ГИБЕЛЬ ПОРТ-РОЙАЛА
Середина ХVII века для Западной Европы была исторически важным периодом. В это время велись непрерывные конфликты между господствующими странами: Испания, Голландия, Англия, Франция. Естественно вопросы касались территориального расширения и зон влияния в водах Тихого океана. История небольшого городка на юге Ямайки началась с острого англо-испанского противостояния.
Первые воспоминания о Порт-Ройале датируются еще началом ХVI века. В 1518 году на одноименном мысе был основан город - порт Кагуэй. Особенности его географического расположения впоследствии послужили отправной точкой развития юго-восточного побережья Ямайки. К середине ХVII века Кагуэй (будущий Порт-Ройал) стал очень важным торговым звеном Нового Света.
В 1654 году английский полководец Оливер Кромвель объявил о морском походе, результатом которого должно было стать покорение испанских колоний в заливах Карибского моря. Армия численность почти десять тысяч человек под командованием двух доверенных лиц Кромвеля — адмирала Уильяма Пенна и Роберта Венейблза — достигла берегов Санто Доминго на острове Гаити. Но испанцы устроили британцам такую головомойку, что Пенн и Венейблз, зная крутой нрав Кромвеля, не рискнули вернуться в Англию из страха оказаться на эшафоте.
Озлобленные англичане были вынуждены отступить, и тогда их взгляд пал на беззащитную на первый взгляд Ямайку, где держать оружие в руках могли лишь несколько сот ополченцев. Последние, не выдержав атаки, отошли вглубь острова, но англичане, увлеченные быстрой победой, не пошли дальше, а остались у побережья. Пользуясь промедлением, испанские жители острова собрали свои пожитки, выпустили рабов и в срочном порядке переправились на Кубу. Оставшиеся же рабы организовались в банды и шайки, став первыми пиратами Ямайки.
Со временем на острове стало селиться всё больше англичан. За несколько десятилетий Порт-Ройал превратился в центр торговых путей Нового Света, где с одной стороны базировались представительства влиятельных торговых компаний и находилась база королевского флота, а с другой процветала контрабандная торговля и пиратство. Здесь можно было без препятствий сбыть награбленное и хорошенько развлечься в местных трактирах и публичных домах. Порт-Ройал как магнит притягивал к себе всевозможных дезертиров и разбойников. На пирсе они нанимались в команды кораблей, после чего уходили на «дело». Некоторые из них возвращались с долгожданной добычей, другие – с пулей во лбу: торговые корабли стали стали нанимать охрану для своей защиты. Пираты организовали на Ямайке нечто вроде своего государства со столицей в Порт-Ройале. Англичане же закрывали на это глаза – морские разбойники обязались не нападать на британских торговцев, но зато не давали покоя испанцам, устраивая постоянные налеты на их острова и корабли.
Пика своего развития Порт-Ройал достиг во времена знаменитого английского пирата Генри Моргана. Он понимал, что разграбление небольших поселений и островов не дает существенного прироста прибыли, поэтому нацелился на более крупную добычу. Таковой стал город Панама, славившийся своими богатствами, накопленными благодаря торговле золотом и серебром. Для задуманного ему нужно было большое войско, которое пират, служивший английской короне, сумел получить после переговоров с пиратами Тортуги и Гоавы.
Предприятие Генри Моргана оказалось успешным, и в 1671 году войско пирата разграбило город. Поговаривали, что добыча капитана была столь велика, что увезти её в Порт-Ройал удалось только через неделю. Домой разбойники вернулись победителями.
Но существование пиратской столицы подходило к концу…
7 июля 1692 года в 11:43 (в соответствии с остановившимися часами, найденными позже на дне бухты) Порт-Ройал оказался в эпицентре самого разрушительного землетрясения, когда-либо имевшего место на Ямайке. В течение 2-3 минут треть населения города сгинула в недра земли и моря. Первый подземный толчок оказался сильным, но не роковым. От него пошли трещины по стенам зданий. Второй толчок оказался более мощным. Дома посыпались и погребли под собой всех, кто там находился. На поверхности земли образовались глубинные провалы, поглощавшие в себе всех и вся. В них бесследно исчезали целые улицы и кварталы.
Одновременно с двумя толчками в море сформировалось цунами, которое смыло всю северную часть города вместе с постройками и жителями. Но для некоторых эта могучая волна стала спасением. К примеру, парусник «Свон», лежавший на правом борту по случаю ремонта, был унесён в море. Он пронёсся над оставшимся внизу городом на крейсерской скорости. Его леера тянулись за ним спасительным шлейфом, и люди, оказавшиеся поблизости, хватались за них и оставались на плаву. В конце концов «Свон» врезался в крышу затопленного здания, где нашёл свой последний причал. Буксировка «Свона» спасла жизни 57 пиратам и 6 проституткам. Но большинство дам отдыхали после "ночного дежурства". Их сон оказался вечным.
Множество горожан провалились сквозь землю. Почва то разверзалась, то смыкала свои уста, унося в безмолвие сотни людей...
Но были и везунчики. Коммерсант Л. Голди провалился в почву по самые уши. Он не мог пошевелить и пальцем. Голди молил о помощи и предлагал за своё спасение горы злата, но окружающим было не до него и не до золота. Каждый спасал свою шкуру. Однако боги, видимо, услышали призывы купца: подземная струя воды выкинула Голди из «могилы» как пробку. А вот его бордель, магазины и особняк канули в землю. Спасительный бартер состоялся.
70% территории города поглотило море. В следующие несколько недель от травм и болезней умерло более 3000 человек.
Выжившие через несколько лет отстроили город заново.
Но Порт-Ройал будто кто-то проклял: через 11 лет почти все постройки в городе уничтожил сильный пожар, а «добили» пиратскую столицу последовавшие за этим ураганы. С Порт-Ройалом было покончено.
Сегодня Порт-Ройал представляет собой жалкое зрелище. Невозможно поверить, что губернатором этой рыбацкой деревушки был сэр Морган (кстати, его могила сгинула в море). Здесь влачат жалкое существование менее 2 000 жителей — рыбаки и их жёны. Из всех развлечений, что ныне может предложить Порт-Рояль, остался стриптиз под бессмертную музыку Боба Марли да музей, где демонстрируют поднятые из моря экспонаты: монеты, оружие, предметы быта. И это всё.
Но разрушенный город не перестает привлекать внимание исследователей, которые обнаруживают на его территории все новые любопытные артефакты. Затопленные постройки хранят бесценные исторические документы, а один лишь вид многовековых сооружений, покрытых ракушечником, приводит в восторг многочисленных дайверов. Во время землетрясения в гавани было пришвартовано несколько судов, которые тоже ушли под воду и сегодня покоятся на дне.
Масштабные исследования Порт-Ройаля начались в середине 20 столетия, с морского дна учеными были подняты десятки бесценных исторических находок. Главную ценность затопленного города представляют пиратские грузы, значительную часть которых исследователям так и не удалось обнаружить.
И, несмотря на дурную славу Порт-Ройаля, затопленный город является выдающимся историческим объектом.
Источник: vk.com