позволявший видеть конвективные облака, предвещающие грозу, в радиусе около 180 километров от города. Заменить его пока не случилось", – сетует Горбатенко.

Сложность в том, что градовые и грозовые облака в диаметре не превышают 10 километров. "Расстояние между метеорологическими станциями, наблюдательными автоматическими пунктами в Сибири очень большое. Тем более, нет даже радиолокатора... И, конечно, с такой плотностью наблюдений невозможно предсказать такие опасные конвективные явления, как гроза и град. Альтернатива – только разложить у цыганки на картах", – добавляет собеседница.

Она отмечает, что достоверный прогноз грозы можно сделать, если есть сведения о вертикальной структуре атмосферы. Анализируют ее на аэрологических станциях: в небо запускается наполненный легким газом шар с прикрепленными к нему датчиками температуры, давления, влажности.

В Томской области постоянно и бесперебойно работает только одна аэрологическая станция – в Колпашеве, но ее данных недостаточно для оценки вероятности грозы на такой большой территории, как Томская область. Поэтому жители районов вдали от Колпашева довольствуются формулировкой синоптиков "временами и местами возможны грозы". А там уж как кому повезет…

"Для прогноза грозы по Томску берем данные новосибирской аэрологической станции. Но она все равно далеко… Можно опираться на данные спутников, но гроза всегда связана с плотным слоем облачности, и спутник видит лишь ее верхнюю границу", – рассказывает Горбатенко.

По ее словам, сейчас разрабатывается метод улучшения прогноза с использованием спутниковой информации. Эта работа ведется совместно с учеными механико-математического факультета ТГУ. Исследователи используют возможности суперкомпьютера СКИФ Cyberia для прогнозирования локализации грозовых и градовых ячеек.

"Математики создали несколько моделей для решения разных задач, в том числе оценки вероятности обледенения самолетов во время взлета и посадки. В этом явлении главную роль играет изменение температуры по вертикали в сочетании с уровнем влажности над аэропортом", – говорит Горбатенко.

Имея такую модель, закладывая определенный шаг по времени и учитывая стартовые погодные условия, можно воссоздать процесс, который будет в атмосфере через какое-то время.

Средняя скорость движения молнии – 150 км/с. Температура плазмы в ней превышает 10 000°С. Сила тока внутри канала молнии – до 200 000 А. По данным ученых, если молния несет положительный заряд, то сила тока выше, и она может нести больше разрушений. В широтах Томской области таких молний 10-15%.

Правила поведения в грозу

Если вы находитесь в лесу, помните: деревья являются естественными громоотводами, причем вероятность попадания молнии в конкретное дерево прямо пропорциональна его высоте. Поэтому держитесь подальше от высоких деревьев. Самый лучший вариант – сесть между низкорослыми деревьями с густыми кронами. Чаще всего молния ударяет в дубы, тополя, вязы. Реже – в ель и сосну. Совсем редко – в березы и клены.

Находиться на открытом пространстве опасно: тело человека является хорошим проводником. Если стихия застала на открытом месте, надо присесть в позе эмбриона, чтобы не "маячить" на местности. Кстати, если на вас резиновые сапоги, они могут спасти, потому что являются изолятором для тока.

В грозу ни в коем случае нельзя купаться в водоемах, каким бы романтичным ни казалось это занятие. Нельзя разговаривать по телефону: "заметив" электромагнитную волну, молния даже может изменить свою ориентацию в пространстве.

Пережидать грозу в машине безопасно – даже при ударе молнии разряд идет по поверхности металла. Надо закрыть все окна и выключить радио и не дотрагиваться до ручек дверей и металлических деталей. А вот с велосипеда или мотоцикла надо срочно слезать.


Источник: www.riatomsk.ru